Артемий Лебедев: "Изучаю все, что не принято изучать"

04.03.2011 
Количество показов: 310
О приезде Артемия Лебедева стало известно еще полтора месяца назад.
Один из самых известных дизайнеров и блогеров современной России намеревался совершить путешествие по заснеженной Якутии с целью знакомства с жизненным укладом народов, живущих в экстремальных условиях Заполярья. В Якутск «дизайнер всея Руси» прикатил 26 февраля в рамках автоэкспедиции «ЯкутЭтно-Эксп».

Who is Tema Lebedev?

Артемий Лебедев, или Тёма, как он сам предпочитает себя называть, известен в России не только как дизайнер, экстремальный путешественник и сын писательницы Татьяны Толстой. Для многих он в первую очередь топовый блогер Рунета, чей ЖЖ посещают около миллиона человек в сутки. Сам себя он называет Артемием Татьяновичем. В 1995 году основал студию «WebDesign» (в 1998 году переименованную в «Студию Артемия Лебедева»), которая является одной из первых и крупнейших студий веб-дизайна в Рунете.

В своих путешествиях он в первую очередь обращает внимание на дизайн, причем чего угодно – светофоров, уличных столбов, урн, остановок и других элементов городской среды. На его счету улучшение дизайна дорожных знаков в Киеве и Тюмени. Часто использует матерную и околоматерную лексику в своём блоге и заметках. Его творческий образ является неиссякаемым источником для разнообразных шуток. Игорь Ашманов в своей книге «Жизнь внутри пузыря» (о холдинге «Рамблер» начала 2000-х) описал Лебедева как «дизайнера всея Руси». Известен своими резкими высказываниями. Например, выступает против благотворительности по отношению к больным людям и пенсионерам, предлагая вкладывать деньги в строительство дорог.

Пригласил Лебедева в Якутию министр культуры Андрей Борисов во время выставки «ЭКСПО-2010» в Шанхае. Тёма согласился приехать в рамках путешествия «ЯкутЭтноЭксп». Трехнедельная автоэкспедиция по суровым заполярным местам не может не внушать уважение. Участники экспедиции собираются пересечь три географические зоны (таежные леса, лесотундру, тундру), переехать по льду великие реки Восточной Сибири (Лена, Вилюй, Алдан, Оленек, Анабар) и проехать тысячи километров по зимним дорогам Якутии. Общая протяженность маршрута - около 12 000 км.

Необычный турист

Встречали Тёму как высокого гостя, что позже дало ему повод поёрничать. Также он решительно отказался посещать «стандартные» местные достопримечательности, на которые обычно падки туристы.

Из блога вице-президента Дмитрия Глушко: «…он сразу заявил, что ему неинтересны достопримечательности. Как я понял, ему интересны специфические урбанистические пейзажи и особенности Якутска. Его интересовали остановки, трубы, сосульки, дорожные знаки, указатели улиц, водокачки, приклеенные куски ковролина на лестницах».

Машина Тёмы, ласково названная им «Кукусиком» («Toyota FJ Cruiser»), всячески привлекала внимание горожан, которые снимали необычный транспорт на сотовые телефоны и камеры. Зная о нелюбви гостя к представителям СМИ, на пресс-конференции никто не настаивал. Вместо этого состоялась встреча с дизайнерским сообществом, куда всеми правдами и неправдами проникли ненавистные Лебедеву «журналюги», поклонники и просто любопытствующие. Предполагалось, что на встречу придут не больше 30-35 человек, поэтому руководство музея, где проходила встреча, дало согласие. В результате маленькое помещение галереи зарубежного искусства НХМ оказалось битком забито людьми, что вызвало большое беспокойство работников культурного учреждения, которые все время шикали на участников встречи, чтобы те не прислонялись к бесценным картинам.

Сам Лебедев по этому поводу иронично заметил: «Не облокачивайтесь на картины, это лучшее, что тут есть. Не считая людей, конечно».

«У герба Якутии пятая нога из нужного места растет»

Сама встреча, конечно, мало напоминала тусовку дизайнеров, скорее, встречу заезжей знаменитости с поклонниками. Соответственно вопросы задавали самые разные. Тёма отвечал, не раздумывая, причем ни разу не сматерился. Лишнее подтверждение, что скандальный образ, созданный им в Интернете, - это умелый маркетинговый ход «для народа».

