Выбирай работу смолоду

02.10.2013 
Количество показов: 296
В наши дни никого не удивишь сменой профессии.
Ситуация на рынке труда меняется буквально каждый год. Если в 2005 году работодатели искали бойких менеджеров по продажам, то год спустя им были нужны грамотные специалисты с экономическим образованием.

С 2006 года на рынке труда лидировали специалисты по сбыту: компаниям, как воздух, нужны торговые представители, директора по продажам, коммерческие директора и специалисты по маркетингу, были востребованы специалисты по рекламе и PR. На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда – сфера прогнозируемая. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Уже сейчас везде, в том числе и в нашей республике, возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве: востребованность инженеров-маркетологов, конструкторов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности. Об этом мы поговорили с Андреем Матвеевым, академиком Горных наук РФ и АН РС (Я), доктором технических наук, заведующим лабораторией обогащения полезных ископаемых ИГДС СО РАН.

Перспектива в инновациях

По словам Андрея Матвеева, все зависит от того, как будет развиваться наша промышленность. И если уже сегодня мы возьмем курс на создание промышленных предприятий, основывающихся на переработке минерального сырья, углеводородного сырья глубокой переработки, то появится целый пласт новых специализаций – десятки, а то и сотни. И связаны эти специальности будут, как правило, с инженерией, машиностроением и металлургией, а также востребованными в отрасли переработки станут химики-технологи.

- Считается, что мы – горно-добывающая республика. Горняков, конечно, мы готовим у себя. Но нам не хватает маркшейдеров, обогатителей, переработчиков... Могу сказать: если молодой человек получил такую профессию, то он без проблем найдет себе работу! Из горнодобывающего производства логически вытекает и металлургическое, за ним – машиностроение, верно? Допустим, мы захотим все-таки делать оборудованиесами, и тут упремся в тот факт, что самая дефицитная специальность на сегодня – инженер-конструктор, который курирует все этапы производственной деятельности, занимается проектированием техники и оборудования, разработкой схем деталей и механизмов, произведением подсчетов, созданием чертежей, тестированием механизмов и многим другим. И таких людей у нас в Якутске – раз-два и обчелся. А профессия нужная, необходимая!

- Мы привыкли говорить о том, что наша Якутия – кладовая полезных ископаемых. Но ведь добываем мы из этого – всего ничего. Алмазы, золото, сурьму, уголь, газ, нефть...
- Известно, что природные богатства иссекаемые. Мы могли иметь гораздо больше, если бы хорошо извлекали добавленную стоимость при наращивании перерабатывающих отраслей. Возьмем, к примеру, Алдан. Уже добыто сотни тонн золота, а вид города с его угольными котельными удручает. Неужели он не заслужил лучшего? Аналогичная ситуация и с горнодобывающими поселками...

Такое сырье нужно нам самим!

По словам Андрея Иннокентьевича, мы живем за счет того, что продаем сырье, в первую очередь, углеводородное сырье. Взамен втридорога покупаем готовое оборудование, пластиковые изделия, ГСМ. Поэтому, прежде всего, необходимо создание комплекса предприятий по переработке углеводородного сырья: газа, нефти, и угля. Ведь такие примеры есть, взять хотя бы Норильск. А ведь природные условия там такие же, как и у нас, если не хуже, потому что он находится за Полярным кругом. Самое главное – это цепь взаимосвязанных предприятий, объединенных в один кластер по производственному и по территориальному принципу. Опыт такой работы есть у «Норильского никеля», который представляет собой кластер предприятий, включая, кроме основного производства по добыче никеля, меди и платины, полный цикл восстановления металлов в комплексе с сопутствующими предприятиями черной металлургии, машиностроения, строительства и энергетики. В предприятии минимизировано поступление внешних грузопотоков, все необходимое оборудование изготавливается из продуктов металлургического завода, а изношенное оборудование подвергается переплавке. Чем мы хуже?

