ЕЗИДОМ СТАТЬ НЕЛЬЗЯ, ИМ МОЖНО ТОЛЬКО РОДИТЬСЯ

26.04.2019 
Автор: Надежда НОВГОРОДОВА
Количество показов: 372
В год добрососедства мы продолжаем серию публикаций, посвященных дружбе народов.

Так гласит езидская религия.  Мы продолжаем нашу постоянную рубрику о национальностях, населяющих нашу столицу. Сегодня мы знакомим читателей с общиной езидов. Это удивительная древняя нация, которая смогла сохранить свои традиции и обычаи, несмотря на то, что у народа, по сути, нет своего государства. О происхождении езидов идут многолетние споры. Их причисляют к курдам, персам и другим народам Западной Азии. И это всё не случайно. Из-за своей религии народ постоянно подвергался гонениям. Многие езиды разошлись буквально по всему свету. Сегодня их можно встретить в Иране, Ираке, Сирии, Турции, Грузии, Армении, странах Европы, в России и даже у нас в Якутске. По неофициальным данным, во всем мире насчитывается около двух миллионов езидов. 


ЛЮДИ СОЛНЦА

По словам председателя езидской общины Манвела Амояна, сегодня в городе проживает 25 семей. В общей сложности, в Якутске насчитывается менее 100 езидов. Многие приехали на север еще в 90-е годы после развала Советского Союза. Здесь у них родились дети, так что можно сказать, что Якутск стал родиной для них. 

Манвел АМОЯН, председатель езидской общины:
– Лично я приехал в 1997 году. Поступил в Якутский государственный университет на исторический факультет. Отучился в аспирантуре. 13 лет занимался преподавательской деятельностью в университете. Здесь у меня родились трое детей. Старшей дочери скоро уже 19 лет. Так что Якутск можно сказать теперь моя родина. Сегодня езиды разбросаны по многим странам. Своего государства, как вы знаете, у нас нет. Но в Ираке находится главное место поклонения всех езидов. Если в христианстве Иерусалим, в исламе Мекка, то у нас это святыня Лалеш. Храм, который представляет из себя целый комплекс, находится в 60-ти километрах к северо-западу от города Мосул. Каждый езид, по мере возможности, хотя бы раз в жизни должен побывать там. 

– А вы сами откуда родом?
– Я выходец из Армении. Наши предки во время геноцида в 1915 году переехали из Турции в Армению, но езиды проживали на территории Закавказья еще до ХХ века. В России по данным переписи 2010 года, проживает 40 тысяч езидов. Но сейчас есть большая вероятность, что это количество увеличилось уже  в два раза. С учетом того, что у езидов, как правило, семьи многодетные. Также очень много езидов сегодня проживает на территории стран Европы. Это во многом связано с геноцидом, который произошел в 2014 году на территории Ирака в Шингале. Террористами исламского государства тогда были истреблены десятки тысяч езидов. В прошлом году, правозащитница Надя Мурад, которая смогла вырваться из военного плена, получила Нобелевскую премию мира за вклад в просвещение, освещение тех проблем, которые испытывают женщины-езидки на подконтрольной территории террористами в Западной Азии. Она является послом доброй воли при ООН. События 2014 года очень печальны для всего нашего народа. Потому что геноцид в отношении езидов происходит, увы, не в первый раз. Но об этом мало пишут и мало говорят. 

– Так всё-таки за что такие гонения целому народу?
– Это в силу специфики нашей религии. Езиды наотрез отказались принимать другую религию – ислам. Они остались при своем езидизме (шарфадин). Главным символом нашей религии является солнце. Это первоисточник жизни. Мы поклоняемся ему как божеству. На вершине храма Лалеш и на флаге у нас изображено солнце. Вообще наша религия, чем-то похожа на якутскую. У вас также есть особое почитание к небесному светилу. У нас есть круговой танец, который похож на осуохай. Только мы танцуем не по часовой стрелке. 

– Каким божествам вы поклоняетесь?
– У нас единый бог Ходе и семь ангелов. В езидизме (шарфадин) нет икон. Малик Таус является верховным ангелом. Он изображается в виде павлина. В доме каждого езида можно увидеть в интерьере изображение солнца и павлина. Езидизм является миролюбивой религией и категорически отвергает всякое насилие и жестокость. Многие пишут, что  езидизм имеет сходство с древнеперсидской религией (зороастризм), где проповедуется борьба добра со злом. Но это ничего общего с нашей религией не имеет,  опять же, искажение и неверное толкование. Согласно, езидизму нельзя навязывать религию кому-либо. Никто не может прийти и сказать, что хочет стать носителем религии. Езидом нельзя стать, им можно только родиться. 

– В христианстве источником знаний является Библия, в исламе Коран. У вас? 
– У нас есть две книги – Джилва и Масхафераш. Переводится дословно как «книга откровений» и «черная книга». Молва о них передаётся из поколения в поколение. Книги содержат рассуждения о сотворении мира, животных, природы, описание обрядов, вопросы быта и вечности.

