Полезные люди

03.11.2009 
Количество показов: 347
Каждый из нас в своей жизни встречается и знакомится с огромным количеством людей.
Одни встречи бывают мимолетными, оставляющими после себя лишь дымку приятных воспоминаний, другие, наоборот, из года в год только крепчают и вырастают в многолетнюю дружбу. Наше повествование о двух людях, знакомство коих, несмотря на частые переезды, разные занятия, длится всю жизнь, и о хорошей книге, которая каждый раз приводит их в одно и то же место, тем самым даря им все новые и новые поводы для встреч и приятного общения.

Мои собеседники – любители чтения. Как оказалось, они, не сговариваясь, вот уже много-много лет ходят в одно и то же место – библиотеку им. Белинского. Оба – пенсионеры с активной жизненной позицией, ни на йоту не утратившие вкус к жизни и все еще старающиеся принести пользу обществу.

Он – государственный советник юстиции III класса, что равняется званию генерал-майора юстиции, первый начальник Управления судебного департамента РС (Я), заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), почетный гражданин Мегино-Кангаласского и Верхнеколымского улусов, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права юридического факультета ЯГУ Иван Иннокентьевич Корякин. Она – педагог, учитель русского языка и литературы, Лучший лектор республиканского общества «Знание», член Союза журналистов РС (Я), руководитель школы родовой культуры семьи «ДОМ», семейный консультант – Любовь Семеновна Аргунова.

Дело в том, что Иван Иннокентьевич и Любовь Семеновна одноклассники. Они вместе учились в Баатаре МегиноКангаласского района. Как они, смеясь, говорят – всяко бывало. Учились хорошо, занимались спортом, выступали с лекциями перед родителями, а в перерывах не обходилось и без детских безобидных потасовок.

Как вспоминает Любовь Семеновна, Иван и небезызвестный в республике Матвей Мучин, тоже их одноклассник, со школьных лет во всем были примерами, хотя и дрались иногда с девочками. Она с гордостью добавляет, что уже тогда можно было догадаться, что из них выйдут высокообразованные политические и общественные лидеры, руководители.

Мы беседуем в читальном зале библиотеки Белинского. По сложившейся традиции для моих собеседников пятница – это святой день посещения Его Величества книги. Под чутким руководством библиотекаря Татьяны Портнягиной уважаемые читатели подбирают необходимую литературу, знакомятся с новинками книжных издательств и читают прессу.

Иван Иннокентьевич Корякин

- Я хожу в Белинку как только она переехала по этому адресу. Раньше жили рядом, и было удобно. А сейчас уже по привычке. Для меня библиотека – место, где я не только одалживаю нужную книгу, но и место общения с людьми. Часто я здесь встречаю своих знакомых. Мы разговариваем, обмениваемся мнениями о том или ином событии в республике, да и в мире. Нередко я здесь встречаю и своих бывших учеников – узнаю, каких успехов в жизни они добились, как живут.

Вообще я думаю, что человек должен читать, интересоваться литературой и посещать библиотеки. И этому родители должны учить детей с детства. Мои дети, внуки – все относятся к читающим людям. И это меня радует. Чтение обогащает душу человека, развивает его общую культуру. У меня дома раньше была своя огромная библиотека. Но так как моя профессия сопрягалась с частыми переездами, библиотека не сохранилась в полном объеме. Раньше читал детективы, но сейчас больше предпочитаю произведения русских классиков, современных авторов читаю немного.

Сейчас я сам автор двух книг о своей малой родине и директоре Тюнгюлюнской средней школы М.П. Габышеве. Над первой книгой, можно сказать, я работал 24 года. Пришлось изучить многочисленные архивные материалы. А я тогда жил в разных улусах и мог посещать архив только во время своих командировок в Якутск. Но все же книгу эту я довел до конца и издал.

Вторая книга посвящена 100-летию Тюнгюлюнской школы, где я проработал 15 лет. Это позже я получил юридическое образование в Хабаровской Академии экономики и права. По первой специальности я учитель математики. По окончании учебного заведения меня направили на работу в родной улус.

До сих пор с теплотой вспоминаю то время, своих учеников, среди которых известная автор-исполнитель Анастасия Варламова, Степан Сивцев-Доллу из Сахафильма, доктор филологических наук Прасковья Максимова, заместитель генерального директора НВК «Саха» Николай Петров, заслуженные работники народного хозяйства республики Александр Шарин, Александр Романов и многие другие, которыми я очень горжусь.

Получилось так, что в разные годы, отработав и в партийной системе, и в народном хозяйстве, я снова вернулся к профессии педагога. Преподаю в университете, поэтому мне необходимо постоянно следить за всеми изменениями в законодательстве, также в стране и мире. Можно сказать, нахожусь в курсе всех событий.

– Фильм про Исаева смотрите?
– Да, урывками. Хороший фильм. Книгу тоже читал.

– А что думаете о воспитании детей через книгу?
– Как я уже говорил, книги следует читать. Я своих внуков еще учу трудиться. Каждое лето специально вывожу всех на сенокос в Мегино-Кангаласский улус. Дети должны знать своих предков, истоки, родную природу. Очень большую роль в воспитании детей еще играет его окружение, атмосфера в обществе.

По этому поводу думаю, что политика правительства должна соответствовать потребностям и желаниям народа. Для этого необходимо принимать полезные для народа законы, нужно бороться с безработицей, расширять производство. Если человек трудится, то он платит налоги. При этом государство имеет прибыль, а сам человек чувствует себя морально удовлетворенным, сыт – обут, как говорится. Показатели по преступности при этом уменьшатся.

Сейчас идет политика противостояния экономическому кризису. Но работа поставлена совершенно неправильно. Надо не деньги распределять по нуждающимся в виде разовых пособий, а вкладывать в развитие производства, малого и среднего бизнеса. При этом нельзя забывать о строгом контроле за расходованием средств со стороны государственных органов.

– Растет количество безработных. Как можно этого избежать?
– Изжить безработицу в нынешних экономических условиях невозможно. Беспокоит то, что стало много молодых специалистов, которые не могут после учебы трудоустроиться. Причина этого – в кадровой политике государства. Я в ней работаю с 1979 года, поэтому могу судить.

Раньше было четкое планирование по учебным заведениям и по специальностям. Посредством этого государство регулировало количество новых специалистов по направлениям. Сейчас этого нет, как и работы над кадровым резервом управления. Поэтому появляются люди с невостребованными специальностями или лишние специалисты. Это первое.

Второе: раньше человек, чтобы стать хорошим руководителем и занять какой-либо руководящий пост, должен был пройти весь этап становления, от простого рабочего до руководителя. За его карьерным ростом следили, и если он показывал хорошие результаты, только тогда его рекомендовали на более высокий пост.

Сейчас в управление приходят неопытные молодые специалисты, которые плохо разбираются в особенностях производства, экономики, не имеют практического опыта работы. Это очень плохо. В государстве должен быть кадровый резерв в управлении. Чтобы кого-то назначать, надо знать – какой это человек и чего стоят его амбиции.

Во времена советской власти кадровая политика была поставлена на высоком уровне. Сейчас советскую власть ругают. Однако лучшие его стороны надо было перенять. Ведь недаром, к примеру, китайцы до сих пор придерживаются учения древнего Конфуция. У народа должно быть объединяющее начало, вера в завтрашний день, идеалы. Настоящей, объединяющей народы идеи у России нет. Идеология при любой власти должна стоять на первом месте, и, я думаю, такой может стать всеобщая идея укрепления экономики страны. А стиль руководства должен быть направлен на это.

Любовь Семеновна Аргунова

- С 83 года я живу в городе. До этого работала в Мегино-Кангаласском улусе учителем в селах Хаптагай, Тюнгюлю, улусном отделе образования. По переезду сюда работала в Речевой школе. Когда пришло время уходить на пенсию, ушла с удовольствием.

Мне всегда не нравилась система воспитания и обучения в советской школе. Детей учили жить в коллективе, не высовываться, не проявлять свою индивидуальность. Всеми способами убивали в человеке личность, культивировали в нем стадные инстинкты.

– А когда вы пришли к такому выводу?
– После встречи с писателем Даланом, Константином Чиряевым и когда ближе узнала, что такое народная педагогика.

– И что вы открыли в ней?
– Народная педагогика вбирает в себя все те методы воспитания детей, которые сохранились в народе от предков. Это все то, что мы с детства прекрасно знаем – наше отношение к окружающим, природе, труду, жизненным обстоятельствам и прочему. Поэтому можно сказать, что великих открытий для себя не сделала. Вместе с тем, утвердилась во мнении, что самое важное для человека – раскрыть себя и самореализоваться.

После, на основе изучения имеющихся работ по народной педагогике, начала разрабатывать свои методики. Сейчас выпустила три книги по народной педагогике. Когда работала в селе Бэдьимэ, мы трудились над вопросами саморазвития личности ученика сельской школы на принципах народной педагогики. Тогда мы провели трехэтапный эксперимент. В настоящее время успешно внедряется на базе Тюнгюлюнской средней школы программа «Семья и культура рода» – «Дом».

Но я пошла дальше и работаю над внедрением экопсихологического подхода в развитии личности ребенка. Название моей педагогической мастерской – «Я-сфера» как фактор формирования экологической культуры семьи. В этом году по этой программе получила Грант Правительства РС (Я).

У нас нет своего отдельного офиса, поэтому летом мы занимаемся на моей даче. В зимнее время занятия проводятся в разных учреждениях города. Также в СОШ № 17 я открыла школу «Искусство быть родителем», закончив которую, молодые родители получают сертификат Российского государственного социального университета, с которым сотрудничаю в тесном контакте.

Опытный педагог должен передавать опыт молодым педагогам, советовать. Но плохо, что до сих пор в республике нет такого общественного Союза или Ассоциации, которые бы объединили педагогические мастерские всех учителей, находящихся на заслуженном отдыхе, но продолжающих трудиться и распространять свой опыт.

– Конечно, как педагог, вы много читаете. Какую литературу предпочитаете?
– Я всю жизнь с книгой. А все последние годы моим самым близким другом и помощником в работе остается библиотека им. Белинского. Здесь вот сегодня встретила своего одноклассника. Очень приятная встреча.

Соглашусь, что учитель должен много читать, заниматься самообразованием. Но чтение по долгу или вкус к чтению совершенно разные вещи. Вкус к чтению во мне проявился под влиянием моего коллеги – школьного учителя Ивана Прокопьевича Игнатьева – Кинигэ Уйбаан. Чтение книг должно приносить моральное и духовное удовлетворение. Поэтому сейчас читаю только то, что мне по душе. С удовольствием перечитываю В. Докучаева, Далана, К. Чиряева, преемницей которого себя считаю.

Моя настольная книга – творение Мандар Уус «Язык узора – язык Айыы». Также ценю книгу Иосифа Портнягина «Удьуор утума». Благодаря последней, начала изучать свою родословную и нашла много интересных фактов, побуждающих меня еще больше углубиться в исследование.

Кроме этого, я еще читаю лекции в обществе «Знание». Готовясь к лекциям, вновь и вновь обращаюсь к книгам. Вообще считаю, что человек должен все время чем-то заниматься полезным для себя и общества.
Вместе во время кружка
Вместе во время кружка
Количество показов: 347
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 85 (1794) от 30.10.2009 г.
Комментарии