Пощады не будет. «Ночной охотник» и «Аллигатор»

Пощады не будет.  «Ночной охотник» и «Аллигатор»
Редкий репортаж из зоны боевых действий в Сирии не обходится без картинки российских ударных вертолетов Ка -52 и Ми-28. Эти вертолеты  поддерживают бойцов в атаках и обороне, распыляют на атомы вражеские танки, БМП и «шахид мобили», ведут ночную охоту, отслеживая полевых командиров и караваны с боеприпасами террористов.
«Ирокез» Вьетнама
История принятия на вооружение ударных вертолетов Ми-28 и Ка-50/52 началась почти 40 лет назад. С начала 60-х годов благодаря вертолету  «Ирокез» США считались страной с самой могущественной боевой вертолетной авиацией. «Ирокез» стал буквально символ войны во Вьетнаме и одним из самых известных и массовых машин в истории вертолетостроения. С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16 000 шт. Вертолет мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и блок неуправляемых ракет. Но в целом он был легким вертолетом с весьма слабой броневой защитой. На основе этого вертолета в 1967 году собрали специализированный штурмовой вертолет «Кобра». В СССР таких вертолетов не было как класса. Генштаб СССР думал… 

Атака «крокодила»
«Наш ответ Чемберлену» от ОКБ Миля был принят на вооружение в 1971 году. Советские инженеры придумали то, что позже получит в народе название «летающий танк», «крокодил», «горбатый», «полосатый», «рашпиль», «напильник» — эпичнейший советский и российский боевой вертолет Ми-24. По сравнению с «Ирокезом» это был трактор против мотоцикла. На борт он мог брать до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработника. По вооружению мог брать с собой практически все, начиная от встроенного стрелково-пушечного, ракет воздух-земля, воздух-воздух до пятисот килограммовых бомб. Понятно, что в годы «холодной войны», увидев такое чудовище, натовские спецы сразу же «наложили» в штаны исключительно квадратные кирпичи. Впрочем, Ми-24 был далеко не идеальной машиной, он прекрасно подходил для противопартизанских действий на таких площадках, как Афганистан или страны Азии и Африки. Однако для концепции войны на Европейском театре военных действий, под которую он и проектировался, вертолет уже морально устарел. Здесь требовались узкоспециализированные истребители танков, каким стал американский вертолет нового поколения «Апач». Тяжелый и неповоротливый, с большим «брюхом» под десантное отделение, «крокодил»  гарантированно обнаруживался и уничтожался современными средствами ПВО еще до выхода в атаку. 

Дети Камова и Миля
16 декабря 1976 года появилось закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке перспективного боевого вертолета. Едва ли не впервые новый вертолет решили создавать на конкурсной основе – с участием вертолетных ОКБ Миля и Камова. В 1981 году оба КБ представили макеты: милевцы – Ми-28, камовцы – Ка-50. Первые полеты опытные образцы совершили в 1982 году. Первый Ми-28 особого впечатления на заказчика не произвел, получилась крепкая и надежная машина, но в то же время довольно сильно смахивающая на своего предшественника. Зато камовская фирма выдала изделие принципиально нового качества. Участников испытаний заворожил даже внешний вид Ка-50, словно сошедшего с экрана фантастических фильмов. Изделие камовцев превзошло Ми-28 и по подавляющему большинству параметров, в первую очередь, боевых. Испытателей восхитила способность Ка-50 делать резкий разворот на высоких скоростях аж на 180 градусов – в воздушном поединке это позволяло внезапно встретить догоняющего противника залповым ударом в «лоб». По сей день такой тактический прием не под силу ни одному другому вертолету в мире, кроме Ка-50/Ка-52. Впечатлила военных и высокая эксплуатационная технологичность Ка-50: он мог действовать на необорудованных площадках и в отрыве от основных баз до полумесяца, а вместо 50–70 точек смазки, как на других моделях, их у него было всего три. Впервые в истории вертолетостроения машину оснастили катапультным креслом: в экстремальной ситуации пилот мог покинуть вертолет на высотах от почти нулевой до 4 100 метров, во время выполнения любого маневра и любой фигуры. Дальнейшая история для обоих вертолетов была далеко не безоблачной. Выпуска в серию они ждали буквально десятилетия. Но плюсом является то, что обе концепции сохранились и развивались на протяжении этих лет. Те вертолеты Ми-28 («Ночной охотник») и Ка-52 «Аллигатор», которые сегодня воюют в Сирии, отличаются от первых прототипов коренным образом. 

Беспощадный «Аллигатор» 
Ка-52 «Аллигатор» — российский разведывательно-ударный вертолет нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Черная акула». Вариант морского базирования Ка-52К имеет намного более мощную РЛС и ракетное вооружение, чем базовая версия. РЛС «Жук-АЭ» обладает дальностью обнаружения целей до 200-300 км. Также необычайно мощным для вертолетов является ПТРК Гермес-А с дальностью поражения бронетехники на 30-100 км.
Ка-52 «Аллигатор» снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. 
Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов. Высокие летные характеристики, достигнутые, в том числе, за счет соосной схемы расположения винтов позволяют вертолету быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции.
Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.

Ночной охотник
Боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» - это современный ударный вертолет, который предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Ми-28 способен совершать: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полет боком, полет назад, вбок со скоростью до 100 км/ч.
При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 м сначала отстреливаются двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные «трапы» — баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повёрнутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.
При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда». Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.  

Количество показов: 54
Автор:  Али Можайский
Выпуск:  №28 (2605) от 20 июля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter