Как делается газета

18.01.2015 
Количество показов: 904
Журналисты в эти дни отмечают профессиональный праздник — День печати. Получают грамоты, поздравления, празднуют на Бале прессы. Но всегда в стороне остаются те, кто непосредственно связан с печатью — это работники типографий, а в народе - печатники. Чтоб поздравить своих коллег, мы отправились прямиком в то место, где печатается наша газета, в типографию «Наше время».

Мастера кунг-фу печати
Атмосфера в типографии всегда особенная. Если попасть в рабочий момент, то все там как будто в режиме быстрого воспроизведения. Стоит громкий гул машин, десятки рук быстро, словно мастера кунг-фу, перекладывают страницы, выпущенные из машины, как горячие пирожочки, и складывают из них газету — ту, которую, например, вы сейчас держите в руках. Если прийти пораньше, то в типографии тишь да благодать. В один из таких дней Сергей Тарасов, директор типографии «Наше время», и рассказал нам о том, как делается газета.

Работа идет
Пока мы разговариваем, Сергей кладет пленки (это газетные страницы формата А3, с виду похожие на кальку), которые я привезла из нашей редакции, на прозрачную пластину размером в один печатный лист (это четыре газетные страницы, на которой расположены страницы, к примеру, 1, 2, 47, 48). Он подрезает все ненужное и клеит скотчем наши странички. Затем он кладет эту пластину на специальный аппарат — копировальную раму, в которой этот лист засвечивается с помощью ультрафиолета на форму. Форма — это плотная, металлическая на ощупь пластина, которую пропускают затем через проявочную машину и только затем кладут в машину, которая будет уже выпускать газетные полосы. В другой комнате стоит аппарат для цветной печати. Очень вонючий, скажем прямо. Для него есть специальный станок. Так он готовит все эти формы для огромной модульной машины, которая состоит из трех секций. «Основная - «башня», печатает в цвете - «4 плюс 4» (то есть четыре цвета, которые между собой смешиваются, чтобы получались все цвета радуги — прим. ред.), а также «один плюс один» с черной краской. Одна секция из огромного и длинного рулона бумаги делает печатные страницы: сгибает и режет. На выходе ребята получают страницы», - комментирует Сергей. К 20.00 подтягивается вся команда работников печати. Это 10 человек. Они работают практически в бессменном коллективе уже много лет. Все ребята — профессионалы, разбираются в технике, знают, что и как делать, чтобы получилась газета. Отметим, что типография работает уже более 10 лет.

Доллар растет – технику надо беречь
Сергей отмечает, что технику сейчас нужно беречь и что иногда она «барахлит». Хоть машина и российской сборки (из Владивостока), частично она американского производства, а доллар сейчас вырос, поэтому покупать новую дорого: «Бумага тоже дорогая, краска, химия иностранного производства, с Китаем ведь у нас в долларах выплаты». Команда работает три смены и всегда в ночь — ночь с понедельника на вторник, ночь со среды на четверг и ночь с четверга на пятницу, когда нашу газету и печатают на станках. «При лучшем раскладе мы работаем до 12 ночи, а бывает и до утра», - отмечает директор типографии.


Не было бы журналистов, не было бы и печати


«В стороне не остаемся»
- А вам не обидно, что чаще журналисты бьют себя пяткой в грудь и говорят, что День печати - это их праздник, а про настоящих работников печати часто забывают?
- Нет, не было бы журналистов, не было бы и печати. Да я бы не сказал, что мы остаемся в стороне. В основном, конечно, празднуют День печати журналисты и издатели, а самих производителей на Балу прессы, например, мало.
- Сколько газет ваша типография выпускает?
- Мы печатаем восемь газет: «Эхо столицы», «Наше время», «Киин Куорат», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Жизнь Якутска», «Криминальный Якутск», также одну бесплатную газету с объявлениями.
- А вы читаете эти газеты?
- Веришь? Нет! Не читаю. Ребята-печатники иногда читают какие-то статьи, а у меня уже аллергия какая-то, не могу. Раньше, бывало, хотя бы кроссворды разгадывал и анекдоты читал, а сейчас только проверяю, правильно ли все напечатано, нет ли каких-либо ошибок.
- А есть ли у вас, работников печати, какие-то профессиональные «заморочки»? Мы, журналисты, к примеру, всегда читаем новости в других изданиях и сверяем с тем, как это было на самом деле и на наш взгляд.
- Газеты и другие печатные издания мы рассматриваем только со стороны качества печати. Бывает, возьмешь другую газету и думаешь, что можно было бы что-то сделать, как они, а вот где-то, наоборот, у них какие-то ошибки подмечаешь.