- Может и хорошо, что до нас еще не дошло широкое промышленное производство? Но ведь нефть и газ мы уже качаем! Причем те крупные фирмы, которые вошли в Якутию и этим занимаются, честно говоря, не очень-то и радеют о Якутии вообще. Например, работы ведутся вахтовым методом – это известно всем. А это – своеобразный увод налогов, так как временно работающие люди не платят местные налоги, а платят по основному месту работы, то есть за пределом республики. Мало того, что Россия торгует своим сырьем, так и нас регионы пытаются «обойти». Это мы уже пользуемся «благами» сырьевой кабалы. Отдаем добро, а получаем мизер.
- Если бы в сфере промышленности работали исключительно наши, якутские, кадры, что-то могло бы измениться?

- Многое. Поэтому нам и нужна выработка принципиальных подходов к развитию промышленного производства, и в первую очередь - довести инновации до уровня создания серьезного промышленного производства и вовлечь в это дело местных жителей, особенно молодежь, ориентируя их, и, соответственно, вести профессиональную подготовку. Причем, начинать это нужно уже сегодня, со школьной скамьи, рассказывать и показывать, что математика, геометрия, химия, физика – это не скучно, это увлекательно, мало того: то, что сейчас – увлечение, потом может стать любимой профессией, причем профессией высокооплачиваемой.

«Эврика» для детей

Каким же образом привлечь детей, заинтересовать научными изысканиями? Андрей Матвеев, кроме всего прочего, является председателем экспертной комиссии НПК «Шаг в будущее». «Шаг в будущее» проводится с целью выявления и поддержки талантливой, одаренной молодежи в области научного, технического и художественного творчества, а также привлекает общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала. И, по словам Андрея Иннокентьевича, «Шаг в будущее» - это не только научные олимпиады и конференции. Прежде всего, это форма работы с детьми, причем очень интересная форма! Это не просто приобщение к научной деятельности, а возможность научить ребенка ставить перед самим собой задачу и выполнять ее. 

- У нас в школе как обычно бывает? Мы сами даем задачи, и дети учатся ее решать. Мы помогаем их решать! Но ведь в жизни все по-другому. Ведь самое главное – это постановка задачи, причем в любой сфере – бытовой, производственной. К примеру, у нас в Нюрбе есть школьный научный лагерь «Эврика». И там мы приучаем детей к этому. Физические, химические, математические задачи, кто может – моделирование и конструирование, и все это в очень доступной форме. Не каждый, кто участвует в олимпиадах и интересуется наукой, станет работать в этой сфере. Но умение правильно поставить перед собой задачу и выполнить ее, конкретика, логика, умение мыслить конструктивно и масштабно обязательно пригодятся в жизни.

Считается, что участвовать в конференции «Шаг будущего» могут дети с пятого класса. Но можно и пораньше. Для начала – это обзор литературы, небольшие рефераты, доклады, а уже дальше ребята учатся вникать в проблему, ставить перед собой конкретную локальную задачу. И постепенно, с пятого класса, когда уже в школе начинают обучать таким дисциплинам, как физика, химия, можно подбирать небольшие проекты, связанные с тем, что встречается в обыденной повседневной жизни. К примеру, очистка воды или ягод: как сделать технологическое устройство, которое облегчит процесс, применяя те знания, которые они получают в школе. Чтобы эти знания не ушли в никуда, а использовались в жизни, чтобы дети пришли к пониманию того, что учатся они в школе не просто ради получения знаний, а для того, чтобы это пригодилось в дальнейшей жизни. И так, небольшими шагами, они от малого переходят к большому.

«Шаг в будущее» - это не просто олимпиада и не просто участие. Выявление и развитие у вашего ребенка профильных творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, профессиональных качеств и мотивации к практическому применению знаний, полученных в школе, – это уже большой шаг. К тому же, это создание необходимых условий для поддержки творчески одаренных детей, научное просвещение и целенаправленная профессиональная ориентация помогут детям определиться, а затем и укрепиться в своем выборе.


Количество показов: 296
Выпуск:  № 72 (2189) от 13 сентября 2013 г.
Комментарии