Камни счастья

22.05.2015 
Количество показов: 1115
Существует поверье, что счастье, фортуна и удача не имеют глаз. Судьба – это шахматная доска, кому-то везет, а кому-то нет. Во все времена люди пытаются притянуть к себе удачу и счастье при помощи каких-либо волшебных магических предметов.
Счастье орла-ексёкю
В якутских сказках, мифах и легендах часто упоминается камень счастья. Существовал ли он на самом деле? 
Говорят,  такой камень – маленький круглый камешек белого цвета - можно было добыть из гнезда орла, спугнув хозяина. По воспоминаниям старожилов Верхневилюйского улуса, жил в их местах в старые времена один человек по имени Никифор и по прозвищу Хосхойор, который нашел два таких камня в гнезде орла-ексёкю. Благодаря этим камням стал очень удачливым охотником, в иной год добывал по сорок диких лосей, разбогател, стал родоначальником большого рода. Будучи молодым, никогда не хвастался добычей, помогал, чем мог, беднякам и сиротам, не нарушал обычаев предков. Видимо, поэтому дожил до глубокой старости, и Байанай, бог охоты, не отвернулся от него. Когда состарился и уже не мог ходить на охоту, продал второй камень другому охотнику. А первый передал своему внуку. Тот тоже в первое время был удачливым в охоте, но в отличие от деда был хвастуном и недалеким человеком. Он был уверен, что даже в самый неудачливый для охоты год, стоит ему взять собой камень, который подарил ему дед и который назывался «Счастье ексёкю», он непременно добудет дичи или птицы больше всех в своем наслеге. Между тем их род по отцовской линии стал хиреть, дети умирали в младенчестве или рождались хилыми, больными, непригодными к охоте. В  наслеге поползли слухи: мол, роду Хосхойоров пришел конец, удача закончилась, так как переполнилась чаша их грехов... И камень счастья однажды почернел и стал приносить зло. 
Обладателями камней счастья, который передавался в наследство, в старину были многие. Рассказывают, что в случае, если камень переставал приносить удачу, приглашали шамана, который камлал на предмет очистки камня от «грязи», в качестве жертвоприношения закалывали коня. Иногда одним сеансом камлания дело не ограничивалось, шаман говорил, что не смог полностью очистить камень от сакральной грязи, так что через определенное время нужно еще покамлать. Хозяева – что делать! – вынужденно соглашались, чтобы отвести от своего рода несчастья и мор.  

Кроме камня орла, говорят, находили в гнезде сокола-мохсогола и другой камень - камень удачи. Он был черным и напоминал человечью голову. Его брали с собой на важную встречу, когда нужно было уладить какое-либо спорное дело, предварительно зашив его в воротник. По слухам, камень непременно помогал решить дело в пользу владельца камня. Якуты называли такой камень «синкэн таас». 

Деревья счастья
Редким счастливцам иногда попадалось деревце, которое наши предки называли «бютэй масс» (буквально: сплошное дерево). Такое дерево росло, как спираль, кольцеобразно. По словам стариков, таким образом верхние божества отмечали на земле особенно счастливые места. Его приносили домой и втыкали за камельком на перекладину, время от времени смазывали жиром или маслом. Тогда это дерево становится оградой, защитой дома и начинает притягивать удачу и прибыль. 
  Да и, кроме этого, пользы от этого деревца было много. К примеру, если издыхал новорожденный теленок,  брали его веревку и, проведя через кольцо такого дерева, выдергивали его с западной стороны на восток. Тогда абаасы, который якуты называли «тамыйах абаасыта» (черт, который сжирает новорожденных телят), оставался в этом дереве и приплод оставался живым.  
Иногда дух охоты отворачивается от человека, в таком случае также прибегали к помощи дерева счастья. Производили обряд «арчы» (очищение) - пропускали охотничьи принадлежности через отверстие такого дерева, как бы очищая их от налипшей сакральной «грязи». 
Сдвоенная лиственница, выросшая из одного корня, также обладает магической силой, считали наши предки. И помогает при безответной любви. Так, если взять кору из разных стволов такого дерева и сварить из него отвар и дат женщине, которая раньше и смотреть не хотела в сторону мужчины, ее сердце смягчится, и она согласится стать его женой.    
* * *
Мотылек, которого якуты в старину называли «чертова бабочка», также считался волшебным. Чтобы поймать его, расстилали белую ткань и, когда он садился, взмахивали дэйбиирэм - махалкой из конского волоса, высушивали и пользовались в качестве амулета. К примеру, картежники пришивали такой амулет к воротнику пальто, считая, что он помогает в игре. 
Возле входных дверей внутри дома клали довольно большой речной камень, приговаривая: «Становись каменной горой, чтобы через тебя ни летящая, ни ползающая тварь не могли проникнуть в наш дом!» После таких слов камень становился оберегом, который не пропускал в дом болезни, несчастные случаи, разных духов. 
Также оберегом домашнего скота служили чучела различных птиц, например, совы, сыча, черного дятла или куропатки, который вешали на перекладину хотона. Чучело зайца, украсив разными тряпками и повесив на шею бусы, вешали над дверью с наружной стороны. Такое чучело было призвано защищать от разных недугов и скверны. 
От коровьего мастита хорошо помогал круглый плоский камень с отверстием посередине, через который и доили корову. Подвешенный за веревку в хотоне такой камень способствовал благополучному отелу коровы. 
Иногда охотник находил в желудке медведя круглый пушистый комок. Такой мячик также становился амулетом: по слухам, медведь не обращал никакого внимания на людей, как говорится, и ухом не вел, так что, подпустив близко к себе охотников, становился легкой добычей. 
Очень популярным амулетом, привлекающим духа охоты, считался засушенный лисий нос. Про имеющего такой амулет говорили: у него, мол, Байанай в лисьем носу. 
* * *
Обладатели прекрасных голосов, знаменитые певцы также могли быть своего рода талисманом, привлекающим дичь или рыбу. Так, в старину был случай в Ботурусском улусе в наслеге Дьюлэй, когда именитый певец этого улуса был приглашен братьями Огучураевыми на озеро Сатагай с конкретной целью – спеть своим чарующим голосом песнь-алгыс Байаная. В последние годы, по их словам, на это озеро перестали садиться гуси и утки. На берегу озера разожгли большой костер, угостили духа огня жирной пищей,  после этого приглашенный певец запел свою песню, прося удачи в охоте. Говорят, в ту весну братья удачно поохотились и на гусей, и на утку. 
* * *
Тем не менее, древние якуты верили, что привлеченная с помощью камней счастья удача и фарт недолговечны и, как правило, имеют сэт-сэлэн, то есть неминуемо требуют расплаты. Поэтому остерегались внезапно упавшей с неба удачи, считая, что ничего человеку не дается даром, бесплатно. И даже существовало поверье, что удача и фарт особенно сильно играют, когда человеку суждено в скором времени отправиться по дороге предков.
Количество показов: 1115
Автор:  Яна Протодьяконова
Выпуск:  №55 (2429) от 22 мая 2015 г.
Комментарии