Школа, за все ответишь!

11.11.2013 
Количество показов: 798
Кто знает наверняка, каковы современные дети на самом деле? Дома – они одни, в школе – другие, на улице – третьи.
В школе они аккуратным почерком выводят буквы и верные формулы, а в своей среде, например – Вконтакте, читать их искренние перлы краснеем даже мы, журналисты. Но и там, в соцсетях, они вряд ли настоящие. Но все же это дети. Дети своих родителей, которые родили, воспитывали, баловали, любили и желали бы для своих чад лучшей доли.

Нередко эти самые дети становятся участниками, соучастниками и жертвами жестоких преступлений. Откуда в них берутся эта ненависть, жестокость, безразличие, безнравственность? Кто виноват?
В последнее время в Якутске и за его пределами произошло несколько громких преступлений, фигурантами которых стали обычные, среднестатистические дети из обычных семей, простых школ. Следственные органы сработали, можно сказать, оперативно и очень скоро назвали виновных. По странной традиции, виновными в «грехах» несовершеннолетних, они назвали отнюдь не родителей, а... учителей.

А о родителях – ни слова, ни полслова. Словно родители к детям были непричастны вовсе. Подобную тактику поддерживают и многочисленные СМИ, бодро, друг за другом перепечатывая отчеты правоохранителей: «Преступники получили по заслугам, директор школы схлопотал выговор, учитель уволен. Справедливость восторжествовала!»

Мы решили выяснить, чья же роль в воспитании подрастающего поколения важнее - школы или – родителей?
Чьи же дети?
С этого года учебники в школах выдаются исключительно бесплатно. Дума рассматривает вопрос о субсидии на покупку школьной формы. 30% всех детей города питаются в школах бесплатно как льготная категория. За отвратительное, преступное поведение школьников отвечают своей головой учитель и директор. Родителям не осталось ничего?

Деньги не для детей

Сегодня в нашем государстве все делается для того, чтобы полностью снять ответственность родителей за своих детей, начиная от воспитания и заканчивая финансовыми затратами на общее и дополнительное образование. Да что там! В Якутске мэр под давлением родительской общественности даже проезд в общественном транспорте для учеников начальных классов сделал бесплатным!
И родителям это все, похоже, нравится. «Если учебники должны быть бесплатными, значит, требуют родители от школы, бесплатными должны быть и одноразовые рабочие тетради, и атласы!», чего, впрочем, никогда не было. Если на эти пособия собирают деньги для централизованной закупки, родители бьют во все колокола: поборы!!! Ни один родитель не пройдет мимо высказываний о вынужденной необходимости покупки школьной формы и ее дороговизне, не требуя при этом у своего работодателя купить ему костюм для деловых встреч и совещаний. Современные родители уверены, что если хоть кто-то в школе питается, не дай бог, бесплатно, то бесплатно кормить должны поголовно всех! Оплатить питание собственных детей в учебное время? Поборы!!!

Поборы в школах и детских садах, по мнению родителей, это сборы денег родительскими комитетами на новогодние подарки для детей же, на грамоты и приятные призы для участников конкурсов и олимпиад, на, возможно, небольшие подарки учителям к профессиональному празднику. На собрании родители понимающе кивают головами, за глаза – поливают грязью «школу, сосущую деньги». Ведь это немыслимо! - тратить на своих детей. ОБРАЗОВАНИЕ БЕС-ПЛАТ-НОЕ! Похоже, мы привыкли только требовать?

Георгий Афонский, директор СОШ №23:
- Существует федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных для учащихся в школе. Они должны быть бесплатными. Но рабочие тетради, приложения и атласы туда не входят. И родители должны прекрасно понимать, что перед своими детьми они должны нести определенную долю ответственности, в том числе финансового характера.

ОДЕТЬ, НАКОРМИТЬ, ВОСПИТАТЬ И ПРИСТРОИТЬ...

