Профессия-водитель, или Где работают самые ответственные шоферы Якутска?

29.07.2016 
Количество показов: 938
Слово «шофер» пошло от французского chauffeur – «истопник». Последнее понятно: первыми водителями были люди, управлявшие транспортом на паровых двигателях. Чтобы паровозы или автомобили двигались, нужно было время от времени подкидывать дрова в печку…
А вообще водитель – это человек, получающий деньги за управление транспортным средством и перевозку людей, товаров или грузов. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, тракторы и т. д.

Нужная профессия
Этой профессии не учат в престижных учебных заведениях. На нее нет диких конкурсов, не требуется блата и взяток и запредельных баллов по ЕГЭ. И тем не менее водитель востребован во всех сферах хозяйства. 
Его зарплата в среднем выше, чем у учителей, врачей, инженеров и прочей интеллигенции. А в отдельных сферах высококлассные водители зарабатывают не хуже руководителей крупных предприятий.  Водитель всегда востребован, в этой профессии требуется техническое мышление, пространственное воображение, распределение и переключение внимания, уверенность в себе, развитый линейный и пространственный глазомер, хорошая реакция, высокая концентрация внимания, умение ориентироваться на местности, психическая и физическая выносливость, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость. А  при работе с людьми – пунктуальность, терпение и деликатность. Это далеко не простая профессия.

Звезды с неба и на груди
Есть мнение, что водители не хватают звезд с неба. Жизнь их скучна и пресна в отличие, к примеру, от жизни звезды балета или геолога. Но никакому геологу не обойтись, допустим, без водителя вездехода. А звезды в жизни водителей есть. Вспомним жизнь и судьбу ушедшего от нас в 2014 году Прокопия Иннокентьевича Быканова, легендарного бульдозериста Усть-Янского улуса,  Героя Социалистического Труда, народного депутата СССР, члена ЦК профсоюза цветной металлургии СССР!  За выдающиеся производственные достижения, большие заслуги в развитии золотодобывающей промышленности Якутии и проявленный при этом трудовой героизм Прокопий  Быканов был награжден Орденом Ленина, Орденом Дружбы народов, «Знаком Почёта». Он жил, кстати, выйдя на пенсию в Хатассах. И говорил, между прочим, такие слова: «Не понимаю мужчин, которые жалуются на маленькую зарплату. Якутия – республика больших возможностей, не надо киснуть в унылых офисах, учитесь на водителей бульдозеров, езжайте на большие стройки, и вам будут завидовать чиновники, а вы будете уважать себя». 

ЯПАК – территория ответственности
В Якутске много чисто транспортных организаций, но самая из них большая – это одно из старейших автотранспортных предприятий Якутска, муниципальное унитарное предприятие «Якутская пассажирская автотранспортная компания», «ЯПАК».
Это огромное хозяйство, где работают 112 водителей, 78 кондукторов, слесари, ремонтники и так далее. В своем составе предприятие имеет автотранспортное и ремонтное производства, направленные на восстановление подвижного состава, узлов и агрегатов автомобилей. Также в составе МУП «ЯПАК» функционируют диспетчерская, медицинская служба, автомойка.
Директор предприятия – Сергей Максимов. Кадры здесь решают всё!  На предприятии ценят и старых проверенных работников, и молодых водителей.  Люди идут, их привлекают и условия труда, и социальные пакеты. Молодёжь стремится, и ей идут навстречу.  Обучают. Потому что будущее именно за ней.  
В ЯПАК есть и целые трудовые династии, и водители-легенды. К примеру, Василий Филиппович Леваковский, кавалер Ордена трудовой славы III степени, обладатель Знака отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть», Почетный работник автомобильного транспорта Республики Саха (Якутия).

Белая рубашка Леваковского
Василию Филипповичу уже за 80 лет. На родном предприятии он больше полувека. Правда, на линии не работает: всё-таки солидный возраст. Он – дежурный водитель. Василий Филиппович родился в 1935 году на Украине, в селе Цекиновка. Деревня расположена на границе с Молдавией. Во время войны вся деревня три с половиной года находилась в немецкой оккупации. В школу пошел десятилетним мальчиком после войны. Пережил и ужасы войны, и послевоенную разруху, и голод. С 10 лет до призыва в армию Василий Филиппович работал в колхозе. Во время службы в армии отучился на курсах водителей и впервые сел за руль. 
«С малых лет работал в колхозе. Этот труд был бесплатным. У меня даже не было паспорта. Паспорт я получил только после армии. Поэтому я сам себе поставил цель во что бы то ни стало получить гражданскую профессию. Для этого и отучился на ускоренных курсах водителей, хотя до этого ни разу и близко не приближался к машине», - говорит Василий Филиппович. Трудовую карьеру Василий Леваковский начал в Читинской области, куда был направлен после сверхсрочной военной службы. 
«В селе Антипиха сразу направился в организацию автобусного парка. А сам жил в деревне в 12 километрах от этого села. Чтобы быть на смене с 6 часов утра, вставал в 2 часа ночи и прибегал на работу. А после переехал в Читу», - рассказывает он. В Якутск Василий Филиппович приехал в 1967 году. «Как только приехал в Якутию, сразу почувствовал теплое отношение и понял, что здесь не делят людей по национальности и по каким-то другим признакам, здесь в цене трудолюбивые люди. Меня, незнакомого человека без трудовой книжки с тремя рублями в кармане, сразу же приняли на работу в ЯПАП. До сих пор благодарен директору Владимиру Рабиновичу, который принял меня на работу, выделил комнату в общежитии и даже приказал выдать 100 рублей в счет будущей зарплаты». 
Василий Леваковский известен жителям и гостям Якутска как самый вежливый, аккуратный и всеми уважаемый водитель, всегда выходящий на смену в белой рубашке, в галстуке. Когда на линии ехал Василий Филиппович, даже считающие дистанцию по секундам водители частных автобусов всегда уступали дорогу Леваковскому. Это знак высшего уважения в среде автомобилистов. О себе Василий Филиппович говорит: «Да какая я легенда? Белая рубашка и галстук – это моя рабочая форма, соблюдение рабочего графика – это моя обязанность, вежливое отношение к людям, забота и внимание – это мой характер, любовь к людям и жизни. Главное – не отвечать на грубость грубостью. Всегда нужно стараться понять человека. Вот если человек опаздывает и просит остановиться «здесь», я всегда останавливался. Грубили, бывало, но я объяснял, успокаивал. А потом эти же люди подходили и извинялись. А вечером ехал домой с чувством большого удовлетворения: все мои пассажиры довольны, еще и благодарят – вот результат моего труда!»

Ветеран Мерзлов
Другой ветеран производства – Юрий Григорьевич Мерзлов. Он родился в июне 1941 года в деревне Зеленовка Тетюгинского района Татарской АССР. Окончил  сельскохозяйственный техникум по специальности «Агрономия». Но агрономом так и не стал. Затянула романтика дорог. Но сначала отслужил три года в рядах Советской армии.  А после устроился на работу в Янскую геологоразведочную экспедицию в качестве слесаря, водителя. И через сезон, с 8 октября 1966 года, стал работать в  МУП «ЯПАК» водителем автомобиля 1 класса. Тоже полвека на одном предприятии. Коллеги говорят, что дежурного водителя Юрия Мерзлова отличает высокая деловая и гражданская ответственность, заботливое отношение к технике.  За высокие достижения в труде он неоднократно награжден почетными грамотами администрации и профкома предприятия. За достижения в социалистическом соревновании присвоены звания «Водитель образцового обслуживания пассажиров», «Лучший водитель бригады», «Лучший по профессии». За годы работы Юрий Григорьевич внес большую лепту в развитие и укрепление предприятия, в воспитание  кадров водительского состава. Многолетний добросовестный труд водителя был заслуженно оценен нагрудным значком «Почетный работник автомобильного транспорта Республики Саха (Якутия)», в 2015 году награжден нагрудным знаком «За заслуги перед Якутском». Юрий Григорьевич являет собой яркий пример верности долгу, выбранному делу. Спокойным, доброжелательным характером, мудростью снискал глубокое уважение всего коллектива. Есть у него говорящая за себя черта: каждый день убирает мусор по пути на работу и с работы.

Легенды предприятия
Водитель автобуса – это в первую очередь профессионализм и высочайшая ответственность за судьбы людей. К примеру, Вираб Норикович Ароян, который 25 лет проработал на предприятии.  В прошлом году он попал в страшнейшую аварию в поселке Марха: на дороге столкнулись легковая машина и небольшой грузовик. Последний от удара вылетел прямо на встречную полосу, где как раз шел маршрутный автобус. Вираб Норикович, получив тяжелейшие травмы, со сломанной ногой, разбитой головой смог вывести автобус, после остановить и вывести пассажиров. 
Он работает на предприятии с 1991 года, сначала устроился водителем 3 класса. В то время было четыре автоколонны, он работал во второй, занимался перевозкой пассажиров по заказам организаций. Затем его перевели в девятую бригаду, которая считалась элитной, там водители работали на автобусах «Икарус», «ЛАЗ», «ПАЗ». Девятая бригада обслуживала междугородние перевозки, а также близлежащие улусы: Усть-Алданский, Горный, Намский. Зимой по ледовой переправе возил пассажиров даже до Чурапчинского улуса. 
В историю предприятия навечно вписаны имена ветеранов, многих из которых уже нет в живых: кавалер Ордена Ленина, водитель автобуса Кондаков Федор Лазаревич, Почетный гражданин города, заслуженный работник народного хозяйства, кавалер многих орденов и медалей водитель бригады №5 Самыров Афанасий Васильевич, водитель автобуса, полный кавалер орденов Трудовой Славы Марженаков Степан Павлович, ветераны Великой Отечественной войны Антипин Михаил Григорьевич, Шаталов Яков Маркович, Акулов Василий Никитич, Будалов Иван Александрович, Свалов Анатолий Куприянович, Шалгаев Василий Романович и многие, многие другие.

Автобусные байки 
В каждом предприятии есть смешные и не очень истории. Много их и в ЯПАК. В 1950-е годы билеты стоили 2 копейки за каждую остановку, приходилось считать, кто до какой остановки едет. По свидетельству Адаменко Елены Ивановны, работавшей в те времена кондуктором, зимой в летчицких унтах пятки примерзали к полу. Такой был холод в автобусах. Люди не садились на сиденья, стояли в проходе. Потом сделали единый тариф - 6 копеек по городу, до Намцев проезд стоил 1 рубль 56 копеек, а до Покровска - 1 рубль 57 копеек.  В 1980-е проезд до Жатая стоил 90 копеек.

Охота за «зайцами»
В 1960-1970-ые годы проезд стоил 6 копеек. Примерно с начала 1970-х, с приходом новых автобусов «ЛиАЗ», в салонах стояли кассы с кассетами для денег. Пассажиры самостоятельно бросали деньги и выкручивали билеты. Проезд без билета наказывался штрафом - 1 рубль. По тем временам это были большие деньги. При этом контролер вписывал в штрафной талон все данные пассажира, вплоть до места работы. А сколько еще изрекал ругани при этом?! Позору не оберешься. Контролеры проверяли пассажиров, безбилетных штрафовали, вручали красный штрафной талон, выручку сдавали в кассу. Бывало, коллективные рейды проводили для устрашения. Безбилетных фотографировали, затем их фото помещали в автобусах, в общественных местах, на видном месте с фамилиями и огромной надписью: «Они ездили «зайцами». 

Нулевая видимость
Однажды зимой приезжал к нам министр транспорта России. Термометры показывали до минус 55. Министр был просто поражен, что люди работали при такой температуре и при видимости 10 метров. Ведь по правилам, чтобы работать при видимости 50 метров, требуется получить специальное разрешение Москвы. Автобусы работают, а людей на остановках нет. Благо, те «ЛиАЗы» были такого качества, что выдерживали экстремальные морозы, которые теперешняя техника вряд ли выдержит.

Где учат водителей
Права необходимой категории получают после сдачи экзамена в ГАИ. А навыки вождения можно приобрести в любой автошколе (платно) либо в соответствующем техникуме (бесплатно). Если говорить конкретно о Якутске, то первая в истории республики автошкола находится по адресу  Дзержинского, 55. Это курсы подготовки  водителей Якутского индустриально-педагогического колледжа.  Их история началась с  1934 года, когда  приказом по Народному комиссариату земледелия СССР в городе Якутске была открыта Школа тракторных бригадиров и механиков. С тех пор автошкола подготовила для народного хозяйства тысячи высококвалифицированных водителей. Выучится на водителя категорий «В», «С» можно, поступив туда в качестве студента, получая при этом и образование, и стипендию, так и платно.  При этом можно получить и права, и образование автослесаря.
Курсы подготовки  водителей Якутского индустриально-педагогического колледжа отличаются серьезной материальной базой, наличием одного из лучших автодромов Якутска, высочайшей квалификацией преподавательского состава, наличием специализированного автокласса, тренажеров и  разнообразной техникой,  отвечающей современным требованиям подготовки  водителей.  
В учебных  программах   школы  на  первый  план  выдвигаются  как  обучение  безопасным приемам  вождения  автомобиля,  так  и  повышение   качества  теоретической   подготовки  водителя.   Обеспечение  безаварийной  работы  на  транспорте  является  главной   целью  педагогического  коллектива   инструкторов  по  вождению  и  преподавателей.  

Количество показов: 938
Выпуск:  №29 (2555) от 29 июля 2016 г.