Про Новый год и танха

31.12.2016 
Количество показов: 363
Совсем скоро наступает самый яркий и самый любимый всеми праздник – Новый год. Однако это не просто смена календаря, как думают многие – в этом празднике скрыто много сакрального и магического.
Как известно, до прихода русских казаков якутский Новый год начинал отсчет в мае, в период пробуждения и оживления природы. А январь наши предки называли «тоно5ос торулуур тохсунньу» - «месяц шумящего дятла». Все кругом погружено в зимнюю спячку, всюду царят тишина и белое безмолвие, от мороза трескается земля, и даже самый маленький шорох слышится далеко-далеко, именно в эти дни, как утверждали наши предки, можно услышать странный шелест – так называемый «шепот звезд». И только в 19 веке, когда началась сплошная христианизация, начали отмечать православные календарные даты и праздники. Но они были переложены на якутский лад. В конце декабря – по представлениям наших предков из воды выходят сюллююкюны – водяные абаасы, и начинается пора танха, которая продолжается семь дней ( некоторые исследователи считают, что двенадцать – с 7 по 19 января). В это время люди гадают, хотят узнать, какая погода ожидается в этом году, каков будет приплод в хозяйстве, ну и, конечно, молодых людей интересовали вопросы собственной судьбы. К примеру, девушка или парень, сидя возле камелька, стригли ногти и бросали их в огонь, а потом следили за направлением дыма: куда пойдет дым – оттуда и буду будущие жених или невеста. Также выходили глубокой ночью на улицу и прислушивались. Если девушка услышит в это время лай собаки – значит, с той стороны приедут ее сватать, а если увидит птичку – значит, у нее будут дети. А вот стук топора или стук по дереву означал скорую смерть или родственника или собственную. Человеческий стон или крик также означал плохую весть – болезнь или какое-либо несчастье. Мычание коровы или коров означало богатство. Сюллююкюн, как гласит народное предание, живет в воде и появляется в мир людей только в этот промежуток времени, причем видят его в виде человека, чаще женщины, чем мужчины. Глубокой ночью сюллююкюн ходит по дорогам, рядом с ним на быке едут его многочисленные дети, так как всякий утопленник становится членом его семейства. Иногда сюллююкюн подходил к подслушивающим и, постучав своей клюкой по голове, спрашивал: мол, кто такие? Число гадающих всегда должно было быть парным, иначе водяной-абаасы забирал с собой лишнего человека. «Танха иьиллиир» - подслушивание бога Танха у проруби существовал еще до прихода русских – так по крайней мере говорят ученые- исследователи. Гадающие шли во время святок к проруби, взяв с собой одеяло, кочергу и сковороду. Там они, усевшись возле лунки и накрывшись одеялом, слушали. Если слышится звук пешни или лопаты, сгребающей снег, то такое означает хороший, удачливый год, лай собаки – тоже хорошо, приедут сваты, стук топора, как уже говорилось, к смерти кого-нибудь. Также гадали, сидя в заброшенном етёхе, сидя посередине большой дороги-аартыка или оседлав сэргэ-коновязь, сидя верхом на могиле или на суку жертвенного дерева. Кроме того, просовывали руку в пустую юрту или амбар: если оттуда схватят теплой рукой – будет хорошее житье-бытье, если ледяной – то, наоборот, будет плохое житье, неблагополучие. Также исконно якутскими являются такие гадание, как «просверливание окна», «просеивание снега», «верчение жернова», «бег шила» и «бег нитки на воде», «веточка возле дороги», «гадание оловом». Кроме того, замораживали воду в посуде и смотрели: если вода замерзла ровно – будет все хорошо, если вздулась – плохо, если вспенилась и пошла пузырями – будет увеличение скота. По верованиям древних якутов, именно на девятый ущербный день января рождались великие шаманы и удаганки. Это самое сакральное время, когда слова и поступки имеют последствия, потому в это время люди остерегались плохих поступков и слов, чтобы защитить себя и свою семью от плохого, нечистого. Нельзя было ни с кем ссориться, поскольку слова приобретали магическую силу. В это время не было