Учителя слушать не хочет никто. О проблемах, противостояниях, недопонимании обеих сторон на страницах нашей газеты мы позволили высказаться учителям, директорам школ Якутска так же анонимно, как это делают родители на форумах. Отзыв не заставил долго ждать. Просто накипело.
* * *
- Школа с себя ответственности не снимает. Мы должны заниматься просветительской работой и всеобучем. Каждый урок несет в себе не только образовательную функцию, но и воспитательную. Еще ни один учитель не сказал ребенку: укради! убей! будь агрессивным! И все равно во всех грехах, преступлениях обвиняется учитель.
* * *
- Если в начальных классах посещение родительских собраний родителями составляет 100%, то чем старше, тем меньше. К старшим классам интересуются делами школы и собственного ребенка в ней не более половины. Возмущаются как раз те, кто на собрания не ходит и процесса не понимает.
* * *
- Сегодняшние родители нянчат детей до 4-го класса. Они снимают с детей шапки, куртки и штанишки, а потом несут все эти вещи и портфели до класса, усаживают на место. Наблюдать за этим смешно. Все навыки самообслуживания ребенку должны быть привиты еще до школы. Родители не хотят понять, что лишают их самостоятельности.
Школа не снимает с себя воспитательную функцию. И педагог, и все члены коллектива школы участвуют в этом воспитательном процессе. Помимо образования.
* * *
- Ребенка нет допоздна дома, и это мало кого волнует. Если ребенка по какой-то причине забрала полиция – с улицы, из подъезда, пьяного, то у него первым делом спрашивают: где ты учишься? И звонят директору. Из полиции довольно часто детей забирает социальный педагог или завуч, в любое время – ночью, в выходные, летом... Родителям всегда не до этого. Словно дети принадлежат школе, а не им.
* * *
- Правоохранительным органам проще мурыжить директора и школу, если какой-то ребенок совершает правонарушения и преступления, чем родителей. Они знают, что школа отреагирует быстрее, да и наказать конкретных должностных лиц куда проще, чем неизвестных родителей – они могут оказаться невменяемыми, бедными или «слишком крутыми». Зачем связываться?
* * *
- Бывает, родители снимают дачу, квартиру для того, чтобы их подросток отпраздновал там свой день рождения. Естественно, приглашаются одноклассники. Родители одноклассников звонят к классному руководителю и требуют... запретить их детям посещать данное мероприятие, где, возможно, будут алкогольные возлияния. И если там что-то случится, виновата будет снова школа!
* * *
- Перед каникулами мы раздаем родителям памятки о том, как воспитывать их детей: не позволяйте! следите! проверяйте! А если что вдруг случится с ребенком даже в период каникул, виноваты будем снова мы!
* * *
- Радует, что дети все же лучше своих родителей. С ребенком поговоришь, и он откликнется, поймет. С родителями сложнее. Дети поссорились, повздорили, подрались, но простили друг друга и помирились, а родители продолжают войну между собой.
* * *
- Драки детей – это возрастная психология. Годы идут, сменяются эпохи, а в школе ничего не меняется. К сожалению, родители забывают, как сами были детьми, и нередко, защищая права своего ребенка, готовы нарушить права другого.
* * *
- У ребенка две модели поведения: дома и среди сверстников. Если ребенок совершает правонарушение, что случается вне дома, родителям этот ребенок как бы чужой. «Их ребенок так никогда бы не поступил!» Их ребенок, которого они знают дома. Разбирается школа.
* * *
