Колесницы современного боя (От тачанки до «Тойоты»)

16.12.2016 
Количество показов: 358
Какую только вычурную технику не рисовали футуристы и конструкторы боевых машин в 1980-х годах, представляя себе  бои ХХI века. Но никто из них не мог себе предположить, что поле боя будет принадлежать не высокотехнологичным произведениям военных заводов, а гражданским пикапам японского автопрома, оснащенными советскими пулеметами и зенитными пушками…  Сегодня их называют просто - тачанками.
Вспомним, что первые боевые колесницы появились во 2-м тысячелетии до нашей эры (ямная культура). В примитивной деревянной повозке один человек управлял лошадьми, а трое лучников за его спиной вели прицельный огонь. Но даже их уже можно было бы назвать как  High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство» (расшифровка  американского броневика «Хамви»).

Аргумент Махно
По большому счету от этой самой повозки знаменитая тачанка отличается, если не считать пулемёта, только наличием рессор. Мягкость хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь во время движения.  Конную рессорную повозку со станковым пулемётом, направленным назад, начали применять англичане с начала 1890-х годов во время подавления восстаний в Южной Родезии (нынешней Зимбабве).  Но свою легендарную известность она получила на юге России. Как бы его назвали сейчас, «полевой командир» Махно  благодаря тачанкам творил просто чудеса. Отряды батьки использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом, воинство Махно легко проходило до 100 км в день несколько дней подряд. Так, после успешного прорыва под Перегоновкой в сентябре 1919 крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых. Подобная мобильность редкость даже в современных высокомеханизированных частях. Не забудем, что  такая убойная вещь, как пулемёт «Максим» на станке Соколова, весил до 70 кг.  Широко тачанка использовалась и в Красной армии. При осуществлении сабельной атаки на позиции противника тачанки заходили на фланги и, развернувшись, поражали неприятеля перекрестным огнём. Бронеавтомобили времен Первой мировой войны, как правило, не были способны преодолевать бездорожье, и подобный манёвр во многих случаях был не практичен. Единственное, где она себя не проявила, так это в походе на Польшу. Регулярная польская армия имела значительное превосходство в современной военной технике, против которой тачанки уже не «плясали»…  Да и у самих поляков хватало своих тачанок.

Джипы второй мировой
Примерно в то же время начали ставить пулеметы и на легковые машины. В России и в раннем СССР это большого распространения не получило. Не было ни достаточного количества легковых авто, ни приемлемых дорог. На машинах с пулеметами против отрядов мексиканского борца за свободу Панчо Вилья воевал генерал Першинг, и косили  в Палестине турок экспедиционные войска англичан. Толчком к массовому применению легковых вооруженных автомобилей стала Вторая мировая война — на редком американском или английском боевом джипе не стоял пулемет, а машины спецназа, действующие в Северной Африке, обзавелись сразу несколькими. После боевые джипы ушли в тень. Огромные армии стран Варшавского договора и блока НАТО мыслили глобально, и на смену им пришли танковые армии и мотострелковые полки вооруженные БМП.

Пикап страшнее танка
Второе дыхание тачанки получили во время конфликта между республикой Чад и Ливией Муамара Каддафи 80-е года прошлого века. У чадских военных  практически не было ни авиации, ни артиллерии, ни танков и БМП. Но были  подаренные Францией 400 пикапов (Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий). Африканцы, не долго думая, установили на них тяжелые пулемёты и  неожиданно наголову разгромили гораздо лучше вооруженную ливийскую группировку. Последняя фаза чадо-ливийского конфликта вошла в историю под названием «Война «Тойот». По этому поводу начальник штаба вооруженных сил Чада якобы выразился: «Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем танк Т-55».  А мы вспомним Суворова, которому принадлежат золотые слова: «Главное – маневр!»  Советская армия столкнулась с зубатыми пикапами в Афганистане.  Столкнулась, оценила их преимущества и начала их использовать при спецоперациях. Впрочем, существует мнение, что к использованию трофейных тачанок советских спецназовцев часто побуждали не высокие боевые качества машин, а отсутствие материальной ответственности: за потерю трофейной техники наказаний не предполагалось. В данное время в Афганистане на боевых пикапах передвигается и большинство спецподразделений контингента НАТО — чехи, голландцы, французы и, конечно, американцы (не говоря уже об афганской армии, полиции и талибах). На пикапах в ходе грузино-осетинского конфликта 2008 года можно было видеть и удирающих грузин во время их примирения с российской армией. Или на Донбассе, где одной из особенностей была установка на них автоматических гранатометов АГС-17.  

Быстрый и опасный
Причины приверженности военных, а тем более партизанских отрядов к пикапам понятны. Во-первых, это вместительность: за раз машина может увезти до тонны груза или до 20 человек с вооружением, что недоступно джипу. В случае обстрела из кузова пикапа можно легко выпрыгнуть. Во-вторых, нет проблем с получением запчастей или ремонтом — сломанную машину починят в ближайшей гражданской автомастерской. Наконец, в-третьих, пикап позволяет установить в кузов мощное вооружение. А есть ещё и недоступная ни танкам, ни бронемашинам скорость, а также меньший уровень шумности и заметности.  Но самое большое распространение эти машины получили на Ближнем Востоке в войсках так называемого Халифата и повстанческих отрядов воюющих против светского режима в Сирии. 

Япония как спонсор терроризма
Среди них есть разные автомобили, но самую большую популярность и распространение имеет вполне определенный рамный грузовик пикап — Toyota Hilux. Распространение именно этой марки привело даже к тому, что компанию «Тойота» обвиняли в спонсировании терроризма. Японцы оправдывались тем, что, к примеру, в Афганистан они поставляли крупную партию этих автомобилей исключительно воинскому контингенту Канады. И это не их проблема, что со временем вся партия практически целиком оказалась в руках талибов. Или утверждая, что заводы концерна работают в Кувейте и Турции,  мол, куда те продают гражданскую продукцию, не наше дело.

Зубы джихад-мобиля
Спектр вооружений, устанавливаемый на такие авто, чрезвычайно широкий и зависит только от уровня фантазии самоделкиных. Наиболее часто можно встретить машину с установленным в кузове ДШКМ (или его китайским аналогом «Тип 54») — модернизированным 12,7-мм пулеметом Дегтярева и Шпагина. Это оружие было принято на вооружение Красной армии ещё в 1938 году, но до сих пор грозная сила.   Второй по популярности — 14,5-мм пулемет КПВ, или снятая с захваченной бронетехники танковая модификация КПВТ - эти пулеметы при стрельбе бронебойно-зажигательными боеприпасами представляют серьезную опасность даже для легкой бронетехники. Еще страшнее советская зенитная установка ЗУ-23-2  (её до сих пор выпускают китайцы и северокорейцы). Помимо пулеметного вооружения, автомобили джихада оборудуются пусковыми установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). В основном в этой роли используются блоки для вертолетов, установленные на самодельных станках. Есть образцы с китайской 107-мм реактивной системой залпового огня «Тип 63» и египетской счетверенной пусковой установкой 122-мм ракет SACR, используются даже американские 106-мм безоткатные пушки М40. 

P.S.
Свои версии вооруженных пикапов представила и российская оборонка – это армейские варианты пикапов – УАЗ «Патриот», оборудованные для надежности с двигателем от «Тойоты».
Количество показов: 358
Выпуск:  №49 (2575) от 16 декабря 2016 г.