Варвара ВАСИЛЬЕВА: «Как научить любить город?»

27.05.2016 
Количество показов: 463
На протяжении 15 лет городское детское движение «Юный горожанин», объединяющее сегодня 18 000 детей и 72 детские общественные организации, учит подрастающее поколение порядочности, ответственности, активности и инициативности через простой, но очень важный и близкий каждому девиз: «Город – наш дом, и мы – хозяева в нем». Однако мало кто знает, как все начиналось. Об этом и многом другом нам расскажет создатель и бессменный председатель детского движения «Юный горожанин» Варвара ВАСИЛЬЕВА.
Из коммунаров – в «Юные горожане»
«24 ноября 2001 года родилось городское детское движение, которое сегодня всем известно как «Юный горожанин». Над концепцией движения мы работали очень долго, почти год. Фундамент организации составили пионервожатые, ставшие организаторами детского движения, школьные президентские советы, детское самоуправление. А также люди, в то время составлявшие административный ресурс города – Илья МИХАЛЬЧУК, начальник Управления образования Евдокия ЕВСИКОВА и начальник Управления молодежи Валентина РЫБКИНА. Их задумка была претворена в жизнь как городское детское движение, которому в этом году исполняется 15 лет», - рассказывает наша героиня.

Знать, к чему стремимся
Как отмечает Варвара Альбертовна, концепция, разработанная 15 лет назад, за эти годы практически не претерпела изменений, поскольку цели и задачи по-прежнему не теряют своей актуальности: воспитание юного горожанина, который живет в городе, заботится о нем, чувствует себя его хозяином. Кроме того, в задачи городского детского движения входят более конкретные пункты, по каждому из которых в течение многих лет ведется соответствующая работа:
В.В.: «Нынешняя концепция нашего детского движения выстроена с конкретными задачами и целями, первая из которых – формирование сознательной, активной, интернациональной гражданской патриотической позиции ребенка. Это будет всегда актуально, ведь мы живем во время смены ценностей, прерывания преемственности, фальсификации исторических фактов. Кроме того, мы стимулируем и поддерживаем общественно значимые инициативы детских общественных объединений. Так, у нас есть 5 опорных школ, работающих по детскому движению. За ними закреплены специалисты в области дополнительного образования, которые получают у нас заработную плату и работают на развитие своего внутришкольного детского общественного объединения».
Каждый из ребят должен выбрать свой собственный маршрут развития, проект, в котором бы он себя реализовал. Эти проекты, «кирпичики», составляют основу еще одного направления – «Разработка и реализация программ для совместной социально значимой деятельности участников движения». В эти самые программы входят разнообразные акции, проводимые «юными горожанами» по всему городу. Важно отметить, что многие мероприятия городского детского движения вошли в календарный план уже республиканского – Единого детского движения «Стремление» под эгидой Главы РС (Я). 

Делать мир лучше
Как отмечает председатель «Юного горожанина» Варвара Васильева, движение открыто для всех, главное, чтобы было желание. В движении детей не делят, работают со всеми, да и ребята приходят мотивированные, знают, чего хотят. Иными словами, у ребенка в голове созревает некий план, реализовать который ему помогут его новые друзья и вожатые. 
В.В.: «Единое детское движение «Стремление» («Дьулуур») под эгидой Главы РС(Я) было основано в 2013 году. Мне довелось быть одним из авторов-разработчиков новой организации. Тогда мы обратились к опыту детских общественных организаций и движений со всей республики. У «Юного горожанина» наряду с иными наработками были позаимствованы три приоритета работы с детьми, которые впоследствии были успешно реализованы в работе Единого детского движения. В области деятельности детей мы использовали принцип приоритета инициативы подростков – любой ребенок, имеющий инициативу, должен быть услышан. Из сферы отношений был выделен приоритет диалога взрослых и детей, ведь без взрослого ребенок пока практически ничего не может, так уж устроено наше общество. Приоритет современного объективного признания участия детей был извлечен из области достижения результата. То есть если у ребенка есть инициатива и он умеет определять и выражать свои мысли, идет на диалог с взрослым, то его ждут поддержка и признание участия. Таким образом, он ощутит сопричастность к чему-то великому, масштабному». 
У городского детского движения в процессе развития организации выработалось 5 форм работы; как отмечают сами авторы концепции, чем проще само движение, тем легче работается преподавателям и становится доступнее детям.