– Очень много споров также идёт и о самом происхождении народа. На ваш взгляд, где ваша историческая родина?
– Есть разные гипотезы происхождения езидов. Но в целом, можно сказать, что этногенез, становление народа берет своё начало с 5 века до нашей эры и 3-4 веков нашей эры. Исторической родиной можно считать Месопотамию, междуречье Тигр и Евфрат. Исторические источники очень мало пишут о езидах. Конгрессу езидов сейчас только предстоит изучение этого вопроса с привлечением ученых – историков, этнографов, лингвистов. Часто говорят, что езиды – это курды. На самом деле это отдельный народ. Я думаю, всё это делают для того, чтобы скрыть настоящую численность народа. Предварительно во всем мире езидов до двух миллионов человек, но опять, же окончательных и достоверных данных нет.

– Давайте поговорим о ваших праздниках. 
– На самом деле у нас не так много праздников. Самый главный – Айда Эзди приходится на середину декабря. Перед религиозным праздником соблюдают три дня строгого поста. В эти дни обычно посещают дома тех, кто недавно потерял кого-нибудь из близких Пока не зайдет солнце, нельзя пить и принимать пищу. Уже на четвертый день накрывают большой стол. В середине февраля отмечается праздник Айда Хдрнаби, который можно считать исполнителем желаний и покровителем влюбленных. Там тоже соблюдается пост, в том числе теми, кто хочет жениться или выйти замуж. От рассвета до заката солнца молодые люди ничего не кушают. Затем перед сном каждый молодой парень или девушка должны поесть соленое печенье, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Причем готовят также незамужние девушки. Ну и наконец, самый главный праздник – это встреча Нового года, который отмечается у нас в третий четверг марта ближе к дате весеннего равноденствия. Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны. В этот праздник пекут пирог, куда обязательно прячут монету или бусы. Рано утром глава семьи должен разрезать пирог. Кому достанется монета, значит, год у него будет счастливым.

– У вас есть какие-нибудь запреты или ограничения, связанные с вашей религией?
– Традиционно езидское общество делится на две основные касты – духовное и светское сословие. Духовная каста делится на две группы – шейхи и пиры. Без участия шейхов и пиров невозможно проведение похорон, свадеб и рождения детей. Светскую касту составляют миряне. Я сам отношусь к мирянам. Вступать в брак могут только представители одной касты. Браки между мирянами и священниками категорически запрещены. Для сохранения самобытности культуры также не приветствуются браки с иноверцами. Сан священника передается по наследству – священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Не приветствуются также у нас разводы. Если человек состоит в браке, то раз и навсегда. И поэтому у нас семьи в основном крепкие. Дома все стараются говорить на родном языке. Хотя не скрою, это сложно, потому что, так или иначе, дети растут в другом окружении. Но мы стараемся сохранить наш язык. В Армении есть специальные езидские школы. В Москве открыли телеканал Лалеш-ТВ, где на нашем родном языке, освещаются все сферы – культура, традиции, обычаи. В том числе проводят уроки на родном языке. 

– Как интересно. То есть езиды не могут жениться на других народах. А бывают исключения?
– Конечно. Никто не может заставить человека против его воли выбрать ему спутника жизни. Межнациональные браки встречаются, правда, не так часто.

– А как у вас проводятся свадьбы?
– Это большой праздник, где всегда можно увидеть элементы наших традиций и обычаев. Со стороны родителей невестки жениху дарят подушку. Это как пожелание старшего поколения, чтобы молодые состарились вместе на одной подушке. По традиции перед свадебным торжеством украшают дерево яблоками, конфетами, орехами и денежными купюрами. Это дерево потом сверху вытряхивают на гостей, как символ счастливой супружеской жизни. При этом жених должен бросить в сторону невесты три яблока, тем самым он показывает, что будет в доме хозяином. Также на плечи молодожёнов кладут лаваш, это означает богатую жизнь в новой семье.

– Ваша община общается с езидами с других стран?
– В основном, с родственниками и теми, кто проживает на территории России.  Если говорить о деятельности нашей общины в Якутске, мы стараемся принимать участие во многих республиканских и городских мероприятиях. Хотя мы самая малочисленная община, но тем не менее ведем активную работу. В прошлом году принимали участие в чемпионате по мини-футболу в рамках Спартакиады. Это очень сближает. Я сейчас уже не преподаю в университете, по большей частью занимаюсь общественной деятельностью. Являюсь членом совета Ассамблеи народов, заместителем председателя общественного совета Министерства внешних связей. Очень благодарен судьбе, что оказался именно в Якутске. Другой жизни уже для себя не вижу. 

Количество показов: 372
Выпуск:  №16 (2696) от 26 апреля 2019