Вопросы детской безопасности: отвечают учитель, психолог и пожарный

03.05.2018 
Количество показов: 41
Чтобы не переживать за ребенка, когда его нет рядом, важно, чтобы он умел делать несколько простых вещей. Например, ориентироваться в городе и на природе, избегать подозрительных людей. О том, что родители и учителя могут сами сделать для безопасности детей, рассуждают школьный педагог (и куратор программы «Учитель для России») Алина Лукинская, психолог Ирина Гросс и пожарный Михаил Сафроненко.
Кто должен научить ребенка правилам безопасности — родители или школа?
Пожарный:
- Родитель может научить ребенка правильно реагировать во всех возможных кризисных ситуациях, если он сам — пожарный, спасатель или полицейский. Можно научить ребенка математике, если мама или папа — математик. Можно научить биологии, если мама или папа — биолог. Но если папа математик, мама биолог, а научить нужно выживанию, то для этого, однозначно, есть школа.
Но заинтересовать темой пожарной безопасности родители могут. Просто сядьте и скажите: «Давай представим, что совершенно случайно у нас произошел пожар. Наши действия?» И отработать все элементы. Где пожарная лестница, пожарный кран и огнетушитель, почему нельзя играть со спичками, какие могут быть проблемы. В Интернете есть масса роликов на эту тему, их можно посмотреть. И это все превратится в увлекательную для ребенка игру. Попробуйте прямо сегодня провести такой родительский вечер.

Как защитить ребенка в критической ситуации?
Психолог:
- Критическая ситуация — это та ситуация, которой не должно было быть. Реакция человека на нее непредсказуема: либо «бей», либо «беги», либо «впадай в ступор». Каждый родитель должен это знать и воспитывать ребенка так, чтобы он бил или бежал, но в ступор не впадал. Для этого нужно говорить с ним о его ответственности за себя и свои действия. Чтобы ребенок понимал: это прежде всего его личное дело, а не только родителей, учителей и общественности. Начинать можно с самого раннего детства. Например, когда ребенок падает — не бежать и не поднимать его сразу, а научить подниматься самостоятельно.
А чтобы осознанно подходить к своим поступкам и обрести какую-то психологическую устойчивость, ребенок должен понимать, что у него внутри. Разбираться со своими чувствами и эмоциями. Он должен уметь сказать себе: «Я переживаю», «Я тревожусь», «Мне страшно», «Мне спокойно», «Я злюсь», «Я не согласен».

Пожарный: 
- Чтобы ребенок научился элементарным вещам (ориентироваться в лесу, пользоваться страховкой и так далее), родители могут отправить его в летний туристический лагерь. 

Стоит ли обсуждать с детьми трагедии и объяснять, что такое смерть?
Психолог:
- Дети впервые сталкиваются со смертью, когда видят птичку или кошечку, раздавленную на асфальте. И задают родителям вопрос, а они отвечают, не моргнув глазом: «А, подумаешь, птичка улетела на небеса!» Но, услышав эту формулировку, ребенок ничего толком не осознает. Мы, взрослые, относимся к детям несерьезно и очень хотим оградить их от проблем. И если мы не говорим с ними о трагедиях или смерти («Ему еще рано!»), ребенок сталкивается с этим внезапно. 
Так что, безусловно, стоит обсуждать эти вещи. И надо делать это тогда, когда дети достигают более-менее осознанного возраста. Несмотря на то, что мысль о небезопасности этого мира может стать для ребенка шоком. Да, есть опасные люди — воры, преступники. Неидеальный и страшный мир за пределами семьи и круга друзей. К этому нужно готовить. Учить наблюдать, сканировать других людей и определять, исходит ли от человека опасность.

Как родители могут сделать школу безопаснее?
Пожарный:
- После громких пожаров родители приходят в школу и говорят: «Вот прямо сейчас сделайте что-нибудь, чтобы у нас через 15 минут в школе было идеально». А школа не может сделать это моментально, в том числе из-за противоречивых требований. Например, пожарные выходы в школе могут быть на замке и открываться только во время учебной тревоги. Это правильно с точки зрения безопасности антитеррора, но неправильно с точки зрения противопожарной безопасности. У полиции одни порядки, у пожарных — другие.
Поэтому нужно обсуждать и пытаться решить проблему с учителями. Во-первых, посмотреть, что в плане безопасности школа уже организовала. Во-вторых, подумать, чем может помочь родительский комитет. Среди родителей наверняка есть пожарные, спасатели, полицейские, которые могут прийти и провести дополнительные занятия. 
Не требовать «Дайте нам это!», а предлагать: «Давайте вместе что-нибудь сделаем!» Или: «Какие есть проблемы и как мы можем их вместе решить?»

