Иерей Андрей Быков: «Не скорбеть об усопших, а молиться и радоваться…»

Иерей Андрей Быков: «Не скорбеть об усопших, а молиться и радоваться…»
Радоница, девятый день после Пасхи, по многовековой традиции считается весенним событием, связанным с поминовением умерших. В этот день живые поминают усопших и празднуют победу жизни над смертью, молясь о том, чтобы их почившие близкие смогли попасть в Царствие Небесное. Отсюда и название праздника: Радоница – от слова «радость». Он призывает нас не печалиться и не скорбеть по поводу ухода близких, а радоваться о том, что наш Господь Иисус Христос воскрес, и все верующие в Него имеют возможность быть в вечности с Ним.

Существует ли жизнь после смерти, какова природа загробного мира и могут ли усопшие возвращаться в наш мир – об этом и многом другом мы поговорили с проректором Якутской духовной семинарии, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца иереем Андреем Быковым.

- Отец Андрей, откуда нам известно, что существует жизнь после смерти?

– В этом вопросе мы не можем вполне опираться на знания, потому что по большей части это не знания, а глубокая, истинная вера. Доказать, что загробный мир существует, мы не можем, потому что тогда все люди вынужденно, а не добровольно уверовали бы в существование Бога.

Многие околоцерковные или нецерковные люди ищут ответ на этот вопрос и хотят получить какие-то рациональные объяснения. Есть такая книга – «Жизнь после жизни», которую написал, не будучи поначалу верующим, врач, психолог Раймонд Моуди. В силу своей профессии автору не раз приходилось спасать людей, возвращая их к жизни после состояния кратковременной смерти. В своей книге он приводит рассказы разных людей, которые описывают пережитый ими опыт ухода из жизни. Все они описывают переход из этой жизни в другую практически идентично. Такое одинаковое описание перехода из нашего мира в мир потусторонний встречается у многих переживших клиническую смерть, незнакомых друг с другом и совершенно разных по уровню своего образования и социальному статусу людей. Моуди задается вопросом: может, все они начитались научной фантастики? Однако среди них встречаются не только интеллектуалы, но и  люди, далекие от книгочтения. Так, Моуди описывает случай, когда первыми словами человека, который вел неправильный образ жизни и которого на реанимационном столе вернули с того света, были: «Слава Богу, я здесь. Продолжайте, доктор, потому что там, откуда я вернулся, невыносимо страшно и тяжело, и у меня теперь есть шанс все исправить». Однако в книге Моуди есть и другие истории, когда человек в этот короткий промежуток времени попадал в такое место, где чувствовал себя прекрасно и откуда ему не хотелось уходить.

Или вот такой случай. Физик Владимир Ефремов, сидя дома на диване, почувствовал себя плохо, закашлялся и вскоре умер. Оказавшаяся рядом сестра-медик попыталась его спасти и начала делать ему массаж сердца. Благодаря этому Ефремов вернулся к жизни. То, что он рассказал, очень похоже на случаи, описанные Моуди. Хотя наверняка Ефремов не читал книгу Моуди, потому что был убежденным атеистом. К тому же физики, как мы знаем, не склонны полагаться на веру, они опираются только на эмпирический опыт. И вот такой эмпирический опыт он получил!

Подобных историй людей, переживших кратковременную смерть, очень много. Какие-то нюансы в их рассказах могут не совпадать, но есть много общего и похожего. Можем ли мы ссылаться на то, что это массовое сумасшествие или выдумка людей, если они не знакомы между собой и живут далеко друг от друга?

- Есть ли какая-то возможность узнать, куда попала душа человека после смерти – в рай или ад?

– У нас нет тесного соприкосновения с загробным миром. Более того, Церковь не одобряет действия людей, которые делают попытки как-то связаться или установить отношения с этим миром. Единственная допустимая связь с загробным миром, которую благословляет Православная Церковь, – это связь через молитву. А она не предполагает возможности узнать о загробной участи человека. Правда, здесь есть интересный момент. Если у человека болит душа о близком усопшем, он плачет о нем, долгое время не может успокоиться, то лучшее лекарство от этого – помолиться за него. Существует мнение, что, когда боль от потери близкого долго не проходит, значит, его душа беспокоится и посылает нам сигналы через Бога. А Бог через нашу совесть побуждает нас помолиться за ушедших близких, раздать милостыню нищим, чтобы они тоже помолились за них. Ведь сами умершие уже не могут молиться за себя. За них молятся те, кто живет на земле. Они должны стараться, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез и рыданий своими молитвами, милостынями и добрыми поступками. И после этого человек успокаивается, боль об усопшем утихает, и жизнь идет дальше. Возможно, если душа об усопшем не болит, это и есть знак того, что он с Богом.

- А если усопший часто снится, зовет за собой?

– Сны – одна из самых таинственных областей человеческого бытия. Не случайно над разгадкой этого феномена бьются и ученые, и философы, и религиоведы. Я советую людям абстрагироваться от сновидений и ни в коем случае не погружаться в те факты, которые преподносятся им во сне. Потому что чаще всего это беспокоит нас, заставляет переживать. Например, иногда снится, что умер кто-то из близких. И хотя этого не происходит, человек все равно продолжает думать об этом и тревожиться, так как поверил своему сну и боится плохого. Поэтому я советую не доверять снам.

- Могут ли души умерших возвращаться в наш мир?

– Такой случай описывается в Библии, когда царь Саул посредством Андалузской волшебницы вызвал Самуила. Но Самуил осудил его за это. Православная же Церковь скептически относится к бытующему мнению о том, что душа может вернуться на землю как отдельная субстанция. Более того, Церковь не поощряет всяческие попытки вызывания души из загробного мира. Приход души – это иллюзия. Душа приходит, но потом может не вернуться, создав состояние смятения и тревожности у вызывающего человека. Он знает, что не может ее обнять, поговорить с ней, так как у нее нет тела, и это только лишает покоя и будоражит человека. Ему хочется вызывать душу своего близкого все чаще. Однако это не вернет полноценного человека, у которого есть и душа, и тело. Подобные вызывания становятся болезненной зависимостью, похожей на наркотическую, люди уже не могут без них существовать. И самое главное, не факт, что это ваш близкий, возможно, это игра темных сил, которые являются под видом умершего и могут знать все события его жизни. Так темные силы издеваются над человеком, тревожа и будоража его, чтобы он не мог спокойно жить дальше, а только и ждал этих мгновений, жил только желанием связаться с умершим близким человеком. Таким образом, если в молитве об усопшем человек обретает успокоение, то на спиритических сеансах он не получает его.

Но даже если допустить мысль, что на спиритический сеанс действительно приходит душа умершего, что в этом хорошего? Мы должны позаботиться о том, чтобы его душа обрела место упокоения в том мире, а не тревожить ее. Так, например, Владимир Ефремов описывает: «Когда сестра стала проводить реанимационные действия, чтобы вернуть меня к жизни, я ощущал, что меня, как морковку из земли, вытаскивают из того мира. Я не хотел возвращаться сюда. Я не вспоминал там о своих родственниках, мне было так хорошо».

 - У славян есть старинная традиция – гадать на Святки, вызывая духа, чтобы узнать, что их ждет в будущем. И у многих предсказания сбываются…

– Да, вполне может сбыться. Но что такое темные силы? Это демоны, во главе которых стоит дьявол. Почему они обладают властью? Потому что сначала они были ангелами, а Бог наделил ангелов определенной силой. Поэтому демоны могут знать будущее – они способны смотреть вперед, иметь опыт предугадывания, быть более дальновидными, чем мы. Поэтому люди, которые обращаются к ним за помощью, получают какую-то силу, везение, вдохновение. Но это всего лишь иллюзия созидательности, ведь по своей природе темные силы разрушительны.  Таким образом, только создается видимость, что человек от этого получает благо. Так стоит ли прибегать к этой силе, даже если и перенаправить ее в хорошее русло?

- Есть ли в Русской православной церкви что-то наподобие экзорцизма – ритуала изгнания бесов из человека?

– Да, есть чин изгнания демонов. Но он практикуется только отдельными людьми, благословленными на это Церковью. Они ведут особый образ жизни, более отстраненный от мирских забот, стараются быть более внимательными к себе, к своей душе. В Католической же Церкви обряд экзорцизма может совершить любой священнослужитель.

Вообще, Православная Церковь не очень поощряет проведение экзорцизма. Ведь в Церкви существуют таинства исповеди, причащения – во время этих священнодействий христианам сообщается невидимая благодать Бога. Когда человек причащается, он соединяется со Христом.  Поэтому, когда в верующем явно проявляется нечистый дух, мы советуем причащаться. Человек раскаивается в своих грехах, меняет жизнь, и ему уже не нужен специальный обряд по изгнанию бесов. Может, кому-то необходимо какое-то время пожить с этим духом внутри себя, чтобы измениться внутренне, и после того, как он изменится, он освобождается от этой злой силы.

С другой стороны, в Церкви есть понимание того, что в каждом из нас есть маленькие демоны страсти, которые периодически нам докучают, например, один человек очень раздражительный, другой не может совладать с собой и т. д. Можно ли сказать, что в какой-то степени это одержимость злыми силами? Да, можно. Но мы не изгоняем из людей бесов. Мы говорим: есть исповедь, причастие, есть возможность что-то изменить в себе в лучшую сторону. Пытаясь работать над собой вместе с Богом, человек избавляется от темной силы в себе.

 - Что тогда представляют собой привидения?

– Умерший человек, отходя в мир иной, обретает там временное или постоянное место упокоения, он не приходит в этот мир по воле Божией. Но если умершие не возвращаются сюда, кому же тогда выгодно пугать людей и питаться человеческим страхом? Страхом, который деморализует человека, делает его слабым, готовым выполнять все, что ему скажут, лишь бы избавиться от этого чувства. Конечно, бесам!

Например, места, где произошло убийство или какое-то насилие, могут особо привлечь темную силу. Если светлые силы призывают добрые деяния, то злые силы притягивают аморальные, безнравственные действия и поступки. И если в каком-нибудь доме совершилось преступление, в нем сохраняется ужасная атмосфера, и именно здесь люди могут видеть каких-то фантомов. Но это не умершие, которые, блуждая в том мире и не найдя там покоя, приходят сюда, как думают многие. Это бесы, которых призвал в это место какой-нибудь аморальный поступок – злодеяние или смертоубийство. Люди могут ощущать и даже видеть такие явления. Бывает и так, что человек совершил что-то плохое, и им овладевают злые силы. Эти злые силы тянутся за человеком как балласт: он приходит в другое место – и они следуют за ним.

- Многих родителей, потерявших своих детей, волнует вопрос, куда попадают души младенцев?

– На этот счет в Церкви есть разные мнения. Мне импонирует та точка зрения, которая присуща некоторой части церковного общества и которую поддерживает профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Суть ее в том, что ребенок еще не совершил грехов, он невиновен в грехе, пока не согрешил осознанно. Но с какого возраста наступает осознанность? Кто-то говорит, с трех лет, кто-то – с пяти. Свт. Григорий Нисский говорил, что умершие младенцы попадают в некое место, лишенное боли и страдания. Это  не рай, и не ад.

Лично я присоединяюсь к той части православного церковного общества, которая считает, что умершие дети будут находиться с Богом в раю, потому что личных грехов они не совершили. И если бы Бог помещал их в какое-то нейтральное, лишенное радости место, то был бы несправедлив по отношению к ним, так как они не имели возможности встретиться со Христом в этой жизни.

- Как вы думаете, души младенцев после смерти не растут?

– Есть мнение, что все умершие воскреснут и будут находиться в вечности в возрасте 33 лет, в возрасте Христа. Это некая полнота лет и пик возможностей человека. Но мы судим с точки зрения нашей физиологии, зная, что мы растем, и понятие возраста свойственно нашему миру. Возможно, в том мире тело обретет какую-то иную форму, которая не будет выглядеть ни старой, ни молодой, то есть будет пребывать в некоем определенном состоянии и возрасте. Разумеется, младенцы в том мире будут осознавать себя. Лучше представлять так, что ребенок умирает как маленькое семечко, а в Царстве Небесном распустится как бутон зрелого цветка.

- Похоронные традиции, к примеру, занавешивать зеркала, если в доме покойник, – это суеверие или за этим обычаем все же что-то стоит?

– Эти традиции существуют много веков. Принято занавешивать зеркала, потому что считают, что в них может потеряться душа, или закрывать форточку в доме с покойником – якобы душа через нее может улететь. Следование всяким приметам и обычаям, соблюдение различных форм похоронных обрядов объясняются недостатком знаний о них и непониманием.  Все это происходит из-за наложения одной веры на другую, в данном случае оккультизма на христианство, и отсутствия системных знаний о религии. Эти погребальные суеверия настолько давние, что стали уже незыблемыми. Мы очень привержены традициям, стараемся придерживаться тех обычаев и правил, которым нас учили родители. Порой люди занавешивают зеркала бездумно, даже не понимая, для чего они это делают. Поэтому перед тем, как что-то сделать, надо спросить себя, а зачем? Если исходить из логики, что в незанавешенном зеркале может, отразившись, потеряться душа, так ведь она может отразиться, например, в стекле или в воде. Как видите, это абсурд: хоть занавешенные, хоть незанавешенные зеркала не имеют для покойника никакого значения.

- Как известно, некрещеные люди попадают в ад. Но ведь есть народы, которые не знают, что такое христианство…

– Это прерогатива Бога – решать, кто спасется, а кто нет. Тем не менее наш Господь не буквоед, Он мудр и справедлив, и Он дает всем равные условия для спасения. Если человек живет в Саудовской Аравии и исповедует ислам, он непременно убежден, что его религия истинная. Проповедь христианства в  исламских странах практически запрещена. Поэтому простому мусульманину очень сложно близко познакомиться с христианством и уверовать в Иисуса Христа. Хотя такие случаи бывают. Или возьмем, предположим, представителя какого-нибудь африканского племени, живущего первобытно-общинным строем, который даже не слышал о Христе. Естественно, он не может находиться в равных с нами условиях. Можно ли их после смерти судить так, как будут судить нас, православных христиан, которым дана полнота Истины?! Апостол Павел в послании к Римлянам допускает возможность спасения некрещеных, говоря о том, что тех, которые не узнали о Христе, Бог будет судить по закону совести, написанному на скрижалях их сердца. Совесть есть у каждого, она имеет такое уникальное общее свойство – понимать, что такое хорошо и плохо. Она может искажаться аморальными поступками и неправильной верой в Бога. Тем не менее в экстремальные моменты жизни, когда речь идет о помощи нуждающимся, спящая совесть как будто  просыпается, и человек, казалось бы, далекий от Бога, готов пожертвовать своим временем, силами и даже жизнью ради другого.  А ведь это и есть главный критерий, по которому Бог, который есть Всеобъемлющая Любовь, будет судить человека.

- Правда ли, что все самоубийцы непременно попадают в ад?

– Существует две точки зрения. Одна весьма ригористичная, утверждающая, что самоубийцы непременно пойдут в ад. Другая предлагает оставить выбор за Богом. Раньше медицина была не так развита, как сегодня, и люди, возможно, не вполне понимали, что такое депрессия. Человек, совершивший суицид, мог находиться в таком состоянии, когда он не отвечает за свои поступки. Такое временное сумасшествие могло толкнуть его на лишение себя жизни. Бог – тонкий психолог, Он к каждому имеет свой поход. Поэтому Он сможет разобраться, совершил человек насилие над собой в здравом уме или в состоянии временного помешательства. Однако Церковь разрешает молиться за самоубийц: ставить свечи, раздавать за них милостыню – еду, одежду нищим и просить их, чтобы они помолились за самоубийцу. Единственное, их имена не пишут в записках на поминовение во время литургии. То есть, раз мы допускаем молиться за самоубийц, мы полагаем, что Бог может быть милостив к ним.

- Как церковь относится к кремированию?

– Церковь категорично не запрещает кремировать. Например, в Москве очень дорогие могилы, и в целях экономии кремирование там особенно распространено. И все же мы не очень поощряем это, ведь для нашей христианской религии традиционно хоронить умерших в землю. Как сказано в Писании, что человек сотворен из земли и будет жить: «...доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт. 3:19) . Поэтому, если есть возможность избежать кремирования, лучше похоронить в землю, чтобы наша традиция оставалась целостной. Ведь кладбища кремированных людей совсем не похожи на обычные кладбища – там только ячейки с прахом. А нам свойственно видеть могилу – холмик с крестом.

Хоронить тело человека с соблюдением всех традиций больше нужно людям, а не Богу. Посредством Своего слова Он создал такой сложный мир: Ему стоило только сказать – и появился человек. И если есть душа человека, что стоит Богу воссоздать заново его тело? Знание этого делает христиан людьми, не боящимися смерти как конца всему существующему. Людьми, знающими, что у Бога все живы. В это мы верим, и это помним и молимся, приходя на кладбище в день поминовения усопших, на Радоницу.

Количество показов: 114
Автор:  Юрий Аксаментов
Выпуск:  №15 (2592) от 21 апреля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter