Рота, подьем!

21.01.2013 
Количество показов: 395
Или Как правильно будить ребенка.
Затяжные каникулы напрочь выбивают из колеи. «Подъем! Пора вставать! В школу опоздаешь!». Через минут пять: «Как, ты еще не проснулся? Слышишь меня или нет?». И возмущенный родитель уже стаскивает с ребенка одеяло и пытается растормошить свое сладко сопящее, спящее чадо, которое упорно игнорирует все усилия. Несколько мгновений спустя: «Да что же это такое? Мы опаздываем! Останешься без завтрака! Быстро вставай! За что же такое наказание?». В результате кое-как, подручными средствами, уговорами, а местами и окриками ребенка удается поднять с теплой постели, одеть, если осталось время, накормить и отправить кого в сад, кого в школу. Только вот нервы испорчены прямо с утра. Знакомая картина?

Не уложишь – не подымешь

Я, кстати, никогда и не задумывалась: а почему, собственно, мой ребёнок не хочет вставать? Потому что прекрасно знаю: он не выспался. Поздно лег, зачитался интересной книжкой, играл в компьютерные игры (компьютер у нас один, мои мальчишки играют на нем по очереди). Поскольку я сама – сова, мне трудно вставать рано утром и практически нет возможности рано ложиться спать, режима дня как такового нет у всей нашей семьи. Может, играет свою роль то, что все живем в одной комнате.

Нежелание детей вовремя вставать доставляет немало хлопот: мы вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание ребенка, причем совершенно неважно, три года ему или он уже достаточно взрослый. Это затяжное утро приводит к опозданию на учебу, работу, ссоры в семье, а в результате – к нервозности в отношениях между родителями и детьми.

По вечерам вместо того, чтоб ложиться спать, дети иногда начинают ссориться, с кем будет спать наша кошечка Шайни. Но наша кошка – животное независимое, и спать будет с тем, с кем захочет сама. Поэтому вечернее перетягивание кошки заканчивается тем, что она удирает спать на шкаф в гордом одиночестве, а время катится к глубокой ночи.

Совет психолога: соблюдайте ритуал!
Режим дня можно поддерживать специальными ритуалами. Для своевременного сна можно использовать ритуалы чтения книжек перед сном, просмотр мультика, теплый душ или ванна, теплое молоко на ночь, поболтать с мамой в темноте или поиграть с любимой игрушкой в постели. Для детей постарше вечером перед сном нужно просто создать необходимую атмосферу в квартире, комнате: приглушить свет, выключить телевизор и компьютер, занавесить окна. Такие «ритуальные» действия, повторяющиеся каждый вечер, постепенно выработают необходимые рефлексы: вечером – спать.
Время, когда ребенка пора укладывать в кровать, должно быть всегда одно и то же, и соответствовать его возрасту. Активные и возбуждающие игры следует прекращать за час-полтора до сна.
Позови его тихо по имени…

Оказывается, я всю свою жизнь будила детей не совсем правильно. Вернее, не всегда правильно. Потому что постоянно не хватало времени, вечная спешка, параллельная утюжка и готовка завтрака, параллельно нужно было и себя в порядок привести. А если одного - собираешь в сад, другого в школу? В общем, сплошной дурдом. А все должно быть наоборот! Бедные, бедные дети... Интересно, какой процент родителей будят своих детей АБСОЛЮТНО правильно?

Если ребенок спит один, а не с родителями, позвольте ему засыпать с любимыми плюшевыми игрушками. Их присутствие придает ребенку чувство защищенности и уверенности.
На совы-жаворонки-голуби рассчитайсь!

В зависимости от биологического ритма все люди делятся на «сов» и «жаворонков», часто к ним добавляют промежуточный тип – «голуби». «Жаворонки» рано ложатся спать и рано просыпаются. Пик их активности приходится на 7-10 часов утра. «Совы», наоборот, ложатся поздно, а утром просыпаются медленно и с трудом, все их психофизиологические функции заторможены, время их наибольшей работоспособности приходится на вечер. «Голуби» лучше всего приспосабливаются к обычному, усреднённому режиму. Не стоит переделывать «сов» в «жаворонков» и наоборот. Для психического благополучия ребёнка необходимо понаблюдать за ним и выяснить его биологический режим. И уже, исходя из этого, подобрать ему распорядок дня, чтобы он максимально соответствовал его суточному ритму.

Совет психолога: будим с толком
Пробуждение должно быть медленным и спокойным, все действия родителей и звуки – мягкими и ласковыми. Можно включить негромкую любимую музыку, неяркий свет, погладить ребенка и тихонько позвать его по имени. Будет ещё лучше, если создать определённый ритуал пробуждения, обнять и поцеловать малыша, спросить, как ему спалось и что снилось. Благодаря этому у ребёнка выработается рефлекс приятного пробуждения. А чтобы день прошёл удачно и ребёнок чувствовал себя бодро, полезно научить его сделать ещё в постели несколько упражнений и потягиваний, легкий массаж.

Через несколько минут, когда ребёнок уже окончательно проснулся, можно позвать его обычным голосом, включить бодрую, весёлую музыку. Отправляйте его чистить зубы и умываться. И еще не нужно жалеть ребёнка, чтобы он ещё немного поспал и оттягивать подъём. Лучше встать на час раньше и без волнений и суеты спокойно собраться.
Современный ритм жизни как будто специально подстроен под «жаворонков». «Совам» же приходится приспосабливаться под этот ритм, они не умеют сразу же засыпать, а утром им требуется время, чтобы проснуться, и поэтому правильное начало дня, медленное пробуждение для них – это гарантия того, что день сложится удачно. Иногда палочкой-выручалочкой для них может быть дневной сон.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:
- Все родители когда-либо сталкивались с проблемой сна, возникающей у их ребёнка. Режим сна и бодрствования каждого малыша меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального состояния. Большим стрессом для ребенка является резкое изменение распорядка дня, когда он начинает ходить в детский сад. Поэтому очень важно придерживаться дома садовского распорядка дня.

Другим важным фактором является полноценный сон. Дневной сон для ребенка младшего дошкольного возраста так же важен, как и сон в течение ночи, ребёнок растёт, зреет его нервная система, и потребность во сне меняется. Ежедневный режим должен постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности, которые не должны идти в противоречие с жёстким графиком – сколько ребёнок должен спать ночью, зависит от продолжительности дневного сна. Если малыш по каким-либо причинам не спал днём, то и ложиться вечером ему надо на час-полтора раньше. А есть и такие дети, которые уже в 3 года вообще отказываются спать днём.

Как же уложить спать ребенка вовремя? Начинать нужно с правильной организации режима дня, он должен соответствовать естественным психофизиологическим ритмам: промежутки между приёмами пищи, сна должны быть гармоничными; необходимо чередование периодов физиологической активности малыша и фаз его отдыха. Придерживайтесь режима дня изо дня в день. Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время. Причем это касается не только ночного, но и дневного сна. Это отлично настраивает внутренние часы организма ребенка. Желательно укладывать ребёнка спать в 21.00-22.00 (в зависимости от возраста: чем младше ребёнок, тем раньше). Физические нагрузки – хороший помощник. Начиная налаживать сон вашего малыша, начинайте постепенно увеличивать его физические нагрузки. Ребенок, который физически устал за день, обычно засыпает без проблем. Особенно «показаны» детям с проблемами засыпания прогулки на свежем воздухе или проветривание спальни.

Если ребенок каждый день засыпает поздно, и это уже стало для него привычкой, вы можете прибегнуть к хитрости: каждый вечер немного сдвигайте ночной сон, приближаясь к желаемому часу укладывания спать. Например, ребенок засыпает в 23.00 и это категорически вас не устраивает. Начинайте укладывать его спать на 10-15 минут раньше, и за несколько дней вы придете к желаемому времени.

Если ребёнок привыкнет постоянно ложиться спать в одно и то же время, его биологические часы уже будут настроены на этот распорядок дня. Чёткий разумный режим – это важнейшее условие формирования условных рефлексов на время, привычек, способствующих правильному развитию.
Количество показов: 395
Выпуск:  № 3 от 18.01.2013 г.
Комментарии