принято брать или давать в долг и оставлять на улице одежду – в этом случае вместе с сюллююкюн может уйти душа человека. С целью оберега вешали над окном или дверью юрты и хотона вешали крест-накрест щепки от дерева, в которое ударила молния. Считалось, что водяные-абаасы очень любят деньги, потому найденные или полученные в это время деньги, не тратили до окончания этих сакральных дней. В древности обряд гадания-танха могли делать только люди, наделенные даром ясновидения. Они заранее готовились к этому действу, поскольку в течение семи дней не должны были мыться, ни с кем не разговаривать, грешных поступков не совершать, не иметь интимных отношений с женой и не молиться никаким богам или идолам. Кроме этого, ему не позволялось никому, ни одной живой душе рассказывать о том, что он видел и слышал во время гадания, в противном случае ему грозила смерть. Было еще одно обязательное условие: он должен был каждый год в течение восьми лет гадать подобным образом во время танха. Если же пропустит хотя бы год – также не миновать смерти. Гадания во время танха, как и русские святочные гадания, являлись, да и сейчас являются, интересным средством времяпрепровождения во время долгих зимних вечеров. Даже люди, не особо верующие во все эти гадания, в знак уважения к богу Танха принимали участие в этих ритуалах и кидали жребий. Как пишет В.С. Серошевский, «ворожить, узнавать будущее якуты вообще очень любят, для этого у них есть масса примет и способов. Самый обычный способ: ворожить по падению ложки: шаман ворожит по падению колотушки бубна; девушки охотно ворожат по падению угля, для чего расщепляют палку, в расщепы вставляют лучинку и поджигают его посередине: куда полетит уголь, выброшенный давлением расщеп, оттуда придет ожидаемы человек, исполнится или не исполнится желание». В наше время принято советоваться с разными знающими людьми – ясновидцами, экстрасенсами, гадалками, астрологами и прочими ведунами. Особенно если человека мучает тот или иной вопрос. В это время немного приоткрывается завеса тайны над нашим будущим. И, конечно же, как советуют сами ведуны, не следует налево и направо делиться услышанным, иначе ваши мечты не сбудутся. * * * Любой человек стремится обезопасить себя и своих родных от несчастий и привлечь везение и удачу на весь предстоящий год, для этого нужно выполнить совсем не сложные ритуалы, тем более что в этом году хозяином станет очень капризный и непостоянный Красный Огненный Петух. Об уборке не буду писать это всем хозяйкам известно. Сделать это нужно заранее и постараться выбросить из квартиры весь хлам Но 31 и 1 числа не советуют выносить мусор из дома, поскольку существует опасность избавиться не только от мусора, но и от всего хорошего , что есть в доме. Посуду для праздничного стола лучше выбрать из хрусталя или чисто белого цвета. Еды должно быть вдоволь, как минимум, 12 разных блюд – это тоже все знают, однако имейте в виду: ничего из новогоднего стола нельзя выбрасывать! Раки омары не должны присутствовать в меню, равно как и мясо птиц. Нужно как много больше крупяных изделий, понятно, наверное, почему. Не забудьте про рыбу и ягоды, фрукты и орехи. Обязательный атрибут встречи Нового года – обновка в гардеробе или какой-нибудь аксессуар: украшение, галстук, заколка, ободок, ремень… Петух – птица громкая и эффектная, любит блистать, поэтому в эту ночь выберите яркий наряд, наденьте массивную бижутерию авторской работы, не бойтесь переборщить, все цвета и оттенки красного от ярко-малинового до оранжевого. Не стоит перед самым праздником что-то пришивать или отдавать вещи в ремонт. Опасайтесь, чтобы ваш наряд не был залит вином – это к слезам, испачканный случайно – к сплетням и зависти. До того как куранты пробьют, женщинам нужно накинуть на плечи шаль или платок, а затем, с последним ударом курантов, сбросить с плеч - таким образом вы оставите все проблемы в уходящем году. В общем, все правильно: как Новый год встретишь, так его и проведешь.
Количество показов: 363
Выпуск:  Яна Протодьяконова
Комментарии