«Харысхал», или Как, помогая себе, помочь другим

30.09.2016 
Количество показов: 203
Если бы на земле где-то существовало мировое министерство добрых дел, то благотворительный фонд «Харысхал» был бы одним из его главных департаментов. Основанный рядом успешных якутских финансовых и промышленных предприятий благотворительный фонд «Харысхал» переводится с якутского языка как «Милосердие». То есть то, что мило сердцу. Здесь работают люди с большими сердцами.
За годы работы фонд охватил тысячи семей во всех уголках республики, нуждавшихся в поддержке. Если рассказывать о проведенной фондом работе, не хватит не то что книги, а, пожалуй, целого собрания сочинений. Сегодня мы расскажем всего лишь об одном из денежных грантов фонда –«Помогая себе – помогаю другим».
Конкурс был объявлен в августе 2016 года с целью поддержки социальных проектов, направленных на улучшение положения детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в Якутии.  Всего на рассмотрение поступило 12 проектов. Из них жюри отобрало пять проектов на сумму 449 300 рублей. Победившие проекты должны быть реализованы до конца 2016 года.
Данный конкурс традиционный, но в этом году есть одна особенность: наряду с юридическими в нем приняли участие и физические лица. Ну а теперь перейдем к самим проектам.

Большие куклы для самых маленьких
Можно поздравить с грантом Автономную некоммерческую организацию Абилитационный центр «Особый ребенок», находящуюся в Якутске. Обычно мы привыкли слышать выражение  «реабилитация», слово «абилитация» знает не каждый. Между тем абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно-полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.
«Особый ребенок» попросил грантовую помощь на покупку больших ростовых игрушек. Родители уже присмотрели, где приобрести одного миньона, Микки и Мини-Мауса плюс бегемота Глорию. Куклы - удовольствие не из дешевых, 50 тысяч они собрали, а еще сто тысяч запросили и получили через грант. 
Психологи центра разработали под кукол праздничные программы, которые позволят детям с аутизмом, играя с персонажами знакомых героев, через привычные для детей образы проще устанавливать комфортный контакт с внешним миром.  Очень многие дети-инвалиды, ввиду своих особенностей развития, вынуждены находиться все праздники дома. У детей с аутизмом остро выражено  чувство страха, который не дает возможности находиться в обществе. Но постепенно путем программ социализации таких детей выводят в общество. Через веселье и праздник общение с ростовыми фигурами в «Особом ребенке» планируют вызвать у детей интерес к чему-то новому в окружающем мире и обществе, сформировать навыки правильного поведения, приобщить к совместным играм, а не уединенным, как у большинства детей с аутизмом.
Куклы будут использоваться на таких праздниках, как день рождения, День защиты детей, День знаний, Новый год и просто тематические утренники, чаепития, да и мало ли какие праздники можно придумать для ребенка. Программа рассчитана на 60 минут игры, и конкурсы программы будут подбираться к каждому ребенку индивидуально, в зависимости от его уровня развития и способности  к коммуникации. В качестве артистов могут участвовать как специалисты и волонтеры, так и сами родители, которые по большей части и есть те самые специалисты и волонтеры абилитационного центра. Сама программа с использованием ростовых кукол - одна из многих в комплексе мероприятий, призванных не только улучшить качество жизни детей с инвалидностью, но и поддержать здоровое психологическое состояние их семей в целом, путем развития коммуникативных навыков, творческого потенциала, физической активности. Благополучатели проекта -это дети с инвалидностью и их семьи. Всего на данный момент 364 человека.

Шаг в мир звуков
65 тысяч рублей на организацию II Конференции для родителей «Роль семьи в абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха» получила Якутская республиканская общественная организация содействия реабилитации детей с кохлеарными имплантациями «Шаг в мир звуков». 
Кохлеарный имплантат - это современный медицинский прибор, вернее целая система, часть которой вживляется в организм  и позволяет компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной  тугоухости. Он не увеличивает громкость, а преобразует сигналы с внешнего микрофона в электрические, которые после распознаются нервной системой. 
Детская тугоухость - это огромная проблема. С каждым годом в Республике Саха (Якутия)  рождается все больше и больше детей с выраженным нарушением слуха. Причем только 10% глухих детей рождаются у родителей с проблемами слуха, остальные - в семьях, где об этом недуге даже не подозревают. Большинство детей с нарушениями слуха воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях, в школах-интернатах. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. На самом деле семья играет огромную роль в абилитации и  реабилитации ребенка с нарушением слуха. Общественная организация  хочет донести до родителей, что нельзя отдавать ребенка в школу-интернат и забыть о нем на 9 месяцев учебного года. Для осмысления важности роли семьи, укрепления сотрудничества между школой и родителями проводится данная конференция. На конференции будут обсуждаться  проблемы доступности и качества образования для детей с нарушениями слуха; роль семьи и родительской общественности в абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха, механизмы укрепления сотрудничества между школой и семьей. После операции с применением кохлеарной имплантации требуется два раза в год настройка речевых процессоров у специалистов НИИ ЛОР (г. Санкт-Петербург или Москва). Не каждая семья имеет средства для регулярного выезда за пределы республики. В рамках конференции планируется настройка речевых процессоров приезжими специалистами. Дети настроят речевой процессор, родители получат индивидуальную консультацию у специалистов ЛОР НИИ (г. Санкт-Петербург), не выезжая за пределы республики. 