Учитель:
- Здорово, когда родители общаются между собой. Когда к администрации идут не один человек, а пять, шесть, семь. Если ни завучи, ни директор не принимают ваши слова всерьез, отвечают какими-то общими фразами, это, конечно, тревожный звоночек. Но сейчас родители даже не пытаются решить все внутри школы. Они так переживают за детей, что с ходу пишут в прокуратуру или инспекцию, минуя учителей и директора. В школу приезжает проверка — жесткая, но не всегда эффективная. Школа платит штраф, но это совсем не значит, что все автоматически меняется к лучшему. В общем, для начала стоит объединиться и вместе задать вопрос.

Стоит ли оборудовать детские сады и школы онлайн-камерами?
Психолог:
- На самом деле, вряд ли видеокамеры, возле которых будут сидеть родители и наблюдать за своими детьми - это хорошее решение. Дети рано или поздно об этом узнают. И когда они поймут, что за ними постоянно следят, это может им навредить. К тому же, если мы хотим воспитать ответственного человека, нужно дать ребенку определенную свободу, а не возводить вокруг него трехметровый забор. Конечно, чем младше ребенок, тем страшнее его отпускать. Но если вы не доверяете воспитателям или учителям — зачем тогда вообще отдавать ребёнка в детский сад или школу? Онлайн-камеры тут точно не помогут.

Что происходит во время чрезвычайных ситуаций?
Учитель:
- После Кемерово мои ученики (5–9 классы) написали мне во «ВКонтакте» тысячу вопросов о произошедшем. У них действительно была потребность разобраться в том, что случилось. У нас из года в год случаются какие-то аварии, катастрофы, теракты. Было бы здорово, если бы дети могли делать проекты вокруг таких сложных тем. Возможно, это позволило бы им погрузиться в проблему, понять, как это все устроено.
Классные руководители, конечно, обязаны проводить детям инструктаж по технике безопасности — и не только после того, как случилась какая-то громкая катастрофа. А практические навыки нужно закреплять на уроках ОБЖ (они должны быть интересными — без этого никак).

Каким должен быть идеальный урок ОБЖ и кто его должен вести?
Пожарный:
- Мы постоянно рассуждаем, как лучше преподавать историю и обществознание, но совсем не задумываемся, каким должен быть урок по ОБЖ и что из него детям пригодится в будущем. ОБЖ находится в большом кризисе. Хотелось бы переработать программу по этому предмету — и это вопрос уже к Минобру. Главное, научить детей трем важным навыкам: выживанию в городе, выживанию в природной среде и выживанию в интернете. Это нужно делать не один час в неделю: мне кажется, лучше сработает блочное обучение (в начале года, в середине или в конце). Два-три дня в полугодие должны быть посвящены безопасности.

Учитель:
- Хотелось бы, чтобы к преподаванию ОБЖ привлекали действующих пожарных, спасателей, полицейских. Тех, кто может совмещать основную работу с преподаванием. Только вот директора не всегда готовы брать их в школу в качестве учителей, потому что это трудно в законодательном плане. С каждым годом попадание в школу людей, которые пришли не из педвуза, ограничивается, процесс переподготовки становится жестким.
А еще родителям стоит подумать, всё ли они умеют в плане техники безопасности (если нет — надо научиться). Сегодня в самолетах недаром говорят, что кислородную маску надевают прежде всего на себя, а потом на ребёнка. Это важная мысль, которая должна отложиться в голове. Будьте бдительны даже в самых будничных вещах — не перебегайте дорогу на красный свет, чтобы ребёнок не брал с вас плохой пример.
mel.fm
Количество показов: 41
Выпуск:  №16 (2645) от 26 апреля 2018 г.
Комментарии