Инфернальные картины

28.06.2016 
Количество показов: 833
Мне почему-то всегда не по себе в музеях. Не то чтобы страшно, а скорей неуютно как-то… Ни за что не пойду одна в такие места.  
Особенно в наш краеведческий музей. Когда-то, работая в школе, водила туда свои классы, в которых была классным руководителем, конечно, с толпой шестиклассников или семиклассников, шумной и без конца галдящей, ничего не страшно. Водила туда и маленькую дочку, правда, день был воскресный, так что и народу в залах было предостаточно. В последний раз ходила со старшей внучкой, ей было всего-то два годика. Мы отправились с ней в музей в декабре – это был, наверное, самый холодный день в году, стоял жуткий туман, в музее не было ни одного посетителя, может, поэтому свет горел не везде. Соня,активная очень девочка, со скоростью метеора пронеслась по полутемным залам, страшно напугав пожилых смотрительниц зала, я еле поспешала за ней, так что на всю экскурсию пришлось не более десяти минут. Но возвращаться, чтобы заново, так сказать, с чувством, с толком, с расстановкой, осмотреть все достопримечательности музея, почему-то расхотелось. Гардеробщик, кажется, тоже удивился столь быстротечной экскурсии и даже спросил: мол, девочка чего-то испугалась? 
Помнится, в детстве мне довелось увидеть в Эрмитаже знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» - эта картина произвела на меня, как и на всякого человека, который впервые воочию, а не на репродукции, видит эту роковую картину, неизгладимое впечатление. Говорят, что когда картина впервые была выставлена на всеобщее обозрение, она настолько будоражила зрителей: люди начинали рыдать, впадали в истерику и  даже падали в обморок, что Александр Третий поначалу вообще запретил ее показывать широкой публике. По мнению многих специалистов, это одна из самых мистических полотен Репина. Писатель Всеволод Гаршин, который позировал Репину для создания образа царевича, заболел душевной болезнью и покончил собой, бросившись в лестничный пролет. А художник Мясоедов, с которого рисовал образ Ивана Грозного, тоже сошел с ума и чуть не убил ножом собственного маленького сына, кстати, также носящего имя Иван. У самого же художника по завершении полотна отсохла правая рука. Вообще мало кто помнит, что лучшие картины Репина были окружены мистическим ореолом: многие, кому выпала честь быть его натурщиком, вскоре отправлялись в мир иной. Композитор Мусоргский,  Писемский, доктор Пирогов, итальянский актер Мерси Аржанто, премьер-министр Столыпин, вторая  жена художника Наталья  Нордман-Северова…  Поэт Федор Тютчев скончался сразу, как только стал позировать художнику. Не секрет, что в гениальных картинах живописи существует особая энергетика, именно за этим и ходят ценители в картинные галереи, а не листают альбомы с репродукциями. А откуда она берется? Почему, после того как мастер завершил работу, натурщик умирает? Может, он каким-то образом «забирает» его лицо, его душу? Или это просто совпадение? Но, признаться, для простых совпадений что-то многовато. Даже здоровенные мужики, которые позировали для картины «Бурлаки на Волге, вскоре после завершения картины поумирали. Такая же участь постигла и членов правительства, запечатленных на картине «Торжественное заседание Сената». Она была написана в 1903 году, а через два года произошла первая  русская революция, в результате которой кто-то лишился должности и регалий, а кто-то и жизни. Причем, по свидетельствам знающих людей, остались в живых те чиновники – а всего в картине было изображено 60 человек, - изображения которых писали ученики Репина. Так, говорят, правую сторону картины помогал писать художник Кустодиев, а левую – кто-то из учеников.  
Существует версия о том, что Репин обладал экстрасенсорными способностями и заряжал свои картины огромной мистической силой. Удивляет и то обстоятельство, что, после того как у него отказала правая рука, он довольно быстро научился писать левой рукой. 
