Всем ли учебникам можно верить?

22.05.2013 
Количество показов: 254
Когда мы учились в школе, учебники были для всех одинаковые.
Да и учились все по одной-единственной программе. Помните, в самом конце книжки был список учеников, которые этим учебником пользовались? Одной книжкой можно было пользоваться лет пять, но фактически выходило – все десять. И иногда они были до такой степени затрепанные, ветхие, клееные - переклеенные, что было страшно в руки взять – гляди, рассыплются в прах. Сейчас ситуация иная, программ – море, учебников – куча, и тут главное - чтобы учебники были логически построенными, написанными правильным русским языком и без ошибок. Хотя на деле получается немного не так.

Я сама – мама четвероклассника. Программа, по которой мы учимся, – «Гармония». И, честно говоря, некоторые задания в учебниках сформулированы таким образом, что даже взрослый человек с трудом понимает, что нужно сделать. И знакомых учителей достаточно много, в том числе и недовольных качеством материала, изложенного в учебных пособиях. Особенно это касается учебников по гуманитарным дисциплинам и книг для начальной школы. А что касается учебников по истории, то это вообще отдельная тема: там чаще всего дается историография, которая уместна лишь для вузовских книг. Учителя убеждены, что в школьных учебниках, особенно для среднего звена, не должны отражаться дискуссии и разные взгляды на исторические факты: в этом возрасте ребенку достаточно дать ядро знаний. А ведь сейчас для школ рекомендовано 109 учебников истории, еще 6 книг допущены к изучению. 

Что касается литературы, то учебники слишком сложные с филологической точки зрения. В хрестоматии – лишь отрывки, а сам учебник был напичкан хронологией, биографией писателей и поэтов. По сути, ученикам нужна лишь хрестоматия, чтобы они с этим творчеством могли познакомиться. «Современным детям даже в 9-м классе сложно понять «Героя нашего времени» или «Евгения Онегина», а «Война и мир» в 10-м классе - это вообще непостижимо! Это можно изучать только эпизодически», - говорят учителя. 

А малышня? Знаете, о чем обычно разговаривают родители первоклашек и второклашек, которые занимаются, допустим, по системе Занкова? О том, как подготовиться к уроку по «Окружающему миру», где даются основы географии, истории, астрономии и физики. Звонит мне подруга и возмущенно рассказывает: «У нас задание: предлагается заучить определение космоса и рассказать, какой климат был бы на нашей планете, если бы ось Земли была расположена не под наклоном, а под прямым углом. Или объяснить, почему воздушный шар при нагревании взлетает в воздух». И требует: «Объясни!». А как? Или еще - сын соседки учится по программе «Школа России». «Окружающий мир» – это нечто! Ну, разве это нормально – во втором классе изучать, какие животные дикие, а какие - домашние - если это проходят в детском саду? 

Сами учителя признаются: «Да, учебники сложные, детям трудно. Но такие программы!». Возникает вопрос: а кто их пишет? Обязательные и безусловные требования выдвигаются школе только в виде стандартов: скажем, все должны освоить к окончанию начальной школы умножение, деление и историю древнего мира, а к окончанию старшей школы - уметь извлекать квадратный корень и знать, что такое безличные предложения.
Есть еще и трудности перевода – в том смысле, когда ребенок из одной школы, где обучался по одной программе, переходит в другую, где и программа другая, и учебники иные: сколько программ, столько и учебников.

Владимир Путин: нужна единая концепция истории

Именно так, и никак иначе. И не зря учителя недовольны в большей степени учебниками по истории, а потому Президент России поручил Правительству разработать единую концепцию курса российской истории для общего образования до 1 декабря 2013 года. «Обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования», - говорится в сообщении. Ответственным назначили главу Правительства Дмитрия Медведева. Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости подготовить для средней школы новые учебники истории без двойных толкований, написанные хорошим русским языком. А необходимо это для того, чтобы люди знали подлинную историю единения народов, а не околонаучные спекуляции на эту тему. Ведь большинство цивилизованных стран стремится к интеграции, и Россия тут не исключение. Единый учебник по истории будет создаваться рабочей группой, состоящей из ведущих ученых-историков и наиболее востребованных авторов учебных пособий. Однако тут уже можно предположить, что основные расхождения в исторических учебниках могут возникнуть по трем темам: происхождение древнерусского государства, история Великой Отечественной войны и история новой России за последние 20 лет. И остается надеяться, что в новом учебнике истории прямых выдумок не будет, как не будет и грубых сокрытий фактов. То есть «состоится» соблюдение элементарных приличий, использование «мягкой силы историков», а не грубой силы против историков.

Министерство науки РФ: экспертиза учебников будет!

В настоящее время в Минобрнауки формируется рабочая группа по подготовке нового порядка экспертизы учебников, а также порядка отбора организаций, издающих учебные пособия. В состав рабочей группы приглашены представители педагогического сообщества, книжных издательств, депутаты Госдумы, представители Российской академии наук и Российской академии образования. Кстати, займутся и электронными учебниками, которые становятся сейчас очень популярными. Изменются и условия исключения учебников из федерального перечня и даже срок действия самого перечня.
Стоит сказать, что сейчас школьными пособиями можно пользоваться в течение пяти лет, начиная с того года, когда они вошли в перечень. Допустим, если книга была в перечне в 2007 году, то до 2013 года ею можно пользоваться, и школа имеет право покупать ее на бюджетные деньги, даже если в 2008 или в 2009 году книги в перечне больше не было. Но если она не появилась там снова в 2013 году, школа покупать ее в качестве основного учебника не может!

Миннауки признает, что иногда в перечень попадают учебники, которые после многочисленных переизданий стали только хуже, или книги, написанные плохим русским языком. Фактических ошибок в учебниках, вопреки общему мнению, не так уж и много: встречаются опечатки, но все это простительно. Главная беда школьных учебников - нелогичность изложения, плохой русский язык, несоответствие текста реальным часам, отпущенным на изучение предмета. Есть претензии и к процедуре экспертизы: часто в число экспертов попадают люди, рублем заинтересованные в том, чтобы та или иная книга вошла в перечень.

Аудиторы: рынок учебной литературы перенасыщен

Знаете ли вы, что по школам «гуляет» до 58 наименований учебников только по одному предмету! А Счетная палата РФ занялась новым для себя делом - аудиторы впервые проверили использование бюджетных денег, направленных на пополнение библиотечного фонда в российских школах. Результаты проверки не радуют: 5 процентов образовательных учреждений вообще не имеют библиотек, большинство из них занимают маленькие каморки, имеют скудный набор литературы, в них нет компьютеров и читальных залов.

Аудиторы столкнулись еще с одним моментом - перенасыщением рынка учебной литературой. Федеральные перечни ежегодно пополняются новыми книгами, одобренными академиями наук и образования, однако старые не списываются. В итоге для обучения школьников сегодня одобрено до 58 учебников по одному предмету. Учителям первоклассников предлагают выбирать одно из 16 существующих пособий по литературе, восьмиклассников - из 19 по истории, десятиклассников - из 17 по химии. Везде разные учебники, и если ребенок переходит в другую школу, он попадает в трудное положение. 
Из 120 миллиардов рублей, направленных на модернизацию российского образования, 15,6 миллиарда идут на пополнение библиотечного фонда. Никто сегодня не отвечает за библиотеки, нет ни одного нормативного документа, закрепляющего их статус, права и обязанности.

Да и качество учебной литературы оставляет желать лучшего. Вот всего один пример: в учебнике чтения для первого класса вместо стихов и рассказов напечатаны считалки и загадки для малышей. Нарисован чайник на колесиках, а детям предложено рассказать о его настроении. В учебнике по биологии за 8-й класс учат лечить ожоги спиртом или одеколоном. В учебнике по русскому языку начальной школы задания даны таким языком, в котором даже мне, человеку с высшим филологическим образованием, трудно сразу разобраться. А каково ребенку? Получается, что сегодняшний порядок проведения экспертизы учебников недостаточно регламентирован и нет контроля деятельности экспертных организаций.
Цена учебных пособий не отслеживается и не контролируется – между тем, их общая стоимость для обеспечения всех школьников на один год превышает 80 миллиардов рублей.

А начиная с весны, некоторые организации предлагают приобретать учебники оптом с колоссальными скидками. А уже во время учебного процесса некоторые виды учебников и днем с огнем не отыщешь.

Просят купить учебник – обращайтесь в полицию!

Именно так советуют аудиторы. Помните времена, когда весь комплект учебников, особенно для начального звена, приобретался за родительский счет? На моей памяти, это прекратилось год-два назад. Однако и сейчас фиксируются случаи, когда учебники покупает не школа, а родители, и аргументируется это тем, что деньги на пособия выделяются из регионального бюджета в недостаточном количестве. Якобы сэкономленные на учебниках деньги идут на повышение зарплаты учителям. Дело, конечно, благое, но и учебников детей лишать нельзя. Так что, если вас просят купить книги за свой счет, обращайтесь в полицию.

Количество показов: 254
Выпуск:  № 31 от 26.04.2013 г.
Комментарии