Валентина ЗАЯЦ: «Я осталась верна школе»

11.11.2013 
Количество показов: 494
На земле множество профессий и нет ни одной бесполезной.
А особенно нужной является та, которая требует больших знаний, смекалки, великого терпения, сил и энергии, та, что звучит гордо – учитель. Валентина Заяц знает непонаслышке, что такое профессия учителя. И почему, несмотря ни на что, осталась верна однажды выбранному пути...

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский. Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.

«...а это была всего лишь лягушка»

... не знаю почему, но с самого детства меня готовили к профессии врача. Вернее, так хотели родные, все распланировали, я и не сопротивлялась. И было ясно, что судьба моя – медицинский институт. Врач так врач, ничем не хуже и не лучше других профессий... В 9-м классе я переехала из Иркутска в Новосибирск и с легкой душой отправилась на подготовительные курсы по биологии. Училась, читала, изучала теоретический курс. И где-то в середине года у нас началась практика, где предстояло препарировать... лягушку. Я смело так подошла к столу, в руках – скальпель, на лице – решимость, а лягушка возьми и трепыхнись! На этом моя карьера врача завершилась, так и не успев начаться.

Из няньки – в учителя

После 10 класса встал вопрос: куда поступать учиться, кем быть? Здесь хочу отметить: мне с детства всегда нравились точные науки, легко давались, но и с гуманитарными предметами я дружила, так что могу поспорить с уже набившей оскомину фразой о том, что человек по призванию либо физик, либо лирик...Но семейные обстоятельства в 1972 году привели меня в Якутск: нужно было присмотреть за племянниками, помочь двоюродным сестрам. Год я провела в качестве няни, приглядывая за малышней. А через год поступила на физико-математический факультет ЯГУ, на отделение математики. Пять лет я отучилась в университете, и дорога моя лежала в школу.

Ее предназначение - учить... Конечно, сейчас это не самая престижная профессия. Для Валентины Заяц учитель - это не профессия или социальное положение, это жизнь, наполненная разными эмоциями: радостью и гордостью, обидой, а порой недоумением. Ей просто нравится быть учителем!

«25-ая родная»

К тому времени я вышла замуж, и у меня было свободное распределение. Поскольку мой муж был городской, то осталась в городе, начала обивать пороги Управления образования. А мне там прямо говорили: мест нет! 15 дней я «ходила по мукам», мне предложили даже вместе с Иваном уехать в район, потому что в городских школах мне «не светило». Расстраивалась, плакала ночами, мучилась неизвестностью, но наутро опять шла искать... И тут встретила Нелли Михайловну Филиппову, у которой в свое время проходила педагогическую практику в школе № 29. Она мне и шепнула: «Иди в 25-ю школу, там требуется учитель». Так я пришла с ее легкой руки в школу и коллектив, которым отдала 13 лет своей жизни. Правда, пришлось поработать физиком, но ничего! И я благодарна Людмиле Захаровне Емшановой, которая первые полгода буквально третировала юную учительницу. Она сидела практически на каждом моем уроке, а потом разбирала, что я сделала неправильно, как было бы лучше... Именно от нее я получила первые азы методики ведения уроков. Мои 13 лет в школе, мои три выпуска, общественная, комсомольская и организационная деятельность – все это живо в памяти, как будто происходило совсем недавно...

«Судьбу свою нашла на остановке»

... и эти слова вовсе не о муже, как можно было подумать. На остановке я встретила Александру Алексеевну Чернинову, будущего легендарного директора 31-ой. В то время она работала в школе № 20, она стала настойчиво приглашать меня перейти к ним. Но как я могла бросить свою родную? Ну никак. Моральных сил на это не было, да по-человечески не хотела покидать ставший родным коллектив, свой класс, своих ребят. Так и отказывалась раз за разом. Но мы продолжали общаться, разговаривать о школе, о трудностях и радостях, встречаясь на автобусной остановке. И когда открылась 31-ая школа, Александра Алексеевна с любимого конька не слезла, продолжая меня зазывать уже в качестве замдиректора. Кстати, был в то время еще один казус, о котором я вспоминаю с улыбкой. В то время Евгения Михайлова, ректор СВФУ, работала инспектором Ярославского районо. И она предложила мне попробовать себя в немного другой сфере, перейти на работу в районо. Но я и ей отказала... Сейчас иногда задумываюсь: а ведь жизнь могла повернуться по-другому, согласись я с ее доводами. Но я никогда не пожалела о том, что осталась верна школе.

Так шло время. Дом, работа, классное руководство и... Александра Алексеевна, которая не оставляла попыток перевести меня в свою школу. Надо сказать, что тут подключились мои домашние. Мол, пора уже переходить на другую ступень развития, расти, делать карьеру, да и от дома 31-ая школа – в двух шагах. И совместными усилиями дожали-таки. Так я пришла в школу №31 в качестве замдиректора. Решила просто попробовать, посмотреть, что получится на новом месте, к тому же знала, что всегда могу вернуться обратно. Так и пробую – вот уже 23-ий год. 