* * *
Но не только натурщики Репина отдавали богу душу после окончания работы над картиной. Всем с детства знакома с картина «Тройка» художника Василия Перова, где изображены трое детей из бедной семьи, везущие бочонок воды. По воспоминаниям свидетелей, художник очень долго искал мальчика, с которого хотел бы писать центральный образ, и, случайно встретив подходящий типаж на улице, долго уговаривал мать мальчика, вдову, чтобы ее сын позировал ему для картины. Мать, словно чувствуя недоброе, сначала категорически отказала художнику, но в конце концов согласилась: семья была крайне бедной и нуждалась в деньгах. Как и в случае с натурщиками Репина, мальчик по окончании позирования умер. Мать была вне себя от горя и умоляла Перова подарить ей картину на память о единственном ребенке, но картина уже висела в музее, так что художнику пришлось сделать копию, чтобы как-то облегчить страдания матери. 
Портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского так же не принес счастья натурщице: цветущая, юная девушка скончалась через три года от чахотки. Более того, портрет долгое время считался проклятым: мол, если картину приобретала семья, в которой имелась девушка на выданье, то вскоре она непременно умирала. Естественно, владельцы картины избавлялись от нее, она долгое время кочевала по частным коллекциям, пока ее не приобрел в свою галерею известный меценат Третьяков. 
Такую же зловещую известность в свое время имела картина «Неизвестная» Ивана Крамского, она тоже приносила несчастья своим владельцам – то дом сгорит, то банкротство, то хозяйка сбежит из дома…Самому Крамскому картина тоже принесла горе: двое сыновей художника один за другим умерли после окончания картины. Удивительное дело: «Неизвестная» утихомирилась тоже после того, как   в 1925 году, после национализации частных коллекций, попала в Третьяковскую галерею. По слухам, сам Третьяков в свое время отказался приобретать картину, опасаясь того, что портреты красивых девушек имеют свойство «высасывать силы» у людей. Нужно сказать, что, кроме мистической славы, эта картина имеет еще и другую: до сих пор не разгадана тайна – кто же все-таки стал прототипом «Неизвестной». Существует несколько версий. Первая:  художник изобразил Екатерину Долгорукую, которая была любовницей, а затем и тайной женой императора Александра Второго, которую ближайшее окружение царя так и не признало. Вторая: изображенная на картине женщина является дамой полусвета (об этом говорят ее слишком модный для аристократки наряд, насурьмленные брови и чересчур красная помада). По этому поводу была версия, что прототипом послужила Матрена Саввична, жена князя Бестужева: по свидетельствам, Бестужев женился на горничной своей тети, прельстившись ее редкой природной красотой, но женщина не принесла ему счастья, и после смерти сына он разошелся с ней. Женщина вынуждена была вернуться в деревню и вскоре умерла. Третья: Крамской писал незнакомку с дочери, несколько изменив внешность и сделав ее более роковой. С самого своего появления этот портрет имел огромный успех и будоражил общество, женщина, изображенная на картине, казалось, несла отпечаток таинственности и совсем другой красоты…
Еще одна картина Крамского – «Русалки» - также обладает дурной славой. Картина была написана по мотивам гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница». Художник очень любил украинский фольклор и зачитывался  произведениями Гоголя. Хотя современники Крамского считали, что мистические темы чрезвычайно опасны для художников: мол, они могут сводить с ума творческих людей. С большим трудом удалось художнику передать красоту и таинственность лунной ночи и русалок, вышедших на берег озера в ночь на Ивана Купалу. На первой же выставке передвижников «Русалок» повесили напротив картины Саврасова «Грачи прилетели», и вдруг, ни с того ни с сего,  «Грачи» свалились со стены. Картины эти сразу же приобрел Третьяков для своей коллекции.  Первую повесил в зале, а «Грачей» - в кабинете. Так вот после этого в доме стало твориться что-то противоестественное. По ночам из зала стали слышать глухое монотонное завывание, уборщицы отказывались убирать там, а сам хозяин стал ощущать упадок сил, если подолгу находился в зале рядом с картиной. Пока наконец по совету старой няни не перевесил ее в угол, подальше от света.

Количество показов: 833
Выпуск:  №24 (2550) от 24 июня 2016 г.
Комментарии