Наставничество для детдомовцев

Наставничество для детдомовцев
Каждый год в республике из домов-интернатов, детских домов выпускается до 90 подопечных. Как правило, у них на руках аттестат о неполном среднем образовании и весьма туманные перспективы на дальнейшее обустройство в жизни.
Что их ждет за порогом интерната? 
Помочь разобраться в жизненных ситуациях, найти простые ответы на сложные вопросы выпускникам домов-интернатов поможет наставник. Такой механизм адаптации к жизни после интерната, социализации в обществе выпускников детских домов предлагает НКО (фонд) «Семья для ребенка». Проект реализуется с 2014 года. 

В 2016 году одним из получателей гранта главы г. Якутска по поддержке общественно-значимых проектов стала НКО (фонд) «Семья для ребенка». 
На соискание был предложен проект: «Социализация и социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 
Цель проекта - организация постинтернатного сопровождения, реабилитации и социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фонд вплотную работает с детским домом-интернатом п. Мохсоголлох и детским домом «Берегиня» г. Якутска. 
Генеральный директор Ольга ВЕШНИКОВА:
- Они выпускаются в самостоятельную взрослую жизнь в 14, 15, 16 лет, не имея при этом навыков: как обеспечить себя, как создать семью, как обеспечить ее и так далее. Им очень сложно выстроить взаимоотношения в новом незнакомом для себя обществе. Как правило, выпускницы интернатов рано становятся мамами, из-за этого им приходится бросать учебу. 30% юношей зачастую имеют проблемы с законом, проблемы с зависимостью. 

Наставник – как друг и советчик
НКО разработал и внедрил проект, как адаптировать недавнего выпускника детского дома к жизни в обществе. Помочь во многих житейских проблемах, как поступить в той или иной ситуации, ему помогут волонтер и наставник. Здесь предпочтение отдается студентам профильного Института психологии СВФУ. Как правило, у них уже есть специализация по воспитанию детей с девиантным поведением. Наставником же может стать взрослый человек старше 30 лет, с образованием, работающий, это может быть и семейный человек. 
- Здесь речь не о приемных родителях. Наставник – это друг, который может дать совет. Наставник – это значимый взрослый человек для выпускника. 
Кстати, на средства гранта мы приглашали координатора проекта известной общественной организации «Большие братья – большие сестры» Руслану Яценко. Она показала и рассказала нам, как готовить волонтеров, которые станут большими братьями или большими сестрами. 
- В нашу организацию реально обращаются люди, которые интересуются: как стать волонтером. Желающие стать волонтерами проходят у нас специальную тренинговую программу. Далее проводится анкетирование и тестирование. Во время собеседования мы рассказываем об особенностях этих детей; что наставников, возможно, ждет при общении с выпускниками. Потому что волонтеров или наставников могут попросту использовать. Например, попросить денег. Поэтому мы предупреждаем и говорим, что наставник – это не родитель и не финансовый помощник. Это значимый для выпускника взрослый, состоявшийся человек. К нему выпускник может обратиться с любым вопросом вплоть до того, какую таблетку принять, если заболел. У выпускников интернатов таких навыков нет, потому что в доме-интернате всегда есть дежурный врач, который назначит лекарство.  
Подобрать волонтеру и наставнику ребенка из детского дома фонду помогает служба сопровождения детских домов. Составляя психологический портрет каждого воспитанника, они подскажут, какой ребенок может подойти тому или иному наставнику. 
- У нас есть пример молодой женщины. Она посещала тренинги и курсы волонтеров, а  сейчас она наставник у девочки, выпускницы детского дома «Берегиня». Мы держим с ними связь, и у них прекрасные дружеские отношения.   
- Наше движение поддерживает Прасковья Петровна Борисова, супруга главы республики. Дети из «Берегини» были у них в гостях, и я знаю, что одна девочка и мальчик из «Берегини» поддерживают с ними связь. 
- Среди волонтеров и наставников, конечно, больше женщин, и это понятно. Но мальчикам нужен мужчина, нужен характер, мужское воспитание. Вот этого порой нам не хватает. 
- Еще лучше, когда сами выпускники детских домов становятся наставниками ребят. Они, зная все беды и победы, на своем опыте могут дать совет, подсказать. У нас есть много примеров, когда вчерашние выпускники детских домов помогают ребятам.             
- Когда мы только начинали, то мы работали только с выпускниками, но дальнейшая работа показала, что это неверно. Начинать стыковку между наставником и выпускником лучше, когда подросток еще находится в детском доме. Воспитанникам детских домов и интернатов уже в это время нужен наставник.

