Ледяных дел мастер. Федор Марков о ледовых украшениях Якутска

13.01.2014 
Количество показов: 1462
Все горожане и гости столицы могли заметить, что к Новому году Якутск заблистал, заискрился и засверкал в лучах красивых ледяных скульптур.
В этом году таких работ стало заметно больше! Практически каждое предприятие встречает своих гостей со своей уникальной ледовой скульптурой или целым рядом фигур. Хотите узнать побольше о том, как все это создается и кто их создает?

Не работа, а мечта!

«А как вас лучше представить, как 15-кратного чемпиона мира?» - начала я свое знакомство с нашим героем. «Нет, - скромно смеясь, ответил он, - я выигрывал раз 17, наверное, на международных соревнованиях, но могу ошибаться». За все время разговора Федор Марков, известный в России, мире художник, мастер по мамонтовой кости, дереву, льду, ни разу не похвастался своими достижениями. Он просто отвечал на вопросы.


65-летний Федор Марков – народный художник Якутии, член Союза художников СССР и России, человек, который живет своей любимой работой. Лед он считает своим хобби, так как основная его специальность и любимое дело – это резьба на бивнях мамонта и по кости, по диплому – мастер-косторез.

На протяжении многих лет он украшает к новогодним праздникам Якутск своими красивыми, колоритными и удивительными ледовыми скульптурами. «В последнее время я не берусь за украшение площадей. Раньше всегда занимался скульптурами на площади Орджоникидзе. Сейчас решил уступить эти места молодым, а сам занимаюсь небольшими заказами».
Прямо сейчас вы можете сходить посмотреть его работы, например, у здания Национального художественного музея, у «Нижне-Ленского», у «Алмазов Анабара» и на детской площадке во дворе КПД-шек, в «Чочур Муране».
«Выполняю правительственные заказы. Изделия из кости мамонта можно увидеть в Национальном художественном музее, Кравеведческом музее имени Ярославского, а также в Чите, Новосибирске, Иркутске, Омске, Московских музеях», - скромно рассказывает наш герой. 

Главная арка у входа на Ус Хатын через мостик – это тоже его работа, также он строит на заказ национальные якутские балаганы со всеми атрибутами, причем не только в Якутске, но и за границей, например, в Исландии и во Франции.
«У меня нет такой типичной для всех работы с окладом. Продам изделие из кости, сделаю ледовую скульптуру – и вот моя зарплата. Но так я зарабатываю себе на проезд и ежегодно езжу участвовать на международных фестивалях по ледовому искусству», - говорит Федор Иванович.

Новый год подо льдом в Китае

В этом году Федор Марков начинает свой конкурсный «тур» по льду с Китая, куда он отправился уже в этот четверг, и встретит за работой наш Новый год – 31 декабря. В этот день будет самый пик работы на фестивале ледяных скульптур в Китае. После этого конкурса он отправляется сразу в Канаду, затем в Финляндию.
Мне случайно на глаза попался загранпаспорт Федора, и я попросила показать странички. Оказалось, что художник каждые пять лет меняет свой паспорт в связи со своими выездами для участия в конкурсах, так как все страницы заграспаспорта заканчиваются. «В Финляндии мы соревнуемся более 10 лет, кроме участия в конкурсе, нас, якутян, зовут поработать над оформлением конкурса. Бывал на Аляске, в Италии, в Норвегии. В общем, наверное, был в 30 странах или около того. В этом году с изделиями из кости был в Исландии и Франции», - рассказывает Федор.

Табун ледяных лошадей в Якутске

Стало интересно, почему в этом году заметно увеличилось количество работ изо льда в городе. Возможно, это расцвет ледового искусства в Якутии или начало целой эпохи? Федор Марков видит простой ответ: «Часто скульптуры заказывают в честь символа года по восточному календарю. Наступающий год – Год Лошади. И он нам ближе как по-якутски, так и по-восточному, мы – дети солнца, дети Дьэсэгэй Айыы. Поэтому руководители предприятий в этом году активно заказывают скульптуры лошадей». 
Лед – не тяжелый материал, а даже очень тяжелый.