О хороших сайтах

– Хорошие сайты это те, на которых легко и быстро можно найти информацию. На них заходит по сто тысяч человек в день. Если сайт хорош, то и отдел поддержки не нужен. А если сайт плохой, то вскоре снова приходится набирать отдел поддержки. Получаются двойные, а то и тройные затраты.

О местной рекламе

– Я не увидел здесь чего-то уникального, специфического. Такая же федеральная реклама, как и везде. Почему так? Потому что здесь много денег. Вот и покупают макеты у центральных рекламных агентств. А вот где денег нет, в деревнях-селах, там самое интересное.

О своей профессии

– Когда я начал заниматься дизайном, это была самая безумная мысль, которую можно было произнести в то время. Профессия дизайнера была настолько странной, что я даже не знаю, с чем сравнить. Наверно, это как сейчас сказать: «Я буду самым известным, самым лучшим токарем в стране, и у меня все будут точить». Звучит странно, ну так и с дизайнером было то же самое.

О бренде и гербе Якутии

– Для любого региона можно сделать бренд. Особенно для Якутии. Я бы начал с сути. Прежде, чем делать пирог, надо решить, из чего мы будем его делать. А большинство людей, которые сейчас занимаются разработкой брендов, делают подругому. Сначала вешают вывеску «Вкусные пироги», приходишь туда, а там ничего нет. Потому что они думают, что итак зайдут, привлеченные вывеской. Так и с брендом: сначала суть, а потом и бренд.

Допустим, приедут к вам люди, заманенные вывеской, а дальше что? В Америке, например, в самой последней дыре чувствуешь силу предпринимательского духа. Тебя заманивают, затягивают, привлекают всюду. А тут можно ходить часами по улице, и ты ничего не увидишь. Никому нет дела до туристов. В гостинице мне не всучили рекламных листовок, флаеров, что бы я куда-нибудь сходил.

У вас до сих пор типичный советский синдром – встреча высокого гостя. Надо специально озаботиться этим вопросом, подготовиться. Ну ладно, обо мне вы позаботились, а если к вам завтра приедет миллион обычных туристов? И что, к каждому будете приставлять сопровождающего, составлять программу? Нужно, чтоб все работало, как отлаженный механизм, чтоб человек приехал и смог сам все найти.

А герб у Якутии отличный – пятиногая лошадь. Вы думаете, что это хвост. А я вижу, что там хорошая пятая нога растет. Из нужного места.

Об олимпийских талисманах

– Понравились параолимпийские матрешки, знаете, такие дебилоидные. Без иронии, они действительно хорошие. Если бы они были талисманом олимпиады где-нибудь в Японии, я бы даже не удивился, настолько качественно сделаны. Все остальное – совок и трэш.

Про якутские сваи

– Такие сваи, как у вас, я видел только на Шпицбергене. В Москве такое, по сути, невозможно. Потому что любой первоклассник скажет, что туда можно напихать кучу мешков с гексогеном, гранат. Но вам повезло, у вас нет терроризма.

Про Интернет-троллинг

– Я его просто не комментирую. Тролли – неизбежное следствие любого социального сценария, когда есть куча анонимов, когда можно прийти в любой момент и написать всё, что хочешь тому, кто годами зарабатывал себе репутацию. Человек занимает внимание, хотя этого не заслужил бы в обычной жизни. То есть тролль – это как если бы рядом со мной встал кто-нибудь и стал бы за меня отвечать. И никто не мог бы его выгнать, потому что он виртуальный. Даешь ему в глаз, а рука проходит сквозь его голову. Но в реальном обществе законы все-таки другие.

Про мат

– Я нормально отношусь к бытовому мату. Его нужно употреблять в обычной жизни. Если выкинуть этот пласт, что останется? Выхолощенный язык. Но материться надо в зависимости от ситуации. С вами я нормально говорю, а вот с моими дизайнерами веду себя, как прапорщик в американском фильме.
Количество показов: 310
Выпуск:  Выпуск № 15 от 04.03.2011 г.