Экзотическая религия

28.01.2014 
Количество показов: 378
Буддизм — древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»). Он реальная историческая личность.
Во всяком случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии, на основании сохранившихся до наших дней письменных источников. И эти тексты, и основанные на них научные исследования, фольклорные жанры и художественные произведения, говоря об основателе буддизма, называют его разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни. Но все они говорят о его пути. Сиддхартха — личное имя, так его назвали при рождении. Гаутама — имя рода, своего рода фамилия. Родился он, кстати, в царской семье. Будь это в России, он был бы, к примеру, Романовым. В Австрии –Габсбургом... А Шакьямуни — своего рода национальность, «мудрец из племени шаков (или шакья)», Будда — «просветленный». 

Миллиард буддистов

Много споров сегодня ведется вокруг даты его рождения. Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни, согласно традиции школы Тхеравада, Будда жил с 624 по 544 до н.э. По одной из научных версий, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э. Согласно новейшим исследованиям Г. Бехертагде, когда проводился радиоуглеродный анализ упомянутых в буддийских летописях населенных пунктов, дата рождения Будды — с 480 по 400 до н.э. Есть и другие версии. Но как бы то ни было, все сходятся в одном: Будда жил и Будда жив (в сердцах миллионов почитателей одноименной религии). В настоящее время буддизм является преобладающей религией на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, а также в Монголии, Вьетнаме, Камбодже и Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Корее, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Впрочем, последователей буддизма других национальностей в России едва ли не больше, чем самих бурятов, калмыков и тувинцев. Традиционно много буддистов живет в Санкт-Петербурге, где дацан был построен еще при царе батюшке и работает до сих пор, а также в Москве, в Новосибирске. В целом в мире больше миллиарда буддистов. 
 
Пробуждение Гаутамы

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.

Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение. И ушел из жизни в 80 лет. 
 
Будда не считал себя Богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами», в отличие от проповедников других религий, а говорил лишь то, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Будда также выступал резко против культа самого себя, хотя в дальнейшем культ Будды Шакьямуни и некоторых других будд, а также местных богов всё-таки появился.

Ученые в шоке

Буддизм в определённой степени признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ, но считает это «данностью естественного“ устройства вселенной» и ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями, так как такие существа тоже пребывают в сансаре и подчиняются карме. Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, карму или перерождение, а указывает на возможность «экспериментальной проверки», например, посредством медитации. Некоторые известные ученые считают, что буддизм и наука близки друг другу, что из нынешних мировых религий именно буддизм наиболее отвечает современным научным представлениям. Так, нобелевский лауреат, один из наиболее влиятельных логиков XX века, что примечательно, закоренелый атеист Бертран Рассел отмечал, что буддизм опирается на научный метод и позволяет исследователю ответить на те вопросы (например, на вопрос «Что такое сознание и материя?»), на которые не может ответить наука из-за её ограниченного набора методов исследования. И Бертрана Рассела можно понять, что тут удивляться, когда о таких вещах,открытых в 20-м веке как большой взрыв, проблемах цикличности существования мироздания, параллельных мирах, давно уже все написано в древних буддийских трактатах. 

Религия «Спаси себя сам»

В отличие от других мировых религий, буддизм увеличивает количество мирозданий до бесконечности. По образному сравнению из буддийских текстов, их больше, чем капель в океане или песчинок в реке Ганг. Каждый из миров возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы (миллиарды лет), разделенной на четыре кальпы. Однако только та кальпа является счастливой, в которой появляется будда. Тот же Гаутама-будда не единственный, он является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником был будда Дипанкара ruen, а будда, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Общее количество будд и бодхисаттв тоже неисчислимо, но не следует думать, что они занимают в буддизме то же место, что боги или единый Бог в других религиях. Будды не могут ни создавать мир, ни управлять стихиями и, как правило, не наделены силой карать или миловать. Буддизм — и в этом еще одно его отличие — не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, поэтому его иногда называют «религией-самоспасения». 

Буддизм считается самой миролюбивой религией. Не утверждаю, что остальные другие являются агрессивными, но ни крестовых походов, ни священных войн -джихадов здесь нет. Страны, где буддизм является государственной религией, могут воевать друг с другом, но войны эти за территорию, за хлеб, за воду, за свободу и за прочие материальные интересы и совершенно далеки от религиозных. Правильный буддист не идет убивать своего врага или врага веры. Напротив, он будет сидеть спокойно на берегу реки и терпеливо ждать, пока мимо не проплывет труп врага. Ну или, в крайнем случае, сожжет себя в знак протеста... Причинят другому человеку зло просто нет смысла. По буддизму ты этим наказываешь сам себя.

Ох уж эта наука!

Стоит сказать, что сам по себе буддизм - очень сложная наука. Как можно объять одним умом всю философию, астрологию, медицину и другие науки юго-восточной цивилизации. А буддизм именно вбирает в себя все это. Просечь ее до конца могут, наверное, разве что нобелевские лауреаты... И то вряд ли. 

Для большинства людей, практикующих буддизм, это и не требуется. Достаточно просто верить в карму, не нарушать, ходить в монастырь и заказывать молитвы. Жизнь коротка, в последующем перерождении тебе это зачтется.
Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Такими словами обычно формулируется первая Благородная Истина. Говоря о страдании, буддизм отнюдь не ограничивается человеческим уделом. Страдают животные. Всюду в природе жизнь одного вида зависит от другого вида, всюду жизнь одного существа покупается ценой жизни другого, всюду царит борьба за выживание. Страдают не только на этом свете. Неисчислимы страдания обитателей адов (временное состояние согласно буддизму; вечных мук эта религия не знает), страдают от никогда не удовлетворяемых влечений голодные духи — преты. Даже божества (ведийские Брахма, Индра, Варуна и другие боги) тоже страдают. Им приходится воевать с демонами-асурами, им ведом страх смерти, поскольку они также рождаются и умирают, хотя срок их жизни огромен. Короче говоря, нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям. Страдание абсолютно, удовольствие весьма и весьма относительно. Учение буддизма направленно на то, чтобы понять суть страданий и устранить их. Но для этого нужно пройти сложный путь.

Количество показов: 378
Выпуск:  № 7 (2232) от 24 января 2014 г.