- Дети много врут. Дома врут одно, в школе – другое. Часто конфликты и противостояния между родителями и школой провоцируют сами дети – на пустом месте, на выдуманных «фактах». Порой выдумывают просто так, от скуки, от желания, чтобы их заметили, обратили внимание. Потерял портфель на площадке, где заигрался, а дома наврал, что украли портфель в школе. Родители верят, звонят в школу и возмущаются: что у вас там за порядки?! Потом портфель находится там, где его оставили, но извинений от родителей, конечно, не следует.
* * *
- Дети перестали терять сотовые телефоны в школе. Они могут быть забыты, оставлены, но их возвращают другие дети. Потому что мы этому учим их. Но дети есть дети. Они могут их сломать, испортить, потерять где угодно. А родители продолжают давать детям в школу дорогие телефоны, гаджеты, планшеты. И ответственность за их целостность взваливают опять же на школу.
* * *
- Вы говорите – поборы! Словно деньги в карман учителя собирают. Знаете, благосостояние современного общества выросло. Каждый день в школе мы находим забытые вещи – дорогие кроссовки, туфли, шарфы, шапки, даже куртки и много чего еще, что стоит денег родителям. Все знают, где можно взять утерянную в школе вещь. Кроме того, мы выкладываем их в определенных местах, и что? Их не забирают! Они никому не нужны! Так они копятся целый год, а потом сваливаются в мешки и увозятся нуждающимся. По несколько мешков вещей в год! С каждой, наверное, школы! Но за каждые сто рублей на грамоты для детей же – грызня и ругань.
* * *
- У родителей к школе потребительское отношение: «Мне колбасу посвежее, я за нее плачу». В этом виноват Закон об образовании, где образование называется услугой. Вот и отношение к школе, учителям, как к обслуге, лакеям: принеси, подай, накорми, одень, воспитай. Пусть платит государство. Конопатить окна должен сам учитель. Ведь это его работа! Его класс! Да что там говорить...
* * *
- Это ошибочное мнение, что государство дает школе все. Все, но в пределах бюджета, сметы. И если школе чего-то не хватает, виновата снова школа.
* * *
- Трудные подростки? Да, таких немало. Большинство преступлений и правонарушений детьми – это упущение контроля родителей. Они не знают и не хотят знать, где и как проводят время их дети. Они не ставят рамок или попросту не могут с ними справиться, позволяя с детства все.
* * *
- Знаете, есть такое понятие типа «флеш моб». Раньше подростки снимали на камеры телефонов избиения и унижения друг друга, и это распространилось всюду. Теперь они стали снимать «свой героизм перед учителем» - хамское поведение на уроках, оскорбления. Сейчас подобные видео могут стать катализатором, доказательством преступления, правонарушения, причиной уголовного дела. Меньше таких видео не становится. Кто будет виноват? Все равно – учитель.
* * *
- Все потому, что раньше учитель имел авторитет, который прививался родителями, обществом. Сегодня что? Вы зайдите на родительский форум, почитайте, что пишут родители. «Воспиталка», «училка», «тупая», «идиотка» - и это лишь самые «безобидные» эпитеты в адрес педагогов. Все это имеется и в семье. Сегодняшний родитель сам принижает статус педагога перед собственным ребенком. Могут заявиться в класс и хамить прямо при детях. Хамит так, что учитель от стыда перед детьми за взрослого начинает выглядеть виноватым. Дети это видят. В итоге авторитет в глазах ребенка теряют и родитель, и учитель. Отсюда вырастают такие неуправляемые дети.
* * *
- Пока дети находятся в зоне педагогического влияния, в школе, преступлений он не совершает. Все это происходит далеко за пределами школы и в неурочное время.
* * *
- Да если б были эти видеокамеры в классах! Закон это позволяет. Но у школы на них денег нет, а собирать с родителей – сами знаете. Родители даже не могут понять, зачем это нужно? Зачем беспрерывно и со звуком снимать их тихих, спокойных, правильных детей?
* * *