Он рассказывает, что самые типичные ледовые заказы – это логотипы организаций, символы года и цифры года. Нам удалось узнать, что скульптуры стоят по-разному: от 5, 7, 10 тысяч рублей.
Как отмечает герой, в этом году в городе работало более 10 бригад, приехали даже из Вилюйска, Усть-Алданского, Намского, Мегино-Кангаласского улусов. А раньше работали только городские. «Нынче город особенно стал украшаться. Я считаю, что это все благодаря мэрии, которая устраивает конкурс по оформлению территорий среди предприятий. Нынче будут большие денежные призы, поэтому все активизировались», - оценивает скульптор.
- Каждый скульптор видит все по-своему. Сначала мы предоставляем заказчику эскизы по их предложениям, можем перерисовать. Нынче ребята хорошо взялись, даже студенты начали работать со льдом. Чтобы работать со льдом, требуется много силы, фантазии и физической силы, азарт должен быть, желание и обязательно должна быть выносливость. Лед – не тяжелый материал, а даже очень тяжелый. Его нужно привезти, сложить, подровнять – это довольно грубая работа сначала. Есть те, кто работает умственно, но физически не могут. Нужны физически подготовленные люди.

Кто поедет украшать Сочи?

- Кто начал это искусство в Якутске?
- По республике первым начал наш председатель Союза художников Юрий Спиридонов, он первым съездил в конкурс на Аляску. Затем присоединились и мы. Нам, прикладникам (прикладное искусство – Прим. ред.), близок по духу этот материал – лед. По трудоемкости работы, по движениям – по многим критериям.

- Расскажите подробнее про конкурсы, в которых вы участвовали! В Сочи не едете?
- Меня пригласили, но я отказался. А еще пригласили нашего чемпиона России Шадрина, он будет участвовать в конкурсе. Я тоже когда-то получал в Гран-при России в 98-м году, сейчас мой кубок стоит в Эрмитаже. 

- Сложно ли попасть на такие конкурсы?
- Жюри четко работает и по эскизам. Работа должна быть копия в копию, как заранее отправленный конкурсантом эскиз. Жюри убавляют очки, если различаются элементы. Вообще, на сам конкурс попадают только по заранее отправленным эскизам, тоже проходит отбор. Темы дают разные, может быть одно слово, например «Воспоминание» или «Спорт». 

- Сколько длятся конкурсы?
- Конкурсы бывают разные. В основном большую скульптуру делаешь 2,5 дня. В команде два человека. Бывает отдельный конкурс одночасовой: приглашают одного мастера от команды, дают лед, и в течение часа он выполняет отдельную работу. Есть также двухчасовые конкурсы, бывают суточные, которые проходят в России.

Японцы работают лучше всех
Японцы очень сильные, они никогда не отдыхают, не курят, не общаются со всеми, не тратят рабочее время.
- Кто работает лучше всех?
- Сейчас японцы работают очень сильно. В Ассоциации по льду у них числится 1500-2000 человек. Когда они делают отбор на участие в международных чемпионатах, то ставят условие перед членами Ассоциации: если команда не займет призовое место, то ее больше никогда не отправят. Японцы очень сильные, они никогда не отдыхают, не курят, не общаются со всеми, не тратят рабочее время. Наши любят ходить вечерам по барам, пообщаться, поразвлекаться, делают перекуры, работают меньше. А японцы даже спят на месте, рядом со своей скульптурой. Они приезжают, бывает, с поварами, с точильным мастером, которые готовят им инструменты. 

- А какие у вас инструменты?
- Мы пользуемся стамесками разными, часто самодельными даже, в отличие от японцев, у которых все электрическое. Мы же из техники таскаем с собой электропилу, бензопилу и все, основной инструмент - наши стамески (тут он разворачивает суму, в которой больше 10 разных видов стамесок). 

- Расскажите про вандалов, которые портят фигуры?
- Да. На площади Орджоникидзе однажды мы закончили работу в 7 часов вечера, собирались сделать акт приемки, приходим после, а вандалы все сломали, поразбивали, пришлось скульптуры начинать заново, так как мы их еще не сдали как законченные. Это было 6-7 лет назад. Вот сегодня оставили рядом с «Алмазами Анабара» ледяные посуды, забыли. Надеемся, что они в целости. Недавно лошадку сделали небольшого размера, ее тоже утащили.

- А лед в разных странах одинаковый?
- Есть разница. Но больше это зависит от температуры. Чем на улице холоднее, тем крепче лед. Когда работаешь в крепкие морозы у нас, бывает даже, что наши инструменты не справляются с силой льда. А там, за рубежом, в минус 15-20 даже целый месяц можно не точить свои инструменты, лед там мягкий. 

- Есть ли скульпторы-женщины?
- Есть среди наших скульпторов женщины, например, Раиса Бурцева с Усть-Алданского улуса, она участвовала в конкурсах на Аляске. На международных соревнованиях часто замечаю сильных, крупных женщин, участниц с Англии, Голландии, Швеции, они очень сильные! Я рядом с ними как маленький мальчик!

Ледовое искусство в ресторанах

- Летом по льду скучаете?
- Японцы занимаются целый год. Каждый день делают скульптуры на пляже, в ресторанах.

- В ресторанах? Как это?
- Да, они делают небольшие красивые ледяные фигуры, которые ставят на середину стола, они крутятся, бывает, с подсветкой, и потихоньку тают в течение дня, чем дают свежесть воздуху.

- А у нас не предлагали?
- У нас такое не будут делать. В год один-два раза иногда заказывают на праздники две-три посудины для строганины или жеребятины. Но заказы поступают редко. Когда-то мне заказали каркас для торта в стиле олонхо, тут же я резал фигурки из арбуза, дыни. За рубежом такое искусство на фруктах стало очень модным. Однажды отдыхал в Египте и заметил, что делают веселые фигуры из фруктов: пузатого повара, человека. Я сам делал скульптуры из камня, из песка пробовал. В Южной Корее делают скульптуры даже из масла. Корейцы, японцы, канадцы постоянно занимаются.

- Вы говорили об Ассоциации скульпторов в Японии, а у нас такой пока нет?
- Нет пока. Хотим, конечно, но ищем человека, который бы занимался организацией. Я бы сам занялся, но мне бы пришлось тогда оставить свою работу и возможность заниматься косторезанием, а это мне дороже. Лед тает, и жалко бывает свою работу, когда она исчезает и остается только в фотографиях. С костью все по-другому. Работы, которые попали в музей, могут существовать еще много-много лет. Мамонты вымерли давным-давно, а кости мамонта держатся в отличном виде до сих пор.

- Как меняется форма и дизайн ледовых скульптур со временем?
- Я лично перехожу к абстрактным формам. Реалистичные формы стали как пройденный этап. Сделаешь просто человека на лошади, и люди не будут останавливаться и смотреть на работу. А если абстрастность использовать, то они всегда вызывают интерес, учат человека думать, размышлять. 

- Бывало, что фигуры не получались?
- В первый раз на Аляске мы уронили скульптуру. Нужно обязательно учитывать вес, равновесие, физику. В позапрошлом году на Аляске свалилось аж две фигуры. Я однажды даже сломал ребро, попал в больницу, от того, что на меня упала конструкция. Моя дочь однажды тоже пострадала – подул ветер, пока она расчищала. В Финляндии однажды умер участник из Москвы, попав под лед.

- Какой кошмар... А кто в России считается самым сильным по льду?
- В России сильными я бы назвал Пермь, Красноярск, Хабаровск, Якутию! Мы, якутяне, не отстаем. Практически не бывало конкурсов, где мы не выигрывали. После конкурсов приезжаешь с новыми идеями, с новыми друзьями.

Федор Марков принял меня у себя в мастерской, где он занимается в основном косторезанием. Недавно он закончил там ремонт, и всех его грамот и наград я не успела увидеть. Но увидела большое количество разных буклетов, проспектов с разнообразных конкурсов с фотографиями его работ и его комментариями, а также посмотрела эскизы работ, которые вы можете увидеть уже в ледовом варианте. Ассортимент его изделий разнообразен. Очень много работ на фольклорную тему, есть анималистические миниатюры в творчестве: люди, природа, герои сказок, животные, философия жизни!

Количество показов: 1462
Выпуск:  № 106 (2223) от 27 декабря 2013 г.
Комментарии