Намские лебеди
Самую крупную сумму - 124 тысячи рублей- получил Благотворительный фонд поддержки детей–инвалидов, а также семей с детьми, находящимися в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации Намского улуса  «Лебедь».
Благотворительный фонд «Лебедь» - организация сравнительно молодая,  работает на своем поприще чуть больше года. Но она уже успела сделать довольно много для детей своего улуса. С  самого начала своего открытия (лета 2015 года) фонд начал деятельность с открытия совместного Республиканского семейного лагеря для детей-инвалидов с БФ «Харысхал» на базе лагеря «Лингва» с. Хамагатта Намского улуса. Сегодня грантовая поддержка предназначена для организации коррекционно-развивающей среды для особых детей Намского улуса. Особенности проекта - в широком охвате и большой территории.  Общее количество благополучателей: 835 детей из таких населенных пунктов, как Намцы, Искра, Тастах, Едейцы, Стобы, Модут, Партизан. Деньги пойдут на социально-педагогические услуги детям с инвалидностью и их родителям, организацию дефектологических логопедических, педагогических, психологических услуг родителям и детям, нуждающимся в особом внимании дошкольного, школьного возрастов, а также развитие адаптивной физической культуры, организацию улусной спартакиады для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и организацию творческого фестиваля «Мой маленький мир» на базе Намской НОШ. Детей, имеющих проблемы и требующих более пристального внимания, воспитывать в районе намного сложнее, нежели в городе. Но тем не менее люди работают над этим и получают результаты. От развития проекта намские общественники ожидают улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень интеграции в общество здоровых сверстников и повышение их социального статуса. Создание условий для занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Обеспечение качественного ухода и реабилитации детей в кабинете в период исполнения родителями трудовых обязанностей.  А также улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.  И, конечно, открытое и дружественное отношение общества к детям-инвалидам.

Шахматная школа Слепцова 
Незаурядный шахматист Прокопий Слепцов - личность известная и авторитетная  не только в спортивной среде Якутска. Человек огромной доброты и большой души, он работает в городском обществе инвалидов и тренирует маленьких детей по шахматам. Он бескорыстный популяризатор своего вида спорта. На свой проект шахматной школы для  детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья он получил от «Харысхала» 60 тысяч рублей.
Прокопий Прокопьевич верит в свои силы  и педагогическое терпение. Говорит, что учить детей будет не только правилам игры в шахматы, но и воспитывая уважительное отношение к сопернику. 
От первого года обучения ожидает, что дети будут знать: начальные позиции фигур, (название, как ходят, ценность), основные правила игры и комбинации, научатся решать простейшие шахматные задачи. Помимо того, во время обучения будут проводиться
учебно-практические занятия,  соревнования на квалификационный турнир по  выполнению
нормативов  IV разряда. Положа руку на сердце, сам бы пошел к нему учиться…

Авсакан - значит, национальные традиции
Очень интересным стал грант на 100 тысяч рулей, который получила библиотекарь из села Кюпцы Усть-Майского улуса Екатерина Иванова.  Скромный, но очень активный библиотекарь ведет общественную работу по возрождению национальных традиций и народных промыслов. Полученный грант позволит организовать  обучение, социальную адаптацию для деревенских детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В кружке «Авсакан» Екатерина  Петровна уже проводит знакомство для таких детишек  с традициями и национальной культурой эвенков. Учит шить самобытную одежду и украшения. Показывает национальные обряды, такие как Чиппчикан – обряд очищения или как правильно танцевать настоящий эвенкийский хоровод – Дэвэйдэ.  А эвенкийский национальный праздник  «Бакалдын» благодаря стараниям талантливого организатора проводят не только взрослые, но и ребятишки в детском саду. 
Полученная сумма позволит расширить кружок, привлечь еще больше детей, приобрести необходимые расходные материалы. 

Милосердие взаимопомощи
По словам директора благотворительного фонда «Харысхал» Веры Душкевич, название самого конкурса «Помогая себе, помогаю другим» отражает его внутреннюю суть. Ведь по большому счету  в проекте, нацеленном на  детей с инвалидностью в большей степени участвуют не посторонние люди, а родители этих детей.  И вся работа заключается в том, что люди, развивая свои проекты, помогают и себе, и взаимодействуя  друг с другом, фактически занимаются взаимопомощью. Например, общественная организация «Шаг в мир звуков» для детей с нарушениями слуха и кохлеарными имплантатами была ограничена работой сурдопедагога, узкого специалиста. Их социальный проект заключается в том, чтобы родители сами обучились навыкам сурдопедагога, чтобы помочь и своим детям, и впоследствии другим  детям. По словам директора «Харысхал»,  в этом году под гранты на лучшие социальные проекты для улучшения положения детей с инвалидностью и ограниченными физическими возможностями выделено почти полмиллиона рублей. И их впервые поделили между собой три учреждения и два общественника.  И замечательно, что появилась возможность активным гражданам осуществлять свои социальные проекты в помощь детям с инвалидностью.  Так впервые грантообладателями конкурса «Помогая себе, помогаю другим» стали  общественники в лице библиотекаря Екатерины Ивановой, продвигающей проект социальной адаптации детей с физическими ограничениями в русле национальных эвенкских традиций, и преподавателя Прокопия Слепцова, который будет организовывать  шахматную школу.
Количество показов: 203
Выпуск:  №38 (2564) от 30 сентября
Комментарии