Анатолий Кочетов. Более полувека под рев самолетов

22.03.2018 
Количество показов: 39
Сложно сегодня найти человека, который более 50 лет своей жизни посвятил авиации. Одним из таких редких людей является Советник генерального директора АО «Аэропорт Якутск» по вопросам организации перевозок, заслуженный работник транспорта РС(Я)  Анатолий Петрович Кочетов, начавший свою трудовую деятельность в авиации в далеком 1961 году. Безусловно, он олицетворяет собой целую эпоху и поколение людей, бесконечно преданных раз и навсегда выбранному делу всей жизни. О своем славном трудовом подвиге длиной более полувека Анатолий Петрович поделился с нами.

Анатолий Петрович Кочетов родился в 1939 г. в Иркутской области. Окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. После увольнения в запас Вооруженных cил СССР в 1961 г. молодой техник-приборист с женой, будущей учительницей иностранного языка, переехали в ее родной город – Якутск, где он устроился техником линейно-эксплуатационной ремонтной мастерской.

Начальником цеха был Борис Алексеевич Гаринов, который стал моим первым наставником. Это был замечательный человек, умный, спокойный, очень знаменитый среди авиаторов, участник перегонок АЛСИБа. Он стал моим хорошим учителем, благодаря которому я постиг первые азы профессии, - вспоминает Кочетов о начале своего трудового пути. 

Техником он проработал немного – поступил в Рижский институт гражданской авиации, который успешно окончил в 1968 г. и вернулся в Якутск уже дипломированным инженером. 
В период работы в авиационно-технической базе Анатолию Кочетову удалось создать деловой морально-психологический климат в коллективе и решить множество технических вопросов, связанных с освоением и эксплуатацией турбовинтовых самолетов в условиях Крайнего Севера. Под руководством Анатолия Петровича была внедрена система бездеффектности, направленная на повышение безопасности полетов, он внес рационализаторские предложения, такие как, создание собственного стендового оборудования, предназначенного для проверки спецоборудования самолетов; установление сигнализации засорения топливного фильтра на воздушном судне Ан-12, которые используются в работе и в настоящее время.


Анатолий Петрович Кочетов – отличник Аэрофлота, ветеран труда авиации Якутии (1992), заслуженный работник транспорта РС(Я) (1995), почетный работник воздушного транспорта РС(Я) (2000), обладатель знака отличия «Гражданская доблесть» (2004). Имеет звание «Почетный гражданин города Якутска», которое было присвоено ему за существенный вклад в развитие транспортного комплекса и активное участие в общественной жизни города. В 2003 г. награжден почетной грамотой Правительства Республики Саха (Якутия), в 2014 г. - премией главы РС(Я) за особый вклад в социально-экономическое развитие республики, в 2016 г. - почетной грамотой Президента РФ Владимира Путина.


В то время много разной техники пришлось эксплуатировать впервые, - рассказывает Анатолий Петрович. - Одновременно с началом эксплуатации Ан-12 началось строительство газопровода в Мастахе в Кобяйском районе. Но технологии погрузки грузов нестандартных габаритов (газопроводных труб в том числе) не было, пришлось учиться на своих ошибках. 

Анатолий Петрович с самого начала своей трудовой деятельности проявил себя как грамотный и инициативный специалист, хороший организатор, поэтому в 1980 г. он был назначен начальником службы организации перевозок - одного из самых ответственных и сложных участков работы. Высокая текучесть кадров, мизерная зарплата, недостаточная квалификация персонала – вот проблемы, которые принялся успешно решать новый руководитель. Первое, что он сделал, - добился систематического обучения работников, улучшения условий труда, повышения заработной платы. 
В службу я пришел преемником знаменитого Филиппа Семеновича Сергеева, который был пионером в перевозках. С него началось внедрение технологий пассажирских перевозок, у меня была ответственная миссия продолжить его дело. В те годы специалистов с профильным образованием не было, полагались только на свой опыт. Мы с Александром Мантровым добились того, чтобы училище №11 начало выпускать для нас специалистов. А в 80-е гг. к нам стали поступать выпускники Ленинградского АТУ ГА. Это был этакий бум специалистов с высшим образованием, после которого снова наступило затишье. 

В 1997 году, в самый трудный для авиации Якутии период, аэропорт «Якутск» получил самостоятельность, и Анатолий Петрович был назначен начальником аэровокзального комплекса. Многодневные задержки рейсов, невыплата заработной платы в течение многих месяцев, забастовки персонала не заставили Анатолия Петровича сдаться и опустить руки. Даже в этих тяжелых условиях основное внимание уделялось качеству обслуживания пассажиров. Под руководством Кочетова в 1996 году в аэропорту «Якутск» впервые на территории Сибири и Дальнего Востока была внедрена автоматическая система регистрации пассажиров «Регина». В 2004 году, как наиболее подготовленный и опытный руководитель, Анатолий Кочетов был назначен директором по организации перевозок, в его подчинении находились три крупные службы аэропорта: пассажирские перевозки, грузовые перевозки и аэровокзальный комплекс. С той поры и до ухода на заслуженный отдых в феврале 2018 г. он вел большую работу по привлечению молодых специалистов в службу организации перевозок, активно взаимодействуя с Якутским авиационным техническим училищем гражданской авиации. 
В 2012 году Анатолий Кочетов принимал активное участие в работах по вводу нового пассажирского терминала аэропорта «Якутск». Он осуществлял контроль за ходом его строительства и укомплектованием современным оборудованием: телескопическими трапами, стойками регистрации, информационными системами, лифтами и эскалаторами, предназначенными для комфортного пребывания пассажиров, в том числе и для маломобильных групп населения. Под руководством Кочетова А. П. удалось максимально автоматизировать процессы обслуживания пассажиров, в частности была введена и успешно действует система звукового и визуального оповещения пассажиров на основе автоматизированной программы с вводом времени начала обслуживания рейса. Система звукового оповещения работает в автоматическом режиме, на трех языках (русский, английский, якутский), сопровождается визуальным оповещением с автоматическим включением табло за стойкой регистрации (на выходах, на посадку) и автоматическим выключением за 40 минут до вылета рейса.
С 2014 г. до выхода на пенсию в феврале 2018 г. Анатолий Петрович проработал советником генерального директора по организации перевозок. Главными достижениями за этот период стало внедрение автоматизированной системы обработки багажа «Обь», а также введение для каждой авиакомпании своей системы регистрации. 
За высокий профессионализм, справедливую требовательность к подчиненным и безупречное, добросовестное отношение к труду Анатолий Петрович получил признание коллег не только на своем предприятии, но и в других организациях, взаимодействующих с аэропортом. Кроме всего, Анатолий Петрович – глава династии авиаторов: дочь Людмила вот уже больше 30 лет работает в Главном агентстве воздушных сообщений, а внук Алексей – в филиале «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири». 

На вопрос, как он оценивает итоги своей деятельности в авиации, Анатолий Петрович ответил:

 - Не мне судить и оценивать мою работу, но что-то, наверно, сделал за эти 50 лет! По крайней мере, то, что задумал, - воплотил в жизнь. Это касается и кадровой политики, и введения в перевозки различных новшеств, и повышения качества и культуры обслуживания пассажиров… Здесь точно могу сказать – это мы протащили.
Саргылана Сандар
Фото из личного архива Кочетова А. П.

Количество показов: 39
Выпуск:  №10 (2639) от 15.03.2018 г.
Комментарии