- Во всем мире исключение из школы считается наказанием. За проступки, нарушения исключают на неделю, месяц. Потом ученик должен сдать все зачеты за пропущенное время. Если не сдаст, он не будет аттестован, может быть исключен за неуспеваемость и у него не будет будущего. У нас в стране наоборот: исключение не допускается и воспитательной функции не несет. Попробуй отстрани от учебы! Прокуратура тут же скажет: вы нарушили право ребенка на образование. Но как же права других детей? Высшее достижение ученика на уроке – сорвать сам урок. Это же круто. Учитель нервничает. Дети сидят, хихикают. Учебный план катится в тартарары. Но нарушителя порядка нельзя выгнать даже из класса. Уж свои-то права они знают очень хорошо.
* * *
- Школа превращается в место, где ребенок просто пребывает до определенного периода, типа социального приюта. По закону – до 18 лет. Мы, школа, должны держать его здесь, если он не поступил в другое учебное заведение, если не хочет идти работать. Мы, а не родители, отвечаем за его поступление и трудоустройство. Извините, есть такие балбесы, которые не могут сдать минимальное ЕГЭ в 9-м классе и переходят в десятый, в одиннадцатый, не имея вообще никакого представления о том, чему его учили все годы, продолжают будоражить весь класс, мешать образовательному процессу. А мы обязаны их тянуть за уши. Мы – крайние.
* * *
- Мы не имеем права отчислить правонарушителя. Даже если у «ребенка» уголовное дело, и наказание не связано с ограничением свободы. Суд пишет: «Обязательное обучение в школе». И он сидит за партой наравне со всеми детьми. Это порочная практика.
* * *
- Круг полномочий школы по контролю за детьми? Вы что, смеетесь, что ли? Директор школы получил выговор за то, что В АВГУСТЕ ученики его школы совершили уголовное преступление в состоянии алкогольного опьянения! О чем вы говорите? Учитель бесправен. Но возникает вопрос: а почему участковые не виноваты? Те, за кем закреплен район? Они первыми должны был знать, в каком гараже собираются дети и какие квартиры пустуют. Но они же правоохранительные органы... зачем бить по щекам самих себя? И что-то непонятно, за такой букет правонарушений со стороны родителей этих детей... ничего о них не говорят, словно их нет.
* * *
- Есть такой закон – ФЗ-120. Его принятие определило ответственность образовательных учреждений за детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот закон развязал руки прокуратуре, органам следствия. Возникает ощущение, что закона о какой либо ответственности родителей перед детьми и перед обществом просто не существует. По крайней мере, наши правоохранители их не читали.
* * *
- Родители и школа. Это игра в одни ворота.
* * *
- Учителя вызовешь к себе, а он уже войти боится. Он думает, что на него поступила жалоба или родители пришли возмущаться... Учитель постоянно в состоянии стресса. А директор? Когда у меня звонит телефон, аж передергивает - «Ну, что еще???» Каждый день не похож на другой. Невозможно привыкнуть к возникающим ситуациям. Они всегда новые, а правонарушения, преступления детей все изощреннее. Сходите лучше в ПДН – там расскажут, если не постесняются.
* * *
- Социальный педагог все лето занимается устройством детей в учебные заведения или на работу. Спрашивают со школы, не с родителей. И если все-таки ребенок до 18 лет не устроен и школу уже закончил, приходят проверяющие к классному руководителю: вы не доработали.
* * *
- В итоге с проблемами, существующими в обществе, борется один учитель. Жестокость, разврат – это в телевизоре, в компьютерных играх, которых не школа детям покупает и позволяет смотреть в неограниченном количестве. Общество само должно быть воспитывающим, но оно равнодушно.

