Как работают мошенники и как от них защититься?

12.02.2018 
Количество показов: 
В прошлом номере «ЭС» мы публиковали откровения пострадавших от дистанционного мошенничества. Сегодня мы продолжим эту тему и расскажем о наиболее популярных на сегодняшний день дистанционных мошеннических схемах и о том, как от них защититься.
К слову, 424 уголовных дела по факту мошенничества, совершенного дистанционным способом, было возбуждено в 2017 году на территории Республики Саха (Якутия). 
Будьте бдительны – мошенники не дремлют!

Требование выкупа
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что он задержан сотрудниками полиции и обвинен в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство.
Далее в разговор вступает «якобы сотрудник полиции», который сообщает, что для решения вопроса необходима определенная сумма денег. 
В мошенничестве участвуют несколько преступников, звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Номера набираются наугад, используются заготовленные фразы, далее мошенники действуют по обстоятельствам. Если жертва поддалась на обман, ее сопровождают до передачи денег. Обычно мошенники ведут непрерывный разговор, запугивая и не давая жертве опомниться.
Как поступить:
1. Прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь, если не можете дозвониться – связаться с родственниками, коллегами.
2. Задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т. е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба.
3. Спросите у «сотрудника», из какого он отделения полиции. Затем нужно позвонить в «02», узнать номер дежурной части данного отделения и  поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.

У вас проблемы, перезвоните
Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь – и оказывается, что с Вашего счета списаны крупные суммы.
Как поступить: МВД России настоятельно советует не звонить по незнакомым номерам. Это единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников.

Друг, помоги!
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, положи 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Как поступить: в любом случае, перезвонить человеку, который якобы прислал SMS, и узнать ситуацию.

Вы выиграли!
На Ваш мобильный телефон звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Это может быть телефон, ноутбук или даже автомобиль. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию.
Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела». В процессе разговора клиенту предлагается для получения приза перевести определенную сумму на банковскую карту или с помощью карт экспресс-оплаты. Обосновывается это сборами на регистрацию, на страховку, налог и т. д. в зависимости от фантазии мошенника.
Как поступить: предложить приехать с документами и деньгами в офис. Если вам отказали и объявили это нарушением правил рекламной акции – вы имеете дело с мошенниками.

Вам штраф!
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что произошло нарушение условий договора (дальше может быть любая причина). Чтобы предотвратить отключение номера, Вам предлагается купить карты экспресс-оплаты и сообщить их коды. После этого Вы якобы сможете доказать свою невиновность и при этом сохраните свой номер.
Как поступить: перезвонить своему мобильному оператору для уточнения условий. Помните, что у Вас, как у потребителя услуг связи, есть права, которые защищаются законом. Никакой оператор связи не может требовать выплачивать ему штрафы до тех пор, пока Ваша вина не будет доказана.

Случайный перевод
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги, и вас просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счета.
Как поступить: напомните собеседнику, что для возврата средств используется чек. Отговорка, что «чек потерян» в большинстве случаев выдаст мошенника.

Ваша карта заблокирована!
Вам приходит сообщение о том, что «Ваша банковская карта заблокирована», и номер телефона для связи. Когда вы звоните по указанному телефону, вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ее конфиденциальные данные для перерегистрации.
Чтобы ограбить вас, злоумышленникам нужен лишь номер Вашей карты и конфиденциальная информация на ее обороте (CVV-код). Как только вы их сообщите, деньги будут сняты с Вашего счета.
Как поступить: не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш ПИН-код или данные с оборота карты! Позвоните в клиентскую службу поддержки банка и узнайте статус карты. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться банком.

Помогу оформить кредит
В Интернете можно наткнуться на рекламу «Помогу получить кредит», далее идут условия вроде «даже с плохой кредитной историей», «без подтверждения дохода» и т. д. По этим контактам вы связываетесь якобы с «сотрудником банка», чтобы обсудить условия. В конце концов, для выдачи кредита вас попросят перевести определенную сумму с различными формулировками: за рассмотрение заявки, комиссия за выдачу кредита, оплата за страховку и т. д. Как правило, ни своих денег, ни обещанного кредита вы не увидите.
Как поступить: за кредитом обращайтесь только в офис кредитной организации! Помните, что ни один банк не проводит процедуру оформления кредита по телефону или через социальные сети, максимум – оформить заявку. Для подписания кредитного договора и получения денег в любом случае необходимо подходить в офис банка.

Мошенничества при купле-продаже
Наткнувшись в Интернете на объявление о продаже интересующей вещи по очень привлекательной цене и изъявив желание приобрести ее, вы связываетесь с продавцом. Под разными предлогами («я не в городе», «есть еще желающие купить», «нужны деньги, чтобы привезти» и т. д.) он может потребовать с вас предоплату. В доказательство, что вас не обманывают, вам могут быть высланы расписки, фотографии личных документов и т. д. Но в большинстве случаев вы не увидите ни денег, ни товара. 
Как поступить: от сомнительной сделки лучше отказаться. Деньги передавайте только при получении товара. Если это, к примеру, автомобиль – только после заключения договора купли-продажи, а еще лучше – после перерегистрации автомобиля на себя.
При дистанционной продаже рискуют не только покупатели, но и продавцы. К примеру, вы выставили какую-либо вещь на продажу. С вами связывается покупатель и говорит, что заберет вещь позже, а пока может перевести за нее оплату на карту. При этом у вас попросят номер карты и другую информацию, также могут попросить и коды с мобильного банка. Если вы дали эту информацию – вы не только не продадите свою вещь, но и лишитесь денег со своей карты.
Как поступить: как правило, для оплаты достаточно только номера карты (20 цифр). Остальная информация – дата действия, CVV-код на обороте карты и тем более коды с поступающих от контактного центра банка в SMS ­– является конфиденциальной. Никто, даже сотрудники банка, не имеет права требовать эту информацию! 

Количество показов: 
Выпуск:  №5 (2634) от 8 февраля 2018 г.
Комментарии