Урок – это ее инструмент, подобный скрипке, на которой можно просто играть мотив, зная ноты, а можно, легко касаясь смычком струн, извлекать из нее божественные звуки, оставляя глубокий след в душе каждого. Но за кажущейся легкостью будет стоять невидимый ученикам титанический труд, вечные сомнения и чувство недовольства. И как бы хотелось Валентине Михайловне, чтобы этот труд не пропал даром, а вызвал ответное стремление к действию во имя достижения общей цели!

Не упустить момент!

Я всегда говорю: с математикой можно подружиться, даже если уверен, что никаких способностей нет. Все это ерунда – гуманитарный склад ума, математический... Были бы желание и упорство. И очень многое зависит от первых учителей и родителей – чтобы не упустили момент, не расслабились, не дали ребенку «плыть по течению». Потому что самое важное – не проворонить начальные классы и пятый-шестой. Чтобы те знания, которые даются в эти годы, прочно засели в головенках ребятишек, тогда и дальше будет легче. А уж таблицу умножения нужно знать назубок! 
 
Сегодня мало просто передавать знания, которыми владеешь, нужно учить добывать эти знания. Современный учитель руководит работой, которую ведут на уроке сами ученики. Необходимо учить детей творчески мыслить, считает Валентина Заяц, самостоятельно находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть уверенныи в себе, способным реализовать себя в современном мире, стать конкурентоспособным в обществе. И она верит, что ее ученики смогут реализовать себя как личности. Не претендуя на оригинальность, сердцем чувствуя необходимость перемен в сегодняшней школе, ясно видя цели и задачи своей педагогической деятельности, она верит, что от личности учителя в школе зависит очень многое. Поэтому ежедневно, ежечасно, ежеминутно несет великую ответственность за обучение, воспитание и формирование личности ученика.

ФГОС – это будущее школы

Я начинала сердцем болеть за новые образовательные стандарты, когда в них мало кто верил. Многие считали: ну вот, еще одно веяние, еще одна придумка, которая так же канет в Лету, забудется, не успев прочно войти в образовательный процесс. Но я верила, что это именно то, что нужно, и именно в ФГОС – будущее российской школы! Я пропустила это через себя, свое сердце, свою душу, стараясь заразить своим энтузиазмом и верой своих коллег. И я очень благодарна тем учителям начальных классов, которые тоже в это поверили и стали внедрять ФГОС на своих занятиях. И только бог знает, как им было трудно! Быть первым всегда тяжело, когда еще нет отработанного механизма, готовых методик, когда многое приходится достигать методом проб и ошибок. Зато сегодня они, мои коллеги, лучшие из лучших. 

Ученик должен учиться сам! Размышлять, думать, уметь принимать самостоятельно решения, идти к своей цели. Именно сам! Ведь без собственной деятельности невозможно ничего добиться – ни в учебе, ни в профессии, ни в жизни... «Я должен быть успешным!» -вот какая цель должна быть у ученика. А уж дело учителя – создать все условия для его успешности. 

А ведь мы буквально всех учителей в школе заставляли учиться новому. Сложно? Да! Непривычно уходить от привычного? Верно! Но ведь это еще и интересно. Учителя среднего и старшего звена должны понимать, что к ним придут ученики новой формации, которые будут мыслить по-другому, не будут бояться отстаивать свою точку зрения, отличную от других. И я говорю и учителям, и родителям: «Учитесь не только слушать, но и слышать детей!»
Сейчас работать стало интересно! И я не стесняюсь того, что и сама могу еще у кого-то поучиться тому, что для меня как открытие. Вот слушаю иногда человека и думаю: «Боже, какая я дура... Сколько же я еще не знаю!» Коллеги говорят, что я слишком глубоко в себе копаю. А я не могу иначе.

За свою длительную работу учителем математики Валентине Михайловне встречались разные ученики. Но для себя она всегда считала, что разнообразие приёмов, форм и методов, сменяемость видов деятельности на уроке, поддержание интереса различными способами, занимательные задания, практические и творческие работы, показывающие необходимость знания материала, соучастие в работе учителя самих ребят делают трудную работу по изучению предмета математики увлекательной и доступной. «Когда видишь в глазах детей невидимые лучики, обращенные к учителю, полные понимания и интереса, то веришь, что профессия учителя замечательна. А предмет математики прекрасен, не напрасно сказал Пифагор: «Числа правят миром!» - говорит Валентина Заяц. 

Она – учитель. Она – жена и мать. Любит дачу, любит делать заготовки, полоть грядки. Любит утреннюю росу и первые всходы, раннее утро и красивый закат. Она обожает читать, хотя времени не хватает, и делает то, о чем многие уже забыли: выписывает газеты и журналы. А еще она влюблена в свою машину, и жизнь за рулем для нее – это азарт и немного лихачество. За рулем она как в своей стихии. Как и дома, как и в школе – везде все свое, родное... Она жить не может без своей семьи: по сути, Валентина Михайловна такая домашняя, уютная, всегда готовая и салат нарезать, и пирожки испечь, и крепкое женское плечо подставить. Ее семья – это муж Иван, дочка Валентина и недавно появившаяся на свет внучка Вера. Ее Вера, ее Надежда, ее Любовь...

Количество показов: 494
Выпуск:  № 90 (2207) от 8 ноября 2013 г.
Комментарии