В.В.: «Первый блок – «Детское социальное проектирование», то есть социальные акции, социально значимые дела, которые они могут планировать, разрабатывать сами;  второй блок – «Социальное взаимодействие», как следует из названия – это возможные пути взаимодействия при реализации проектов с участием самого ребенка. Одно из интересных направлений – «Малая проектная мастерская». Все проекты, возникающие посредством социального проектирования, социального взаимодействия, так или иначе, должны быть во что-либо претворены. Вот этим мы как раз и занимаемся в Малой проектной мастерской. «Игровое взаимодействие» – при работе с детьми без игры никуда; без игровой формы взаимодействия в принципе невозможны никакие детские слеты, мероприятия различной организационной формы. Ну и «Малый педагогический корпус» – это дети, которые являются или хотят быть вожатыми, игротехнологи, аниматоры… То есть те, кто мог бы реализовать себя в последующем как педагог. Сюда же иногда включаются ребята, занимающиеся в детском самоуправлении».  

…и учить этому других
В.В.: «Когда мы разрабатывали идею нашего детского движения, мы старались исходить из того, что бы хотел увидеть сам ребенок. Это наш главный критерий при организации всевозможных ежегодных слетов, сборов и иных мероприятий. Мы ориентируемся на детей. В большинстве своем дети – фантазеры, но в то же время они могут делать такие смелые шаги, которые не осмелились сделать многие взрослые при реализации своих идей и проектов. Бывает, что детская инициатива намного продвинутее, и в этом отношении многое, что формирует наш наработанный опыт, это результат деятельности наших детей. 
Многие наши выпускники и сами работают с детьми и молодежью, достигнув определенных высот в своем возрасте. В их числе и лидер движения педагогических отрядов Якутии Александра АНТОЕВА, координатор детского движения по городу Якутску Сардаана ПЕТРОВА; сотрудник Управления молодежной политики г. Якутска Николай ЩАНИН и др. Есть у нас уже начальники, заместители начальников управлений образования. То есть если отследить путь каждого яркого ребенка, то практически всегда оказывается, что он достиг чего-то значимого для своих 15, 18, 20, 30 лет… Их путь только начинается; получив в свое время необходимую поддержу, ребята сами выбирают свою траекторию жизненного полета… Мы же являемся технической, методической и, наконец, просто человеческой поддержкой, которая может быть нужна для развития ребенка. 
В завершение ребятам города Якутска я хотела бы пожелать, чтобы помнили о том, что город – наш дом, и мы – хозяева в нем. Если захочешь бросить ту же бумажку, подумай, что ты – хозяин, и все это принадлежит тебе. Ты находишься в своем доме, в котором нельзя ни мусорить, ни гадить. Педагогам хотелось бы пожелать оставить своим ученикам наследие в виде знаний и наставлений, поскольку мы отличаемся от других людей ответственностью нашего дела – мы воспитываем поколения, которые будут развивать страну и республику после нас. Ребенка ругать не стоит, порицанием мы можем ничего не достигнуть. Главное – найти подход к ребенку, а ключик можно найти к любому человеку. Также сегодня очень важна проектно-командная деятельность – мы должны быть как одна семья, где каждый, не важно, ребенок или взрослый, должен чувствовать себя нужным, приобщаться к общему делу». 

Беседовал Анатолий ХРАМОВ
Количество показов: 463
Выпуск:  №20 (2546) от 27 мая 2016 г.
Комментарии