Строительная жертва

25.02.2018 
Количество показов: 281
Дом для человека – одна из важнейших ценностей. С ним связано множество примет, поверий и суеверий. Одни из них выполняют охранительную, предупредительную функцию, другие запрещают под страхом смерти, третьи – имеют рекомендательный характер.
Переезд в новый дом или строительство нового дома - это сакральное событие, потому у всех народов такие действа всегда сопровождались целым комплексом ритуальных обрядов. Считалось, что такие обряды противоборствуют нечистой силе. Самым опасным периодом являлся сам переезд в новый дом и начало жизни в нем. Чтобы предотвратить козни нечистой силы, проводили древние обережные ритуалы. К примеру, в России до середины 19 века проводился такой ритуал: хозяйка дома, раздевшись догола, обходила дом и произносила специальный заговор. После этого она трижды переворачивалась в воротах, приговаривая: «Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались!» Прежде всего, конечно, искали место для будущего дома. Для этого на выбранном участке земли оставляли чугунок с пауком: если он за ночь начинал плести паутину, значит, место было хорошим. Или посуду с медом: если в нее забирались муравьи – это счастливое место. Или приводили корову: где она ляжет, там и начинали стройку. Категорически нельзя было строиться на земле, где находили человеческие кости, или на спорной земле, иначе можно навлечь проклятья. Немаловажное значение имели и строительные материалы. Чаще всего дерево заготавливали в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. При этом учитывались и следующие факты: вывернутое дерево, или бурелом, не годился, так как считалось, что деревья выворачивает черт, и вместе с деревом он может переехать в новый дом; деревья, повисшие друг на друге, предвещали пожар; также не годилось скрипучее дерево – оно могло навлечь на хозяев смерть или болезнь легких; дерево с черной сердцевиной вызывало несчастья и болезни. После заготовки дерева шли за мхом – это также было непростым и важным делом. Мох нужно было высушить на чистой земле и смотреть, нет ли там мошек и червяков. Для закладки фундамента нельзя было использовать песок и камни с кладбища. При закладывании первого венца нужно было спрятать в угол: монету – для богатства, кусочек ладана – для оберега от нечистой силы, кусочки хлеба или сыра – своеобразное пожертвование домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь. Во все четыре угла клали освященные травы – они охраняли дом от гроз и молний. Последний венец также был очень важен, и по этому поводу хозяин перебрасывал через стену освященное яйцо, а хозяйка подавала плотнику горшок с зерном, который проходил по венцу и осыпал его зерном, желая жильцам богатства, здоровья и счастья. Чердак застилали мхом и на нем сеяли овес. Затем переходили к внутренней отделке дома. Для возведения печи обычно созывали молодежь, та с шутками и прибаутками возводила ее под руководством опытного печника. Хозяева щедро угощали всех помощников. В первую очередь – плотников, которых ни в коем случае нельзя было обманывать или обижать при расчете. За неделю до новоселья начинали проверку дома на безопасность. В первую ночь впускали кота или кошку, во второй - петуха или курицу, затем – поросенка, корову и даже лошадь, ведь животные очень чувствительны ко всему непознанному. Хлеб или зерно обладают большой очистительной силой, потому первым мог войти хозяин с квашней в руках. Новоселье сопровождалось обрядом перенесения огня из старого дома, домового также приглашали, зазывая его и кланяясь, и обычно переносили его в валенке. Первый ломоть каравая также предназначался ему. Если в родне были беременные, это было большой удачей: именно им доверяли обряд привлечения счастья в новый дом. Обряд проводился в яркую солнечную погоду. В этот день все веселились и смеялись. Самым лучшим обрядом был детский смех во время праздничного застолья, особенно смех детей, которым не исполнилось еще и двенадцати лет - их смех считался не только признаком счастья, он приносил здоровье в дом. * * * У якутов, как и у других народов, любое строительство также сопровождалось выполнением определенных обычаев и обрядов. Причем каждый этап имел свой собственный ритуал: рубка деревьев, сооружение нижней обвязки, кладка печи-камелька, торжество по случаю установки верхней балки и так далее. Также специальные обряды соблюдались и при сооружении летнего хлева – титиика, установке коновязи – сэргэ… При постройке юрты главные столбы обмазывали кумысом. * * * Этот жестокий обычай был распространен по всей земле у многих народов, независимо от ступеней культуры (Япония, Китай, Индия, Сиам, Борнео, Африка, Новая Зеландия, Таити, Гавайские острова и др.). При закладке фундамента заживо замуровывали жертву – живого человека. И это отнюдь не вымысел и не легенда, о реалистичности этого обряда свидетельствуют археологические раскопки на месте разрушенных сооружений. В Европе такой обычай имел распространение в Средние века. «Основание города, постройки дома, моста или плотины освящается смертью человека, причем жертва каким-нибудь способом прикрепляется к фундаменту стройки», читаем в трудах богословов. Замурованный человек служит жертвою духам земли, арендною платою за взятую у духов земли территорию, а его душа становится духом-охранителем данного здания. Существует множество легенд и преданий о несчастных, заживо замурованных людях, которые предназначались для обеспечения прочности и долговечности постройки. По преданию, такие крепости становились неприступными. Вот одна такая история о старом замке, который находился в деревушке Фестенберг в Баварии. Замок принадлежал одному знатному роду. По рассказам очевидцев, при строительстве сделали углубление-нишу в стене, куда посадили ребенка и тут же замуровали. По слухам, мать продала свое дитя за большие деньги. Строитель, замуровав, ударил женщину по лицу и сказал: «Лучше бы ты пошла просить милостыню со своим ребенком!» В Тюрингии был город Либенштейн, стены которого считались неприступными, так как при постройке их была замурована живая девочка, также купленная у матери-бродяжки. Бедный ребенок сначала принял все за игру, затем в ужасе стал сопротивляться, но ее быстро замуровали. По слухам, еще долгое время слышался плач и крики замурованного ребенка, причем на эти крики слетались галки, которые вторили ее крикам. Также такой обычай существовал и на Кавказе, в Грузии. Это можно узнать из народных сказаний, к примеру, в легендах о Сурамской и Сигнахской крепостях, при строительстве этих крепостей по указу царя зарыли мальчиков – единственных сыновей одиноких людей. В общем, представление о смерти настолько прочно ассоциировалось с постройкой нового дома, что это отразилось и в снотолкованиях. Почти во всех сонниках строительство дома означает близкую смерть.
Количество показов: 281
Выпуск:  №7 (2636) от 22 февраля 2018 г.
Комментарии