Авиалесоохрана: следящие с небес

10.06.2016 
Количество показов: 649
Этот год объявлен в городе Якутске Годом труда. Годом, в котором все внимание общественности приковано к трудящимся, ведь труд – одно из самых важных составляющих образа жизни нашего города, каждого горожанина.
В связи с этим на страницах «Эхо столицы» мы будем рассказывать о «людях труда» - тех, кто с особой любовью выполняет свою работу, какой бы она ни была.
Какое лето в Якутии без лесных пожаров? Они были, есть и будут. Но чтобы лесной пожар не перерос в стихийное бедствие, существуют специальные службы. Например, Авиалесоохрана с парашютистами, десантниками-пожарными. 
Первыми очаги лесных пожаров на бескрайних просторах тайги обнаруживают летчики-наблюдатели.
С особенностями их работы ознакомился корреспондент «ЭС», вылетев на авиапатрулирование. 
 
«Полетишь летнабом…»
В ранее субботнее утро на базе Якутского авиаотделения Авиалесоохраны, что на улице Пионерской, тихо и скучно. Накануне от них был звонок с предложением ознакомиться с работой, а если выпадет возможность, то и вылететь с летчиком-наблюдателем на патрулирование.   
В старом деревянном здании советской постройки, больше похожем на школьный спортзал с раздевалками, размещаются бойцы парашютно-пожарной и десантно-пожарной команд, а также летчики-наблюдатели (летнабы).
Здание называется «Парашютный павильон». Здесь очень высокие потолки и окна, но на этом ассоциации с павильоном заканчиваются. Внутри прохладно и запах старого деревянного дома.
В самом большом зале на полках лежат уложенные парашюты. Их не видно, они упакованы в объемные сумки, рюкзаки, на них бирки с именами... Есть примета, что уложенные парашюты нельзя фотографировать.     
Здесь же громоздятся ящики с консервами и крупами; контейнеры - мешки из плотного материала, куда складываются шанцевый инструмент – лопаты, топоры, ранцевые огнетушители и другое снаряжение, необходимое для тушения лесного пожара. Бензопилы давно являются незаменимым инструментом лесных пожарных. Тяжелые советские «Дружбы» заменили легкие, менее капризные импортные «Штили».
В соседней комнате – своего рода штаб летного состава авиаотделения, стол завален картами, навигационными линейками и транспортирами. 
В Якутском авиаотделении  ГБУ «Якутская база авиационной охраны лесов» четыре летчика-наблюдателя, старший – Святослав Колесов.
На авиапатрулирование мне предстоит лететь с Алексеем  Нордаковым, летчиком-наблюдателем с 20-летним стажем. Специалисты обсуждают маршрут, уточняют контрольные точки, связь, расстояние и время полета.
- В эту сторону вчера (3 июня - прим. авт.) прошла гроза, поэтому смотрите внимательно, - показывая на карте, дает указания старший летнаб. Другой в это время «забивает» точки в спутниковый навигатор.     
Длина маршрута предстоящего авиапатрулирования – 820 километров, время полета – 3 часа 55 минут. Предстоит облететь территории Якутска, Горного, Намского, Усть-Алданского и Мегино-Кангаласского районов. Цель авиапатрулирования – обнаружение очагов лесных пожаров.  

«Тundra» над тайгой
Наконец, выезжаем в аэропорт Маган. Авиапатрулирование выполняются на самолетах авиакомпании «Полярные авиалинии», которая выиграла конкурс на выполнение авиалесоохранных работ.
Лететь предстояло на самолете DA-40  «Tundra». Четырехместная кабина напоминает салон автомобиля, только очень тесного. 
Мы расположились на задних креслах. Мне досталась правая сторона и, соответственно, правый сектор обзора. В полете очень шумно и для удобства переговоров предусмотрены наушники.
Выполнив все манипуляции перед рулежкой и стартом, пилот, наконец, повел маленький самолет на взлет. 