Раньше у печатников в крови был свинец
- А есть профессиональные болезни? Вы вот с химией все время работаете...
- Мы все совы. Работаем только ночью, поэтому днем всегда спим. Но я уже с 16 лет работаю в таком режиме. Дома ночью все спят, а я хожу. А о вредности — из-за вибрации в воздухе у нас летает пыль, химические растворы, но особенно опасного ничего нет. Раньше в типографиях использовался свинец. И у людей, которые работали в те годы, он в крови есть. Я это время не застал, но знаю тех, кто работал в такое время.
- А есть ли какая-то конкуренция среди типографий и издательств?
- Всего у нас три газетные типографии в городе, кроме нас, - медиахолдинг и «Норд-пресс». Мы все общаемся, знаем друг друга, помогаем, бывает, друг другу. Случается такое, что у нас заканчиваются формы, и приходится экстренно просить ее у них. Это если вдруг объем получается слишком большой — с официальным выпуском «Эхо столицы» такое бывает — по 200 страниц иногда готовите. Мы берем у них что-то в долг, да и им тоже помогаем. Однажды допечатывали газету «Якутск вечерний», так как в их типографии сломалась машина. В наше время нужно друг другу помогать и поддерживать. Но здоровая конкуренция, конечно, есть.
- Некачественная работа бывает?
- Да, куда же без этого. Каждый раз перед тем, как напечатать газету, машина разогревается и перед тем, как выйдет идеальная печать, выходит много брака. Брак бывает всегда, с каждым выпуском любой газеты. И в каждой типографии. Такова техника.


Благодаря современной технике газета «Эхо столицы», которая распространяется по всему городу и в районах республики, печатается в среднем за три часа. А затем наступает фасовка...


Особенности северной печати
- А сколько времени нужно, чтобы напечатать нашу газету?
- «Эхо столицы» нам привозят в три этапа — середина, другие смежные полосы и начало с концом. Если все это сложить, то получится три часа. За это время машина напечатает все полосы, все разрежет и подготовит. Но затем нужно все страницы вложить, расфасовать, рассортировать — вот на это нужно больше времени.
- А смотрели ли вы типографии в других городах и регионах? Как они работают?
- Я ездил в одну из крупнейших типографий в Москве. Мы были приглашены на конференцию работников печати, где обсуждали, нужно ли переходить на CTP (СиТиПи) — это проявка на формах, минуя монтаж. И я попал в типографию, где печатались многомиллионные тиражи газет, насколько я помню, это «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда». У них многоэтажное большое здание, весь первый этаж, например, только для зарядки рулонов — туда подъезжают целые вагоны. Оборудование мощное.
- Есть ли у северных типографий какие-то особенности в работе? Может, как-то от климатических условий тут все меняется?
- Есть такое. Например, рулоны бумаги зимой мы завозим и заносим в здание за несколько дней до печати, чтобы они оттаивали, отстоялись. Если использовать бумагу холодной, то она краску просто не возьмет. Особенностей много, и летом сложновато бывает, и зимой.
- А кто у вас работает?
- У нас работают печатники, помощники печатников, все делают одну и ту же работу. Это монотонная работа. Очень шумная, что можно отнести к минусам. Мне даже жена говорит, что я телевизор включаю на огромную громкость. Может, и глохнуть начинаю.
- Есть в работе какие-то неприятные моменты?
- Бывает. Самое неприятное — это ждать, когда редакции сдадут готовые газеты. Это очень тяжело, время очень долго тянется, когда совершенно нечего делать и неизвестно, когда редакция подготовит страницы. Понятно, что и там тоже все зависит от каждого журналиста, от новостей, событий.
- Как вы пришли к этому делу? Расскажите про свои первые впечатления от работы в типографии?
- Это было много лет назад, тогда я практически устроился в пожарную охрану, но мой отец узнал, что открывается в Якутске типография, едет новая техника. Мама стала отговаривать идти в пожарные, и каким-то образом меня уговорили пойти в типографию «Норд-пресс». Я тогда не знал, что это такое, не представлял, что это такое. Меня учили директор типографии Семен Охлопков, Виталий и Юрий Дудков, печатники. Было очень интересно. Я до этого думал, что буковки выпирают, в первый раз увидел огромные рулоны — удивился. Помнится, первое время было много проблем, для нас это была новая техника. Потом я втянулся.

Напоследок мы поинтересовались мнением Сергея о будущем газет. К сожалению, его ответ оказался не совсем позитивным: «Я считаю, что газета себя изживает. Заметил, что тиражи падают, люди переходят на интернет. Конечно, не все газеты исчезнут, но журналисты, думаю, скоро начнут работать на сайтах». Ну а мы будем надеяться, что люди, которые любят читать материалы на бумажных носителях, кто любит почувствовать запах свежей газеты, пошуршать бумагами, подержать ее в руках, никогда не исчезнут. 

От имени редакции и всех наших коллег выражаем вам, ребята и девчонки, огромную благодарность за ваш труд!
Количество показов: 904
Выпуск:  №2 (2376) от 16 января 2015 г.
Комментарии