На защите северных рубежей

06.07.2017 
Количество показов: 173
Арктика и Север России, а это по большей части наша республика, занимающая одну шестую территории всей страны, считается одним из самых безопасных рубежей нашей страны. Главные бастионы Севера - это непроходимая территория, огромные расстояния, суровые морозы зимой и несметные эскадрильи жестоких комаров летом. Ну и, конечно же, фактическое отсутствие дорог.  
Контроль над регионом
Россия продолжает восстановление присутствия в Арктике, которое было утрачено в 1990-е годы. За последние несколько лет здесь было построено шесть баз Минобороны РФ. Военные обосновались на островах Котельный, Земля Александры, Средний и Рогачево, а также на мысе Шмидта и острове Врангеля. Связано это как с развертыванием систем ПРО и ПВО, так и со стратегическими задачами: контроль над регионом, богатым полезными ископаемыми, а также над Северным морским путем, который в ближайшие годы станет самой короткой дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию. Для этого в войска приходит новая, рассчитанная на северные условия, техника. В этом выпуске мы рассмотрим, что предлагает для защиты полярных гарнизонов российский военно-промышленный комплекс. Главный вызов Севера - это отсутствие дорог. Поэтому начнем с вездеходов. По северам у нас давно уже бегают гражданские варианты вездеходов МТЛБ. Однако армии, в первую очередь, нужны тяжелые платформы, способные нести на себе не только грузы, но и продвинутое вооружение, к примеру, зенитные комплексы.

«Витязи» моря Лаптевых
И здесь на сцену выходит ДТ-30 «Витязь» — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Антарктики на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50°С. Идею таких вездеходов советские конструктора почерпнули у завода Вольво. Швеция, как мы знаем, тоже страна северная. Здесь в конце 1950-х годов был построен вездеход SnowCat 202 Bolinder-Munktell. Шарнирно-вагонная концепция, состоящая из двух частей, оказалась самой удачной. «Витязь» - модель, проверенная и Арктикой, и Антарктидой. Сегодня есть плавающие варианты (в названии модели добавляется буква П). Для воинских подразделений вездеходы получают бронирование. Существует целая линейка таких двухзвенных вездеходов, начиная от ДТ-10, ДТ-20, тридцатый из них самый грузоподъемный, а потому и востребованный. Цифра здесь обозначает грузоподъемность, у ДТ-30 грузоподъемность - 30 тонн. Вездеходы производятся на ишимбайском машиностроительном заводе.  Мощность двигателя — 710 л. с. Максимальная скорость движения по суше — 37 км/час. Максимальная длина перевозимого груза — 13 м. Преодолеваемый брод у неплавающих моделей — 1,8 м. Скорость движения на плаву - 5 км/ч (с установленным гребным винтом — до 15 км/ч. ДСГВ ДТ-30 в амфибийном бронированном варианте ДТ-30ПМ принимали участие в испытаниях Минобороны РФ в условиях Крайнего Севера для оснащения арктических бригад (вроде 80 омсбр(а)). В ходе экспедиции общей протяженностью около 2 400 км оценивались возможности по эксплуатации в условиях низких температур (до минус 60°С), в том числе по обеспечению поддержания автономности, необходимой готовности образца к выполнению задач, поддержанию микроклимата в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу, при метелях со скоростью ветра более 35 м/с и других особенностей Крайнего Севера. Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный. Маршрут экспедиции пролегал от Тикси до острова Котельный и обратно через мыс Святой Нос, проливы Дмитрия Лаптева и Санникова в море Лаптевых.

«ГАЗ» - с комфортом по тундре
На северные условия ориентирован и ГАЗ-3344 — российский двухзвенный гусеничный снегоболотоход, предназначен он для перевозки людей, грузов и различного технологического оборудования в особо тяжелых дорожных и климатических условиях. Производится Заволжским заводом гусеничных тягачей (Группа ГАЗ) с 2012 года, первый двухзвенный вездеход этого производителя. Масса вездехода – 8 000 кг.  Вместимость 5+15 (кабина на пять человек плюс устанавливаемый модуль второго звена на пассажирское отделение под 15 человек).    Ширина – 2 020 мм.  Дорожный просвет - 430 мм.  Колея – 1 230 м.  Грузоподъемность первого звена — 500, грузоподъемность второго звена — 2 500 кг. Тип двигателя дизельный, рядный с турбонаддувом. Модель двигателя ЯМЗ-53402/Cummins ISB4.5E3. Коробка передач Daimler W5A 580 (автомат.) Габариты ГАЗ-3344 подбирались из расчета на условия, в которых будет эксплуатироваться машина. Так, общая ширина корпуса (чуть больше 2 м) позволяет ей проходить по лесным дорогам, рассчитанным на тракторы «Беларусь», у которых ширина составляет от 1,6 до 2 м; а ширина колеи соответствует принятой в России железнодорожной, таким образом обеспечивая возможность перемещения ГАЗ-3344 по рельсам в отсутствие других дорог. Нижняя часть корпуса машины герметичная, за счет этого она имеет положительную плавучесть. Скорость передвижения по воде — до 6 км/ч. Снегоболотоход рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температурах окружающего воздуха от −40°С до + 40°С, а также в горной местности с высотой над уровнем моря до 4650 м.

«Тор» и «Панцирь»
Главным сюрпризом Парада Победы 2017 года стали арктические комплексы «Тор» и «Панцирь».  Оба комплекса созданы на базе двухзвенных гусеничных транспортеров, ДТ-30. Особенность арктического варианта ЗРПК «Панцирь-СА» от стандартного армейского не только новый транспорт, но и отсутствие пушечного вооружения и увеличенный комплект ракет. В ряде СМИ со ссылкой на представителей Тульского Конструкторского Бюро Приборостроения сообщалось, что решение убрать с комплекса пушечное вооружение связано с пожеланиями заказчика — Министерства обороны РФ. Можно предположить, что использование пушки в арктических условиях затруднительно ввиду того, что при температурах ниже 50 градусов масло замерзает, и от пушек решили отказаться, чтобы не было задержек в стрельбе. Кроме того, на арктическом комплексе будет установлена  модернизированная станция обнаружения целей, боекомплект увеличится с 12 до 18 ракет.
ЗРК малой дальности «Тор-М2ДТ» создан в 2016 году на базе советского комплекса «Тор». Это одна из первых в мире систем ПВО малого радиуса действия с вертикальным стартом ракеты, предназначенная в первую очередь для прикрытия различных объектов от ракет. Он одновременно обстреливает четыре цели в радиусе 15 километров.  Система получилась удачной, и с тех пор она проходит различные модификации, одной из которых и стала арктическая версия ЗРК. Одним из главных отличий комплексов является то, что «Панцирь» может быть использован в движении, для прикрытия колонн техники, а «Тор» будет прикрывать статичные объекты, в том числе
Количество показов: 173
Выпуск:  №26 (2603) от 6 июля 2017 г.