Антонина Кычкина, директор школы №5, депутат Якутской городской думы, председатель комиссии по социальной политике:
- Да, каждый учитель желал бы заниматься с детьми дополнительно, вести кружки. Но ситуация сегодня такова, что с 7 30 утра до 19 30 вечера в школе во всех кабинетах идет непрерывный образовательный процесс в две смены. У учителя нет возможности остаться после уроков, спокойно проверить тетради, подготовиться к завтрашнему дню, воспользоваться своим компьютером. Это делается буквально на коленке – в библиотеке, учительской. Минобразования РФ планирует реализовать стратегию односменного обучения. Что ж, в таком случае Якутску нужно еще 30 школ по состоянии на сегодняшний день.

Родители об учителях – анонимно

Посидев с часок на Родительском форуме, я поняла, что из сообщений, прошедших цензуру, уже можно сделать выводы о том, как многие родители (но не все, далеко не все!) воспринимают школу, образовательный процесс и педагогику в целом. И выводы далеко не утешительные. Зато я знаю, кто точно читал все эти нападки в первозданном виде.

Модератор форума «Родительский» на сайте ykt.ru:
- На интернет-ресурсах с завидной регулярностью появляются сообщения от родителей, в которых они, не стесняясь в выражениях, обсуждают и критикуют действия учителей, воспитателей, заведующих детскими садами, директоров, нянь, репетиторов и других педагогов. Достаточно часто данные сообщения содержат конкретное указание на человека, вплоть до фамилии, имени и отчества, места его работы, внешности. При этом Интернет предоставляет полную анонимность автора для рядовых пользователей. Как правило, особенно негативные сообщения, сообщения, содержащие конкретные данные, по мере возможности удаляются или корректируются модераторами ресурсов. 

В этих сообщениях можно прочитать все что угодно (стилистика и орфография сообщений с форума сохранены).
Встречаются подобные высказывания: «У нас похожая ситуация, но есть оценки заниженные - учитель кричит и обзывает, есть пожилая вредная тетя, которая любит строить из себя пуп земли и тоже ставит тройки» - пользователь «м».

Или, к примеру, вот:
«Состав слабый, я 2 раза ходила туда, в первый раз со мной разговаривала Светлана, на самые элементарные вопросы не смогла толком ответить, все время больше любовалась собой на красивом фоне, совсем не умеет разговаривать, говорить, как доверить ребенка такой училке. 

Пришла во второй раз, были две женщины, более солидные, одна Виктория (отчества я не запоминаю), приятная женщина, вторая Алина, среднего возраста. Они обе очень хорошо мне ответили на вопросы. Но все равно учительский состав слабый, неопытный, таким, как Светлана, я бы своего ребенка на обучение не отдала, да там все молодые, видимо» - пользователь Катя. 

Это модерированное сообщение, в оригинале автор применил нелицеприятное слово «шалава», которое впоследствии было стерто модератором. 

Подобных высказываний полно. Не хочется сейчас выискивать особо изощренные оскорбления. Читать такое неприятно. Как может идти речь об авторитете учителя, когда родители позволяют себе высказываться подобным образом? Ведь, если такие сообщения появляются на интернет-ресурсах, то вполне возможно, что данные родители так же позволяют себе говорить подобные вещи при собственных детях, которые, соответственно, также делают из этого выводы и перестают уважать учителей. 

Законы, которых никто не читал

Родительская ответственность имеет двойственную природу: это ответственность перед социумом и перед «своей совестью». Понимание ответственности зависит от системы ценностей родителей, их взглядов и стиля жизни. Ответственность – это и контроль родителей за своими высказываниями и поступками: в воспитании ребенка огромное значение имеет личный пример. Помимо моральной ответственности, родительские обязанности в отношении детей регламентируется и российским законодательством.

Юридическая ответственность

В 1990 году Российская Федерация ратифицировала конвенцию ООН о правах ребёнка, основные положения которой легли в основу российских законов о детях.

Сегодня в России ответственность за соблюдение прав детей регулируются следующими законами:
  • Конституция Российской Федерации.
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
  • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
И другими.

Ответственность за воспитание и развитие

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования (Семейный кодекс РФ, ст. 63).
 
Ответственность за материальное содержание 
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (Семейный кодекс РФ, ст. 60).

Защита интересов ребенка
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. (Семейный кодекс, ст. 64). Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.(Ст. 54).

Не причинять вреда
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (Семейный кодекс РФ, ст. 65).

Неисполнение обязанностей

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, ст. 156):
  • административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);
  • гражданско-правовой (статьи 1073 - 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • семейно-правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);
  • уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)
От ответственности сегодняшних родителей зависит не только благополучие каждого ребенка, но и целого поколения в будущем.

Эпилог

Почему Россия так боится ювенальной юстиции? Не потому ли, что тогда придется отвечать за свою, родительскую, безответственность по всей строгости – самим, не сваливая на учителей и директоров? Согласно даже действующему Административному кодексу, в неисполнение обязанностей родителей входят и такие «мелочи», как потакание ребенку не ходить в школу (не обеспечен процесс обучения), мелкие хулиганства и кражи (не обеспечено воспитание) и многие другие.

А сейчас... сейчас можно все. Школа ответит.

Количество показов: 798
Выпуск:  № 90 (2207) от 8 ноября 2013 г.