Жизнь - сплошной квест
С недавних пор у фонда «Семья для ребенка» прибавилось волонтеров. Фонд провел анкетирование и тренинги по корпоративному волонтерству среди сотрудников «Алмазэргиэнбанка» и выявил тех, кто хочет помогать выпускникам детских домов.   
Как их подготовить к тому, что их ждет за порогом детского дома? Фонд совместно с банком провел квест-игры среди воспитанников Мохсоголлохского детского дома, «Берегини» и детского дома г. Алдана. 
В квест-игре надо было выполнить ряд заданий. Например, ребятам нужно было набрать пакет документов для устройства на работу; в медпункте надо было выбрать препараты по рецепту врача; в банке их научили, как правильно проводить денежные операции; объяснили, как не попасться мошенникам, не влезть в кредитные долги.

«До нас этим еще никто не занимался»
- В идеале мы хотим создать наставнический центр, куда мог бы прийти выпускник, наставник, где они могли бы общаться, проводить вместе время, заниматься, например, научить ребенка играть на гитаре. 
- Почему мы этим занимаемся? Нам кажется, что наставничество - это именно то направление, которым серьезно до нас еще никто не занимался. Кроме служб сопровождения самих детских домов, органов опеки, приемных семей. 
- Средства гранта главы города мы направили на свою прямую деятельность, на проведение тренингов, приглашение специалистов, экспертов.   
В мае прошлого года по приглашению НКО (фонда) «Семья для ребенка» в Якутск приезжал известный общественный деятель, эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов. Здесь он встретился с волонтерами и наставниками выпускников детских домов, с самими воспитанниками детских домов и интернатов. Его опыт неоценим для выпускников детских домов потому, что он сам воспитывался в детдоме.  
Директор некоммерческой организации (фонда) «Семья для ребенка» Ольга Вешникова:
- Хотим снять короткометражный фильм о выпускниках детских домов, которые нашли себя в этой жизни. Это было бы поучительно для детей. 


Как Данил вновь учиться стал  
В фонде «Семья для ребенка» рассказали историю выпускника Мохсоголлохского детского дома Данила Фролова. 
После выпуска из детдома его направили учиться в Оренбург, в финансовый колледж. Прожив и проучившись один год, Данил вернулся в Мохсоголлох. Причина – не прошел адаптацию. Но и в Якутске он не смог продолжить учебу – бесплатных мест в финансово-экономическом техникуме не оказалось. Что делать? Оставаться выпускнику детского дома без образования?  
Партнер фонда – банк выступил в качестве наставника Даниила Фролова. В сентябре прошлого года он поступил на второй курс финансово-экономического техникума в г. Якутске, но кто и на основании чего ему будет выплачивать пособие на время учебы?  Здесь дело в том, что когда выпускник детского дома-интерната поступает на учебу, ему выплачивается социальное пособие. Если же он бросает учебу, соответственно, пособие не выплачивается. Фролов, бросив учебу в Оренбурге, свое право на пособие потерял.  
Тогда с ним был заключен договор оказания услуг, по которому после учебы он работает в офисе банка. Так, выпускник детского дома Даниил Фролов стал получать пособие в виде вознаграждения, а заодно он проходит практику банковского дела.

Количество показов: 117
Автор:  Аркадий Лебедев
Выпуск:  №8 (2585) от 3 марта 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter