Чтобы сделать наш мир лучше…

06.06.2017 
Количество показов: 91
2017 год в России объявлен Годом экологии. Экология  в переводе с греческого включает в себя два понятия – «экос»  - обиталище, жилище, дом, имущество и «логос» — учение. То есть это наука о нашем доме  - земле. Учение о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
В свете того, что человек на земном шаре сегодня стал основным сообществом, которое влияет на жизнь всех других организмов и даже начал оказывать влияние на глобальные геологические процессы, экология становится главной наукой, которую человек обязан знать просто для того, чтобы выжить как вид. И эту науку теперь уже изучают с самых малых лет буквально в детских садах. 

Помыли сквер, подмели озеро
30 мая на территории озера Талое г. Якутска состоялась социально-
экологическая акция «Чистый город – детям!», организованная Республиканским центром экологии, туризма и агротехнологического образования. Цель акции - привлечение внимания жителей города к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в столице, повышение экологической культуры и активной жизненной позиции у горожан, развитие трудовых и коммуникативных навыков детей и взрослых, воспитание любви к малой родине и ответственного отношения к природе. 
В ходе акции произведена генеральная уборка игровых комплексов детской площадки Водяновой, сбор мусора с прилегающей территории сквера и с берегов и с поверхности озера Талое на байдарках. Участники акции «Чистый город - детям» собрали более 100 мешков мусора. Всего в акции приняли участие около 200 человек. В их числе бойцы стройотрядов Якутии, сотрудники и школьники Саха гимназии, школы №2, общественный деятель Антон Васильев и многие другие. 
Социально-экологическая акция «Чистый город - детям» не только привлекла внимание горожан к проблеме экологии, но и подарила детям целый праздник. Организаторы, среди которых клининговая компания «Чистюля» и даже кондитерская «Сладкие мечты» провели для детей и их родителей веселые старты «Мамочки с колясками», конкурсы стихов и песен о чистоте, а также тренинг по гребле на байдарках. 
В мероприятии принял участие министр охраны природы РС(Я) Сахамин Афанасьев. В своей приветственной речи он подчеркнул важность проведения акции. «Благодаря таким мероприятиям, наши дети учатся бережному отношению к окружающей среде с малых лет. Уверен, что и в следующем году эта полезная и нужная акция будет иметь продолжение и объединит еще больше людей. Мы ценим ваш труд и благодарим каждого, кто принимал самое активное участие», - отметил Сахамин Миланович. 

Об экологическом образовании
Уборка озера началась в 12.00 и продлилась три часа.  Здесь же у площадки Водяновой мы встретились с руководителем «Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования» Гаврилом Семеновым. Центр является головной республиканской образовательной организацией дополнительного образования детей эколого-биологической, туристско-краеведческой и агротехнологической направленностей. Именно здесь учат преподавателей методикам, в том числе и как правильно прививать детям экологическое образование.
- Гаврил Иннокентьевич, насколько экологическое образование детей является новым течением в педагогике?
- Это совершенно не новое течение, скорее несколько подзабытое. На самом деле, экологическое образование в России зиждется на идеях еще дореволюционных мыслителей страны. К примеру, идеи русского ученого К. А. Тимирязева, включающие гармоничное слияние задач науки и жизни, знания и труда, послужили основой работы с юными натуралистами. 
Так считается, что экологическое образование в СССР берет начало с открытия станции юных любителей природы в Сокольниках. А оно ведь произошло буквально через полгода после Октябрьской революции.  
- А у нас в Якутии?
- У нас в Якутии своя не менее славная история и имена. Первые школьные краеведческие и исследовательские экспедиции проводились учителем-энтузиастом, активным пропагандистом обучения и воспитания детей в тесном сближении с природой Петром Хрисантьевичем Староватовым. А он начинал преподавать еще до революции, с 1907 года, в средней школе села Эльгяй. Еще тогда в школах стали создаваться уголки природы, музеи. В 50-60 годы натуралистическая и опытническая работа в школах нашей республики являлась важнейшим средством подготовки учащихся к жизни, труду, выбору профессии. Силами юных натуралистов проводилась немалая работа по охране и изучению природы. Широкой известностью пользовалась творческая деятельность многих учителей-энтузиастов натуралистической и опытнической работы. Перефразируя слова классика, скажу, что современное экологическое воспитание стоит на спинах китов,  и это десятки и сотни заслуженных учителей ЯАССР и РСФСР.  Недаром можно сказать, что экологическое воспитание в крови нашего старшего поколения! И нам есть чему учиться и у кого брать пример.
- Центр называют одним из организаторов генеральной уборки сквера. Как вам пришла эта идея?
- К нам обратились общественники с просьбой поучаствовать в уборке парка Водяновой. Конечно, мы откликнулись на это предложение и решили включить в уборку территории сквера Водяновой и территорию озера. Дело в том, что у нас есть свои плавсредства. Для отчистки озера мы спустили на воду шесть байдарок, укомплектовав их экипажами из наших работников и бойцами студенческих отрядов. Представители ГИМС провели с нами инструктаж по безопасности. И мы приступили к отчистке. Мусора было действительно много. Что, конечно, несколько удручает и говорит не о самой высокой, к сожалению, культуре. Но что поделаешь, над этим надо работать. А чистку озера мы предполагаем сделать традиционной. Закончится лето, надо будет выехать и осенью. Как говорится, если не мы, то кто? 
- Что бы вы сказали о тех, кто мусорит?
- Это печально, есть понятие «патриот» -  человек, который любит родину. Тот, кто мусорит в подъездах, не доносит мусорные пакетыдо бака, не является патриотом. Сомневаюсь, что такие люди относятся с уважением к старшим, к семье, к своей родине, наконец. Так что экологическое воспитание - это вопрос воспитания патриотов. 
- А что же делать?
- Сегодня мы ведем проекты, когда детей именно с младшего возраста, с детских садов, с младших классов уже привлекают к программам по экологическому воспитанию.  В свою очередь, как многодетный отец скажу, что такие понятия, в первую очередь, должны прививать родители буквально на своем примере. Ведь по большому счету все зависит от нас, взрослых.
P.S.
«Ребята, - разносилось для детворы громко по площади, - а вы знаете, для чего мы с вами сегодня собрались? Совершенно верно, чтобы сделать наш мир чуточку лучше…» 

Количество показов: 91
Выпуск:  №21 (2598) от 2 июня 2017 г.
Комментарии