"Принц и нищий" за школьной партой

20.01.2012 
Количество показов: 365
Мы часто слышим фразу «Я хочу, чтобы мой ребенок был не хуже других!».
Родители, порой выбиваясь из семейного бюджета, покупают своему чаду немыслимо дорогой костюм или мобильный телефон последней модели. Это во времена драматурга Островского считалось, что «бедность - не порок». Теперь совсем иная эпоха, и, к сожалению, приходится признавать, что в любом обществе богатые и бедные есть, были и будут. Hе каждый взрослый человек воспринимает эту аксиому философски. А как к проблеме социального неравенства относятся дети? Психологи считают, что социальное расслоение в учебном детском учреждении — одна из острейших проблем современной системы воспитания.

Единая форма: за и против

Расслоение по социальному признаку особенно заметно в обычной школе. В классах начального звена, как правило, введена единая школьная форма, для каждого своя, чтобы легче было в толпе отличить. И хорошо, если указом директора для ребят средних и старших классов введен строгий стиль: брюки, джемперы, костюмы, рубашки… Если же нет, то после четвертого класса начинается раздолье для ребят и полет фантазии для их родителей. В коридоре школы, в которой общая форма не введена, вы почувствуете себя как на рынке. Размер заработка родителей выражен в количестве карманных денег, обуви, одежде, аксессуарах их детей. Здесь будет все: от вполне еще приличных, на взгляд мамы-технички, обносков от старших брата или сестры, до почти коллекционных моделей известных европейских фирм. У девочек - украшения из драгоценных металлов, модные стрижки, элитная косметика и парфюмерия. У мальчиков — джинсы различных фирм, плееры, зажигалки, сигареты. И у всех вопрос престижа — марки мобильных. Или их отсутствие.

В обычной общеобразовательной школе расслоение идет не только между отдельными детьми, но даже между классами, поскольку обычной практикой теперь стало деление детей по способностям. По словам школьного психолога Айталины Hиколаевой, ежедневно в школе возникает ситуация, которая заставляет ребенка или подростка вспомнить о кошельке своих «предков». Это превращается для одних в причину самоутверждения, а для других — в ощущение собственной неполноценности.

Карманные деньги: зло или благо?

Сегодня никто не отрицает необходимость карманных денег для детей. Умение разумно распорядиться выданной суммой, чувствовать себя «кредитоспособным» чрезвычайно важно даже для младшего школьника. Но размер этой суммы также зависит от обеспеченности родителей. Среди учащихся младших классов такие дети пользуются большим уважением. Они могут угостить друга чем-нибудь вкусным, сделать дорогой подарок просто так, купить себе игрушку. Те, кто победнее, не стесняются попрошайничать у богатого одноклассника, стараются завоевать его расположение и дружбу. Карманные деньги для учеников постарше — это возможность приятно провести свой досуг.

Круглая отличница и умница Ира учится в лицейском классе одной из городских школ. Она всегда старается держаться с одноклассниками наравне, хотя и чувствует, что ее немодные джинсы и поношенные сапожки никак не сочетаются с кожаными ботильонами и норковыми шубками подружек. После уроков ее часто приглашают посидеть в кафе, зайти в компьютерный клуб, но Ира отказывается под предлогом, что нужно погулять с собакой: мама-медсестра опять на ночном дежурстве.

«Наличие приличной суммы в кармане определяет отношение ровесников», - убеждена Айталина Hиколаева. И именно это становится одной из причин мелких краж, которые совершают подростки. Крадут у родителей, учителей, в школьной раздевалке. Постоянная и вечная проблема массовой школы — исчезновение личных или казенных денег, и одна из причин — социальное неравенство.

Вы – нам, мы – вам?

К сожалению, и отношение учителей к школьникам зачастую зависит от социального статуса родителей, занимаемой ими должности, профессии и иногда от тех «даров», которые преподносятся в качестве подарков. К сыну высокопоставленного чиновника отношение всегда будет более снисходительным, чем к сыну дворника. И с этим фактом трудно спорить.

Мои знакомые, в прошлом году впервые устраивавшие детей-близнецов в школу, с удивлением рассказывали, как директор прямо спросил, чем родители могут помочь школе. Знакомый работник телевидения снял рекламный фильм о школе, в которую хотел определить сына, — это было условием приема. Родители легко и быстро включаются в игру. Но суть этой игры очень быстро становится ясной и детям. А выливается это сначала в упреки родителям: «Не можете мне купить x-box, а у Вовы есть!», потом - в неприязнь, комплекс неполноценности, изобретательные рассказы о крутых родителях, причем собственных ребенок начинает стыдиться и сторониться. Hо при любом раскладе такая ситуация повышает порог тревожности ребенка, а тем более подростка, и уж никак не способствует процессу обучения.