Авиапатрулирование: ожидание и реальность 
Спустя уже 10 минут после взлета, я немного пожалел, что согласился на полет вместе с Авиалесоохраной. Самолетик нещадно болтало, он то проваливался в воздушные ямы, то его бросало из стороны в сторону. В общем, комфортабельным полет нельзя было назвать. 
Даже пилот не ожидал такой болтанки – он пару раз чертыхнулся, и это было слышно в наушниках. А лететь предстояло почти 4 часа! Но свою «точку невозврата» я пересек еще в парашютном павильоне, на земле. 
Спустя 40 минут полета на высоте 1200 метров, к горлу предательски подкатил комок, мозг затуманивался, глаза сами собой закрывались. В общем, было не до наблюдений, было сильное желание выдержать оставшееся время до приземления. Не попросишь же пилота сесть где-нибудь в лесу на более или менее подходящей площадке! Из тесной кабины самолета деваться было некуда.
На всякий случай извлек из кармашка сидения гигиенические пакеты. Сидящий рядом летнаб знаками показал, что лучше использовать два пакета, засунув один пакет в другой. Он показал на пальцах, не говоря в наушники, чтобы не услышал пилот. Но пакеты не пригодились, болтанка скоро прекратилась, а может, вестибулярный аппарат приспособился к условиям полета. 
Честно признаться, я ожидал вполне комфортабельный полет, тем более, на таком самолете, как «Даймонд Тундра» с удобными креслами и кондиционером на борту. 
 
«Пожаров не наблюдаю»
Тем временем летчик-наблюдатель Алексей Нордаков выполнял свою работу - вел наблюдение, заполнял бортовой журнал летчика-наблюдателя, отслеживал на карте и по навигатору прохождение контрольных точек, вел переговоры с диспетчером Авиалесоохраны.
Внизу проплывала тайга, наконец, пересекли Лену. Над лесами на правом берегу реки стояла сизая дымка, я немного напрягся, ожидая увидеть дым от лесных пожаров. Но это оказалось обычное атмосферное явление, присущее летней ясной погоде.
Пролетели территории Горного, Намского улуса, затем Усть-Алданского. Все спокойно. Во время авиапатрулирования пожаров в лесной зоне замечено не было.  

Летчик-наблюдатель Якутского авиаотделения ГБУ «Авиалесоохрана» Алексей Нордаков: 
- Видимость в этом полете была в пределах 90-100 километров. С заречной территории, с Усть-Алданского улуса был виден дым с Мохсоголлохского цементного завода. 
- Обнаружить лесной пожар можно по дыму и в зависимости от размеров, сколько дней прошло с момента возгорания.
- В последнее время лесные пожары возникают чаще из-за сухих гроз, но главная причина – человеческий фактор. Только недавно отменили сельхозпалы.   
- Задача летчика-наблюдателя - обнаружить на малой площади лесной пожар, определить место, площадь, интенсивность горения, разработать план и тактику тушения пожара, определить возможности доставки людей и средств тушения к месту.        
- Летчик-наблюдатель должен обладать хорошим зрением, слух уже не важен. Ну и хорошим вестибулярным аппаратом. Навык приходит уже с годами.  
- Мой стаж летнабом – свыше 20 лет, 400 прыжков с парашютом на пожары. А если в целом, то  начинал с 17 лет в Зырянке, тушил лесные пожары. 


Как стать летчиком-наблюдателем?

Летчиков-наблюдателей готовят в Якутском авиационно-техническом училище гражданской авиации. Курсанты проходят комплекс теоретических и практических занятий, выполняя тренировочные полеты на тренажере Ан-2, ДА-40NG, Ми-8.
В этом году состоялся первый выпуск 6 выпускников, работников лесной охраны.  
К работе они приступят уже в этом пожароопасном сезоне.
Отметим, что в России есть только два училища, где готовят летчиков-наблюдателей: в Пушкино Московской области и в Якутске 
Количество показов: 649
Выпуск:  №22 (2548) от 10 июня 2016 г.
Комментарии