Каждая местность имеет своих духов

17.08.2018 
Количество показов: 39
Для каждого народа родная природа является самой красивой и желанной.  По верованию наших предков, все живое - люди, животные, птицы, деревья – является частью природы и связано друг с другом, душу имеют не только люди, но и животные, растения.
 В науке такое понятие называется  «анимизм». Так, самым главным духом-иччи считается дух земли – Аан Алахчын Хотун, у которой под началом духи всех деревьев и растений – 70 молоденьких нарядных девушек и 90 молодых юношей – «эрэкэ-дьэрэкэ о5олор». Аан Алахчын Хотун призвана следить за здоровьем людей и охранять все живое. Как гласит предание, она обычно обитает в могучей и статной березе и если чем-то недовольна пролетает над землей в виде огромного вихря. 
Вторым по счету является дух огня – Аал Дархан Тойон. Он также оберегает людей от всякой грязи и болезней. Наверное, поэтому  в стародавнее время наши предки, прежде чем ложиться спать, обязательно клали в тлеющий камелек три полена, которые называли «утуйар уот» (полена для сна). Считалось, что они призваны защищать спящих людей от всякой нечисти и абаасы, которые, как правило, активизировались в ночное время. 
Кроме этих двоих, к большим почитаемым духам относились  дух лугов и полей – Эрилик Тойон и дух леса и охоты – Баай Барыылаах Баай Байанай.  Последний отличался веселым легким нравом, потому охотники, находясь в лесу, не должны были  ссориться и ругаться друг с другом, дабы не оскорбить Баай Байаная и радоваться даже самой малости, которую им даровал дух-иччи леса. Внешностью  и повадками дух леса походил на старика-тунгуса, ведь недаром именно этот народ - дитя природы -  восхищал наших предков умением добывать пищу и пропитание в лесу. 
Каждая отдельно взятая местность – алаас, сайылык, речка, озеро… - имела  своих собственных духов. По весне, когда деревья одевались в свою зеленую крону, коровы готовились к отелу, эти духи обходили свои владения, пролетая над землей вихрем или ветром.  При этом если ветер теплый, южный, значит, пролетел добрый дух Айыы, а если повеяло холодным воздухом с севера – это не к добру, пролетел злой дух.  Предки саха старались всегда умилостивить этих духов, вешая салама на священные деревья и поднося угощение, творя заклинания. 
Также любой ветер – с юга, с севера, с востока или с запада – также имел свой иччи, которые оберегали срединную землю от всевозможных напастей.  Кроме этих основных, были юго-восточный, юго-западный, северо-восточный, северо-западный ветра со строптивым упрямым характером. Эти ветра не ладили между собой  и были в вечной вражде друг с другом. Их противоборства приносили людям болезни и прочие несчастья. Так, хорошим, приносящим  счастье - ветром Айыы - у наших предков считался восточный ветер, а западный, наоборот,  был плохим и имел вид полутораметрового великана, его могли видеть ясновидцы. Северный ветер имел вид двухметрового человека и также приносил несчастья. С юга изредка приходил очень сильный шквальный ветер, имеющий вид пяти-шестиметрового человека, он оседал на деревьях, тогда листва этих деревьев рано желтела и осыпалась. Это также был плохой ветер.
Гром, молнии, радуга также имели иччи. Так, когда гремел гром, говорили, что это стук саней Сюгэ Тойона, а молнии  - сверкает его нагайка. Мол, этот дух ходит по каменистым местам. Этому духу особенно не нравилось, когда на земле собиралось много нечистых духов абаасы, он убивал их при помощи удара молнии.  Потому дерево, на которое упала молния, считалось пристанищем злых духов, и даже человек, в которого ударила молния, также считался нечистым.  
На двуногих обитателей Земли духи налагали ответственность за сохранение родной природы, ее лесов, лугов, аласов, рек и речек, озер, животного мира.  В противном случае, когда люди забывали о своей священной обязанности, дух Земли Аан Алахчын Хотун  могла сильно разгневаться, обидеться и, разочаровавшись, наслать на них всякие беды и напасти – сэт-сэлээн, то есть неминуемую кару, наказание. Это приходило в виде различных природных катаклизмов. Старожилы одного из вилюйских улусов рассказывают один такой случай, который произошел больше ста лет тому назад в одном наслеге.  Прошло девять дней со дня весеннего Николы, люди радовались, что успешно перезимовали и перебрались в летники-сайылыки. Но неожиданно для всех вдруг выпал очень глубокий снег, сильно подморозило. Земля вся накрылась ледяной коркой.  Бедный скот, не в силах дойти сквозь прочную ледяную корку до заветной травы, начал подыхать. По всей округе началось предсмертное мычание бедных коров. Люди пытались кормить скот, рубя молодые березки и тальник, выкапывая из-под кочек длинную траву – дул5а сиэлэ, но, несмотря на их усилия, начался падеж скота. Птицы, вернувшиеся в родные края, не найдя корма, улетели в другие места. Кукушки, залетев на подворья, садились на кюрё-изгородь и безостановочно куковали. По словам стариков, это был так называемый «ююрэр сут» (изгоняющий голодомор). Когда почти весь скот вымер и умерло от голода много людей, так же внезапно, как и началось, пришло потепление, и все оттаяло. Так жители этого наслега были наказаны за свои прегрешения перед природой. 
Особое внимание нужно уделить так называемым «ытык сирдэр» (особо почитаемым местам с прекрасной и удивительной природой). Эти места, естественно, имеют очень сильных духов. Здесь нельзя строить дома и селиться, такую местность надо оберегать, нельзя шуметь, тревожить воздух громким пением, криками, музыкой… Более того, даже их названия нельзя произносить вслух, как говорится, всуе, заменяя эвфемизмами типа: Улахан  Эбэ, Уулаах Эбэ… К сожалению, этот наказ наших предков в наше время давно забыт. Многие удивительно прекрасные уголки республики, такие как Булуус, Ленские Столбы, водопад Курулуур, горы Кисилээх и другие, превращены в места, где делаются деньги, загрязнены дурацкими надписями типа «Тут были мы!», бытовыми отходами, там без конца фотографируются и выкладывают снимки в различных соцсетях  в виде хвастовства.  Помню, как в детстве, приехав на родину нашей мамы в Булуус , мы ходили туда с родней, при этом нам было запрещено не то что смеяться, а даже громко разговаривать.  Кроме того, в старину такие места запрещалось посещать «грязным» людям, то есть тем, у кого в семье были похороны и не исполнилось сорока дней с тех пор.  Нельзя было ходить и людям с так называемой черной тенью – убийцам и другим совершим тяжкое преступление, а также неизлечимо больным людям, стоящим, так сказать, одной ногой в могиле.
Естественно, наши предки обходили далеко стороной нехорошие места, где произошло что-то плохое, где упал дух илбис – кровопролития, то есть места побоищ, сражений, убийств и других нехороших смертей. Наши предки остерегались ловить рыбу и пить воду из озера, в котором просто утонул человек, пока оно со временем не очистится.  Места, где природа подверглась какому-то урону, приобретали тяжелое дыхание и обретали кровожадных иччи. В такое место без особой надобности нога человека не ступала, или же только после совершения специального обряда можно было рубить деревья, косить траву, охотиться.

Количество показов: 39
Выпуск:  №31 (2660) от 9 августа 2018 г.
Комментарии