История якутских украшений: что означают узоры на серьгах?

29.06.2018 
Количество показов: 522
С наступлением долгожданного праздника для всех якутян – Ысыаха многие гости и жители Якутии надевают на себя национальную одежду народа саха. Мужчины примеряют на себя строгие камзолы с натянутыми роскошными поясами из серебра и кожи, женщины же наряжаются в красивые, легкие халадаи, дополняя образ жилетами и традиционными украшениями. Но знают ли эти женщины, что означают их украшения и почему они именно такой формы? Мы не будем рассматривать весь национальный комплект, а остановимся на самом универсальном украшении – серьгах. Итак, что же означают орнаменты, узоры на якутских серьгах? И имеют ли они магические свойства? Попробуем ответить на вышеуказанные вопросы в этом материале.
О якутских украшениях, по большому счету, известно немного. Хотя упоминания о металлических изделиях якутов встречаются, начиная с самых ранних письменных источников путешественников и первооткрывателей Ленского края, но в этнографической литературе дореволюционной Якутии сведения о них во многом отрывочны и носят фрагментарный характер. 
В целом, как пишет в своих трудах «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование» Саввинов Анатолий Иванович, якутские украшения отличаются архаичностью форм, самобытностью конструкции и художественного стиля. Характерной особенностью являются строгая ансамблевость форм, торжественность. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар5а), серьги-колечки (колооско ытар5а), серьги с подвеской (тугэхтээх ытар5а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличие от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных камней.
- До влияния русской культуры якутские серьги были проволочными в виде знака вопроса, - рассказала нам Капитолина Яковлева, доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, кандидат исторических наук. - Они часто шли с черными, белыми и синими бусинами. Но такие серьги также были распространены по всей Евразии. В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Женщины носили такие серьги по две-три в каждом ухе. К сожалению, наши исследователи не пишут, что в якутской культуре это что-то обозначало. Но, например, у народов Амура это имело особое значение, вплоть до того, есть ли у женщины дети. Кстати, у них еще были серьги в носу, которые означали, что женщина бездетная.
Позже такие якутские серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками. Они могли быть даже монетой. Далее появилось очень много различных форм. Исследователи пишут, что имеется более 30 вариантов. Серьги-цветочки, колокольчики, елочки, сиэль, ханха и т. д. Есть мнение, что традиционной формой якутских сережек считается лировидная фигура, состоящая из двух зеркально образованных S-образных форм. В быту мы привыкли называть ее «в форме женщины». 
Стоит отметить, что многие люди связывают украшения такой формы с оберегами под покровительством богинь плодородия, чадолюбия, хранительниц природы и материнства - Иэйэхсит и Айыысыт. Известно, что в якутской культуре данная форма олицетворяет женское начало, а подвески по середине и снизу - детей. Лировидный орнамент подходит молодым девушкам, для замужних женщин и невест. Если рассматривать историю возникновения самой формы лиры, то она достаточно спорного характера. Существует множество предположений о происхождении, семантике орнаментального мотива. В целом традиционный состав якутского орнамента носит самобытный характер, хотя в нем нетрудно обнаружить отдельные элементы восточных стилей и характерные мотивы русского народного искусства. Это сейчас мы видим женщину, а исследователи говорят, что серьги в форме лиры пришли в якутскую культуру под влиянием русской культуры.
- В старину на Руси существовали такие русские серьги под названием «голубцы».  Их форма состояла из образов двух птичек, соединенных и смотрящих в разные стороны. По одной из версий, именно эти «голубцы» и сформировали форму лиры. К слову, такие же украшения есть и у татар. Они такие серьги называют «русскими серьгами». Но татары называют их не лировидными, а миндалевидными. Такие же украшения есть у алтайцев. У них серьги один в один похожи с якутскими, но если наши выполнены полностью из металла, то у них подвески из бусин, - рассказывает Капитолина Максимовна.
У якутов существует целый ряд поверий и обычаев, связанных с использованием металлических украшений. Помимо известной лировидной формы, которая означает плодородие, в современности также используются узоры в виде оленя и стерхов. Так, например, олень – дух леса и защитник природы в якутской мифологии. Украшение с ним олицетворяет неразрывную связь человека и природы, благородство, величие и грацию.
Также наиболее часто можно встретить на молодых девушках серьги с фигурой стерхов. Украшения с ними означают чистоту и свободу. Серебряные сережки с танцующими стерхами призваны оберегать женское счастье. Считается, что они должны быть обязательно парными и их нельзя ни в коем случае разделять, чтобы не разрушить семейную жизнь. 
Имеется также мнение по поводу якутских серег, что количество подвесок снизу символизирует будущее потомство женщины. То есть сколько висюлек – столько детей хочет иметь молодая девушка. Но есть и другая версия, согласно которой, это не будущие отпрыски, а уже рожденные.
- Все эти интерпретации, я думаю, люди придумывают сами. Культуре свойственно меняться, обогащаться. Значение символики всегда изменяется. Украшения диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение, - считает Капитолина Яковлева.
В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Настоящие стопроцентные традиционные украшения хранятся в музеях. В современных реалиях их сложно носить не только из-за вида, но и из-за веса. Сейчас современные мастера изготавливают облегченные варианты, добавляя к традиционным формам свою фантазию. Но тем не менее сохраняя основные мотивы.

Евдокия САМСОНОВА
Материал подготовлен с использованием материалов диссертации кандидата исторических наук Саввинова А.И. «Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование»
Количество показов: 522
Выпуск:  №24 (2653) от 21 июня 2018 г.