Обидеть сироту – тяжкий грех

15.10.2018 
Количество показов: 79
В старину, когда детских домов не было, сирот брали на воспитание родственники или, если таковых не оказывалось, другие более-менее обеспеченные люди.
Кто-то воспитывал их наравне  с собственными детьми, не деля на родных и неродных, но, к сожалению, были и такие, кто всячески обижал сирот и нещадно эксплуатировал их в качестве бесплатной рабочей силы.  Страшно горькой была участь таких детей. Вспомним биографию великого русского писателя Максима Горького, неспроста взявшего себе такой псевдоним, ему, круг­лому сироте, слишком рано пришлось испытать на себе «свинцовые мерзости русской жизни»: побои и издевательства как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников (к примеру, в школе никто не хотел с ним сидеть рядом: мол, от него «пахнет помойкой», так как дед заставлял его копаться в мусоре в поисках чего-нибудь пригодного для старьевщика), голод и холод, ругань и попреки… Впоследствии он написал об этом в автобиографической книге «В людях».  Страшен сюжет рассказа Чехова «Спать хочется» - о девочке-сироте, работающей нянькой в семье сапожника. Бедную девочку с самого раннего утра до поздней ночи заставляют делать всю черную работу на дому, а по ночам  она должна нянчить беспокойного ребенка, который  не дает ей спать. В конце концов девочка сходит с ума,  убивает младенца и тут же валится на пол и засыпает.  О том, что случилось потом,  писатель умалчивает, но ведь и так понятно, что ожидает несчастную сиротку при пробуждении… 
Сиротой вырос  и мой любимый писатель Виктор Астафьев, ему также пришлось на себе испытать множество тягот и испытаний, пока он не встал на ноги.  С горечью Виктор Петрович пишет о тех обидах, которые наносила ему его неродная бабушка, жена его деда по отцу, которая попрекала его куском,  так что иногда голодному, но гордому мальчику приходилось вставать из-за  стола несолоно хлебавши и отправляться восвояси.  При этом своего родного сыночка Костю, сверстника будущего писателя, женщина лелеяла и холила, кормила отдельно, приберегая для него самые лакомые кусочки. Однако тот отплатил своей матери черной неблагодарностью, бросив ее на старости лет, и единственным человеком, который ей помогал и поддерживал, стал тот маленький сирота, попрекаемый куском хлеба.  
Наши предки-якуты чаще всего не делали  большой разницы между своими детьми и воспитанниками-сиротами. Однако, чего греха таить, были и такие, которые открыто презирали сирых и убогих и всячески их обижали. Однажды в Олекминском улусе, в наслеге Кыыллаах, произошел дикий случай, называемый «киьинэн кэрэх оноруу» (жертвоприношение человеком), который описан известным якутским этнографом А. А. Саввиным. Об этой истории я уже когда-то писала, поэтому если вкратце, дело происходило так:  у кулуба (головы) этого улуса тяжело заболел взрослый сын, являвшийся наслежным князьком. Ни один из приглашенных шаманов не смог вылечить сына тойона, тогда мать совместно с начинающим молодым шаманом Тырылыыром задумывают страшное дело – найти юношу-сироту и сделать камлание-жертвоприношение, чтобы отдать жизнь этого юноши в обмен на здоровье их сына. Однако их черный замысел не удался, поскольку юноша оказался не робкого десятка, он, уже стоя привязанный в середине балагана, обрушился на своих обидчиков со страшными словами проклятия, в которые вложил всю обиду и ненависть. Не прошло и трех лет, как проклятья мальчика-сироты сбылись:   большая семья улусного головы вымерла от туберкулеза. А сам сообразительный юноша дожил до глубокой старости и умер в 1932 году при советской власти.  
А эта история произошла в наши дни, в то время, когда после так называемой перестройки народ  постепенно разделился, как и до революции, на бедных и богатых. Особенно это было заметно в селах и деревнях, где каждый человек на виду. Семьи, имеющие непьющих отцов, стали, так сказать, крутиться, заводить свое дело, кто-то стал предпринимателем и быстро разбогател. Работникам бюджетной сферы было нелегко, им приходилось месяцами ждать заработную плату. В самом плачевном положении оказались неполные семьи с одной матерью. А если дети у такой матери мал мала меньше, а помощи ждать неоткуда? 
Алеша был старшим в многодетной семье. После того как в их семье произошла трагедия (отца, кормильца семьи, убили в пьяной драке), мать, оставшаяся одна с четырьмя детьми, вернулась в родное село. Там у них, по крайней мере, был старый дом, до этого пустовавший. В городе же нужно было платить за съемное жилье. Однако все с самого начала пошло не так. Мать долго не могла устроиться на работу, поскольку никакого образования не имела, да и по характеру была вялой и аморфной, как говорится, овца овцой.  Дому требовался ремонт, детям нужны были одежда, обувь, учебники, канцтовары, ну и самое главное, их надо было чем-то кормить. В те годы, да и сейчас, селяне кормились в основном за счет частного хозяйства и огорода. У этой же семьи ничего такого не было. В школе новоявленных учеников из бедной семьи приняли более чем холодно, особенно доставалось Алеше, учившемуся в восьмом классе, ведь далеко не секрет, что старшеклассники   более жестокие и агрессивные. Плохо одетый и почти всегда голодный мальчик сразу стал чем-то вроде козла отпущения  в классе. А дать отпор не мог по причине того, что был новеньким и не имел еще товарищей. Все знали, что за него и постоять некому, поскольку он был сиротой. 
И самое возмутительное было в том, что ни один учитель не торопился встать на защиту мальчика, хотя все видели, как над ним издеваются, не хотят сидеть с ним за одним столом, мальчик часто приходит в школу побитый. Причина же была простой: самым ярым обидчиком Алеши был сын завуча школы, весьма высокомерной и заносчивой, к тому же очень мстительный мальчик. Никому не хотелось связываться, так сказать, с местной элитой, к тому же муж завуча являлся хозяином магазина, который  отпускал продукты в долг до зарплаты, правда, по завышенной цене.   Алеша от природы был художественно одаренным, хорошо рисовал и при отце в городе учился в художественной школе, преподаватели предрекали ему большое будущее, кроме того, в отличие от большинства сверстников, он посещал библиотеку, много читал, интересовался историей.  По своим способностям он намного превосходил своих мучителей. Тем более ему было обидно каждый день подвергаться незаслуженным издевательствам и насмешкам. В душе его назревала обида…  А еще больше негодование и ненависть. Разве он виноват, что отец умер, а мать не может найти работу? Чем он хуже толстого сына завучихи?  
И в один день чаша терпения мальчика переполнилась, и он, наконец, восстал против своего основного мучителя.  Началась драка, их растащили и отвели в учительскую. И там, в присутствии большинства учителей, Алексей со слезами на глазах высказал в лицо ненавистной женщине слова проклятия. Причем оказалось, что городской мальчик обладал художественным слогом, от его страстных слов все опешили, и в учительской воцарилась тишина…  Может, педагогам наконец стало стыдно?  Алешу отпустили домой. 
Он шел домой и плакал…  Мальчик еще не знал, что пройдет всего полгода, и семьи его обидчика в селе не станет. Сначала на охоте погибнет отец, у матери обнаружится тяжелая неизлечимая болезнь, а детей заберут родственники из другого района. 

Количество показов: 79
Выпуск:  №40 (2669) от 11 октября 2018 г.