Специализированный Дом ребенка в Якутске

10.10.2014 
Количество показов: 2054
Большая комната, где каждый сантиметр площади использован с умом.
Низенькие столы и крохотные стульчики, мольберты, горки, большие кубы, на которых стоят чаши с бусинами, крупами, дидактический материал для развития детей дошкольного возраста. Материалы расположены по зонам: для самых маленьких и чуть постарше, модульное оборудование, практическая жизнь, сенсорное развитие... Это комната Монтессори в городском специализированном Доме ребенка. 

Хозяйка всего этого царства -  Галина Лизунова - вздыхает: если бы было место, чтоб поставить манеж, то она бы занималась и с  совсем малютками. Большая часть мебели – столы, стулья, полочки и шкафчики – любовно сделаны руками супруга Галины Ивановны. Юрия Трофимовича Лизунова уже нет на этом свете, а то, что он смастерил, живет и используется каждый день. Потому что в Доме ребенка сейчас живет 81 ребенок в возрасте до четырех лет. Не секрет, что здесь малыши – особенные. И для многих фактический возраст не совпадает с актуальным. Но Галина Ивановна утверждает: когда детки заходят в кабинет, они преображаются психосоматические заболевания здесь не проявляются. Группы разновозрастные, и делается это сознательно. Они смотрят друг на друга и играют в «повторяшки»: годовички присматриваются, что и как делают трехлетки, и стараются копировать.

Галина Лизунова, когда рассказывает о детях, вся светится. Она говорит о том, какие они славные, умненькие, все схватывают на лету, как они стремятся создавать порядок: найдут на полу бусину и сразу кладут на место. 
-  Насколько упорядочена жизнь малыша до трех лет, так и будет в дальнейшей жизни. Если он с пеленок приучается к порядку, то уже став взрослым, никогда не будет раскидывать, к примеру, вещи и терять носки, - улыбается Галина Ивановна. Она в прошлом – воспитатель с огромным стажем, с 1967 года.  Пять лет была  заведующей детским садом. 

- Но это не мое – «завовство» это. Сейчас я – воспитатель класса Монтессори. И к этому шла долго. Начнем хотя бы с того, что только сама идея висела в воздухе лет пять. В то время главный врач Дома малютки, Евдокия Ивановна Протопопова, увидела такой класс в одной из командировок  в Москве. И мы зажглись идеей. Тогда не было ничего для возраста от нуля до трех лет. Для более старших детей  было, а для малышей нет... И после того, как решение было принято, мой муж, Юрий Трофимович, начал все создавать своими руками. Это потом мы докупили мебель, дидактические материалы, специальную литературу. И я уехала учиться в Ассоциацию Монтессори-педагогов России, на курс Ларисы Лимановой «Вместе с мамой». Потом не раз ездила по конференциям, училась, узнавала новое  ведь происходит много изменений. Сейчас уже не езжу. Старая стала, наверное, - смеется Галина Ивановна.

Все по правилам

Такие крохи и уже принимают правила. В кабинете Монтессори есть неписаные и негласные правила, которые соблюдаются каждым малышом: нельзя отнимать, поработал – положи материал на место. Во всем развивается самостоятельность – даже в плане выбора места для работы. Бывает, ребенок сел не туда: и ему самому неудобно, и остальным места мало. Галина Ивановна никогда не укажет на ошибку в выборе рабочего места  напрямую – надо, чтоб ребенок это понял сам. Она никогда не скажет: вот это ты сделал неправильно. Существует контроль ошибок, а опосредованное обучение – самое действенное. Потому и истерик здесь не бывает. Разве что только тогда, когда уже пора уходить, чтобы освободить места для следующей группы. Тогда плачут детки, упираются, не хотят уходить. Им здесь хорошо, комфортно, им тут нравится. Маловато для них времени, а занятия проходят от 30 минут до полутора часов

- Доктор Мария Монтессори верила, что человек не может быть образован другим человеком. Ее основной  лозунг:  «Помоги  мне  это  сделать  самому». В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам. Потому что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.  А развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю, через движения, и внутреннюю – через наблюдение и анализ увиденного. А внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является  стимулом для проявления его активности. А чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований. Это красота помещения и его оборудования. Состав группы детей должен быть разновозрастным. Везде должен быть порядок. Наличие зон в расположении материала. Наличие подготовленного педагога или воспитателя. У нас тут каждый сантиметр продуман. Все стоит на своих местах.

Важность младшего возраста

Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением». Самый важный период в жизни – это  не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики... 
- Ни в каком другом возрасте ребенок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенств. В первые годы жизни мозг ребенка растет с феноменальной скоростью, и это время является наиболее благоприятным для обучения. Поскольку 80% умственного развития ребенка происходит в возрасте до 8 лет, важность благоприятных условий в эти годы трудно переоценить.

Детки за работой

Монтессори-класс городского дома ребенка г. Якутска – это подлинно детский мир, выверенной среды в соответствии с возрастными особенностями от года до трех лет, размерами, темпом, интересами. Он предназначен для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной, подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами. Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок. Рабочие коврики, столы и стулья стоят стационарно. Дети могут работать за коллективным столом, на рабочих ковриках, на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.
- У нас семь зон: развития крупной моторики, для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности, сенсорного развития, развития мелкой моторики, упражнений с водой, продуктивной и доизодеятельности и зона развития речи. У нас нет учительского стола как центра привлечения внимания, потому что интерес к учебе вызывается всем окружением ребенка. Учитель является заинтересованным наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Содержание его ежедневной работы определяется результатами наблюдений. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам ребенок. Я не вмешиваюсь в «работу» детей, не отрываю их без нужды, не предлагаю отдохнуть или заняться чем-нибудь другим. Я лишь откликаюсь на зов тех, кому нужна помощь, совет, указание или проверка. 

В Монтессори-классе постоянно стоит рабочий шум, потому что работа с материалами включает в себя очень много движений: хождение, переноску предметов, переливание, пересыпание, обсуждение и постоянные действия руками. Монтессори никогда не отождествляла хорошее поведение с тишиной и неподвижностью. Она считала, что самодисциплина постепенно развивается в осмысленной работе. Когда ребенок становится искренне заинтересованным в той работе, которую он совершает в классе, его поведение почти всегда становится более зрелым и упорядоченным. Если ребенок плохо ведет себя в классе, Монтессори-учитель, как правило, просто помогает ему выбрать работу, которая в большей степени его заинтересует и привлечет его внимание.

Монтессори была уверена, что соревнование допустимо только после того, как ребенок достигнет уверенности в своих базовых умениях и навыках. «Никогда не позволяйте ребенку потерпеть неудачу», - писала она. Поскольку ребенок работает с материалами индивидуально, в Монтессори-классе нет и не может быть соревнования между детьми. Для ребенка важен прогресс в его собственной работе, и достижения одного ребенка не сравниваются с достижениями другого. 
Количество показов: 2054
Выпуск:  № 114 (2339) от 10 октября 2014 г.
Комментарии