Дети рассуждают, зачем учиться, если пятерки все равно получает не тот, кто знает, а тот, кто имеет подходящих родителей. Часто это звучит несправедливо, но становится оправданием для лентяев, иногда такую позицию принимают и некоторые родители, пытающиеся объяснить неуспеваемость нерадивого или неспособного ребенка. Как это ни печально, но расцвету подобных товарно-денежных отношений в обычной школе прежде всего способствует ее материальное положение, а это уже другая проблема…

Жизнь в розовом цвете

Менее очевидно социальное расслоение в благополучных частных школах. Правда, таковых у нас в городе немного. Так или иначе, проблема нищеты и бедности тут снята. Ученики таких школ — дети весьма состоятельных родителей, уровень их жизни одинаково высок. Форменная одежда, если она введена, вообще одежда, карманные деньги, общий досуг — эти проблемы тут не стоят. Нет здесь и распределения детей в соответствии с профессией родителей, потому что зарплата у специалиста по компьютерной технике и чиновника примерно одинакова. Конечно, и в этих классах возникают разговоры о том, «кто мои родители», но эти разговоры никогда не бывают так остры. В частной школе коллектив учителей кровно заинтересован в каждом ученике, поэтому даже самый неспособный из них редко услышит неласковое слово. Возможно, это сказывается на качестве образования, но зато уж точно создает комфортную и спокойную обстановку, атмосферу уважения и равноправия. Дети объединены социально, материально, у них общий досуг и близкие интересы. Им всем хорошо. Какие тут конфликты? Hо в таких условиях, по мнению психолога, чаще всего формируются личности, не совсем правильно представляющие себе, как складываются в реальной жизни отношения между людьми.

Увидеть в ребенке личность

Школьный психолог Айталина Hиколаева:
- Мне хотелось бы сделать один очень важный акцент. Здесь нужно понять, что такая ситуация существует далеко не во всех школах, либо не настолько запущена. Моя племянница учится в старших классах школы № 31, и ничего подобного не замечала – прекрасные учителя и никакого разделения по социальному статусу. А если сравнить частные и муниципальные школы, то можно отметить вот что: выпускники первых имеют всегда либо сильно завышенную, либо заниженную самооценку. В то же время ученики обычных школ либо оценивают себя по большей части адекватно, либо чуть завышено, а это признак веры в свои силы и возможности. Интересно, что в оценке друг друга «элитные» школьники более практичны, они, например, могут считать главным в друге то, что он хорошо играет в футбол или умеет плести из бисера. Их сверстники из муниципальных учебных заведений более абстрактны: они ценят доброту, отзывчивость, способность выручить, поддержать в трудную минуту. Их требования к людям более гуманны. Поэтому даже отвергнутый по той или иной причине ребенок готов принять в классе всех, в том числе своих недавних мучителей. По-иному воспринимают ситуацию отверженности в классе частной школы. Среди таких здесь могут оказаться, например, дети самих учителей. Они учатся бесплатно или на договорных условиях. Если ребенок и его родители ставят задачу вписаться в коллектив, то есть только один путь — стремиться поддерживать общий высокий материальный уровень. Тут уж родителям придется поднапрячься, чтобы их ребенок и одет, и обут был не хуже других, и имел достаточно на карманные расходы, и летний отдых придется ему обеспечить соответственно. Или искать другое учебное заведение, где сын или дочка не будет чувствовать себя белой вороной.

«Бедные Лизы» и «богатые Буратино»

Ученики живут в вечной борьбе самоутверждений. Завоевать уважение к себе можно либо за счет кошелька, либо за счет ума. А если недостаточно ни того, ни другого? Ребенок превращается в настоящего изгоя. К тому же ясно, что второй путь тоже более достижим для детей из обеспеченных семей: можно нанять репетитора, брать дополнительные уроки, организовать языковую практику в стране изучаемого языка. Естественно, это могут позволить себе далеко не все. Несмотря на внешнее благополучие, большую и интересную внеклассную работу, использование новейших методик и учебников, наличие высококлассных специалистов, обучение в такой школе превращается в нравственное и психологическое испытание для ребенка, а иногда и в борьбу на выживание.

Что же можно предпринять, чтобы пропасть между «бедными Лизами» и «богатенькими Буратино» не превратилась в глубокую, непреодолимую расщелину? Психолог советует:
  • Родители не должны прятать от детей социальные проблемы, объясняя при этом, что истинная ценность человека измеряется все же не его кошельком. Дети не должны быть витриной вашей респектабельности.
  • Карманные деньги необходимы школьнику любого возраста, но сумма должна быть разумной. И обеспеченный ребенок должен понимать, что деньги зарабатываются, а не даются просто так.
  • Родителям нужно хорошо подумать, как одеть ребенка-школьника. Дело здесь не в деньгах, а во вкусе. Декольтированные майки от «Hugo Boss» так же неуместны в школьном коридоре, как и спортивные штаны с вытянутыми коленками. Любому ребенку полезно знать и привыкнуть к тому, что определенная обстановка требует и определенной экипировки. Скромный и удобный студенческий стиль, в принципе, каждому по карману.
  • Всегда можно дать своему ребенку положительную мотивацию: хорошо учись, получи хорошую профессию, добейся в жизни большего, чем родители, если тебе не нравится быть бедным.
И еще. Если бы все учителя относились к своим воспитанникам, как к ученикам частных школ, избегали резких высказываний и пренебрежительных взглядов, атмосфера, несомненно, стала бы другой, несмотря на присутствующие материальные проблемы. Увидеть в ученике личность, оценить его реальные знания, похвалить лишний раз — это и есть признак профессионализма. Трудно, конечно, отказаться от коробки конфет или флакона дорогих духов, но если этим подарком покупается объективность, может, не стоит рисковать?
Количество показов: 365
Выпуск:  № 4 от 20.01.2012 г.
Комментарии