Сакральное время – Танха

19.01.2018 
Количество показов: 133
Человек – дитя природы, и потому наше состояние находится в одной связке с ней.
Так, наши предки, наблюдая за состоянием окружающей среды, использовали билгэ, то есть предсказывали судьбу. С понятием «билгэ» тесно связано другое – «бит» (предчувствие, предзнаменование). Не секрет, что якуты, которые большую часть календарного года жили в экстремально холодном климате, и душой, и телом – как говорится, «этинэн-хаанынан, сюрэ5инэн-быарынан» (буквально: телом-кровью, сердцем-печенкой) – предугадывали, что может произойти – плохое или хорошее. Считалось, что перед каким-либо несчастьем или горем у человека открываются какие-то каналы (по-­якутски – этин сааьа), он ощущает это так: спина выгибается и по ней пробегает холодок, в душе поселяются неосознанный испуг и тревога, которые денно и нощно не дают ему покоя, гложут душу и сердце. А если человека ждут какие-то радостные вести, то и тогда он это предчувствует: у него поднимается дух и настроение, он весел, оживлен, светлеет лицом, хорошеет на глазах. 
Наблюдения за природой происходили круглый год, но гадали, как и другие народы, в январе – во время недели Танха (танха – судьба). В это время на свет выходили из водоемов якутские водяные – сюллююкюны: с 12 января по 19. Это сакральное время, когда, по верованиям предков, открывается заветное окошко в потусторонние знания, в это время рождались великие шаманы, появляется множество духов-призраков. По якутскому календарю это время соответствует божеству-громовержцу Аан Дьаьын Сюгэ Тойону. Это гремящее, стремительное грозное божество, рождающее могущественных лидеров и фанатиков. Так что простым смертным полагалось сидеть в своем балагане и без особой нужды не выходить из него, кроме того, боясь, что настигнет сэт-сэлээн (возмездие, кара), в это время не принято было выходить замуж или жениться, просить руки, вообще, никаких праздников не делали. В это время люди видят вещие сны. 
Сюллююкюн живет в озерах или реках, он водный житель, обликом похож на человека, основное отличие – у него абсолютно отсутствуют брови. Это дух, что-то между абаасы и айыы (божество). По слухам, якутские водяные боятся абаасы и бегают от них. Числа 12-го из воды выходили их хамначчиты-слуги, которые должны были найти старые заброшенные етёхи, но непременно без абаасы, и затопить их в ожидании выхода хозяев. Назавтра, то есть 13-го из воды выходят остальные водяные со всем семейством. В этот день на улице не гадают, лишь к вечеру можно погадать дома. По народной примете, если в этот день пойдет снег – летом обильно вырастет трава. 
Гадания были разные. К примеру, молодой человек и девушка кидали на горячие угли обрезки ногтей и следили за направлением дыма: куда дым пойдет, оттуда будут жених или невеста. Или гадали на улице: выходили на перекресток дорог, к проруби или к коновязи, оглядывались и прислушивались. Лай собаки означал приезд жениха с той стороны, откуда лаяла собака; полет маленькой птички – у девушки будут дети; стук топора – скорую смерть кого-либо; стон человека – болезнь или какую-либо неприятность. Особо ретивые и смелые отправлялись слушать к проруби, прихватив с собой одеяла, сковородки и кочергу. Все накрывались одеялом и тоже прислушивались. Если послышится стук пешни или лопаты, сгребающей снег, то это хорошая примета, значит, для всего наслега будет хороший промысел; про лай собаки и стук топора уже говорилось выше. Еще можно было замораживать воду в чаше и смотреть, как она замерзла: если ровно – то будет хорошо, если вздулась – к плохому, если замерзла с пузырями – к увеличению скота. Просовывали руки в пустой балаган или амбар: если оттуда схватит теплая рука – будет хорошее житье, если холодная – случится что-то плохое. Большинство гаданий носит национальный характер, например, верчение жернова, бег шила, нитки на воде, верхом на коновязи, просеивание снега, сверление окна и другие. 
Говорят, в стародавние времена танха слушали не все, а определенные люди с так называемой тонкой плотью или провидцы-ясновидящие. Они специально долго готовились к этому: в течение семи суток не мылись, ни с кем не разговаривали, не молились никакому божеству, не совершали плохих, греховных поступков, не вступали в интимные отношения с противоположным полом. Кроме этого, слушавший танха не должен никому рассказывать о том, что ему сказали абаасы, в противном случае его ожидает неминуемая смерть. И еще: он должен в течение восьми лет продолжать слушать танха. Если же прервет, то не миновать ему беды.
* * *
Один из основоположников якутской литературы Алампа – Анемподист Иванович Софронов – писал, что Танха служило нашим предкам одним из самых любимых развлечений в долгие зимние вечера. К тому же понятие «Танха» тесно связано с национальной языческой культурой и обычаями, потому служило для их укрепления в народном сознании. Как уже говорилось выше, в это сакральное время было принято придерживаться следующего:
 во время Танха слова приобретают магическую силу, поэтому стоит  воздерживаться от плохих лишних слов и тем более громко не кричать, не ругаться; 
было принято над дверями, окнами юрты и хотона вбивать кресты, сделанные из щепок дерева, в которое ударила молния;
одежду и обувь не сушат и не оставляют на улице, чтобы духи вместе с одеждой ненароком не унесли душу человека;
по слухам, сюллююкюны очень любят деньги, потому найденные в это время деньги лучше не тратить и сберечь;
в это время лучше не давать в долг и не брать взаймы, поскольку эти деньги вместе с водяными обратятся в воду; 
в знак уважения к божеству Танха, если даже не особенно веришь в гадания и знаки судьбы, можно погадать в качестве хотя бы развлечения;
если находишься в непростой ситуации, перед каким-либо выбором, лучше обратиться к сведущему человеку – ясновидящему, провидцу, для того чтобы получить дельный совет или поддержку или для укрепления собственного духа;
сказанное во время Танха, по верованиям наших предков, способно расшевелить зимнюю стужу и приобретать силу и потому сбывается; 
лучше никому не рассказывать о том, что тебе было напророчено;
если сказанное сбудется, нужно поблагодарить в душе божество Танха.

19 января, в Крещение, сюллююкюны возвращаются обратно в воду. Поэтому было принято с утра пораньше очищать проруби ото льда, чтобы водяным легче было отправляться к себе домой. И как все знают, в эту ночь вода во всех водоемах приобретает волшебную целительную силу. Если в эту ночь загадать желание и помолиться Богу, то оно непременно сбудется. По учению Айыы, дни Танха – с 7-го по 19 января, все это время можно гадать на будущую судьбу. 

Количество показов: 133
Выпуск:  №2 (2631) от 18 января 2018 г.
Комментарии