Зачатки образования Что должна включать в себя «нулевая» подготовка дошкольника?

21.10.2013 
Количество показов: 400
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов, и родителей будущих первоклассников.
Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Поскольку под "готовностью к школе" понимается не только система знаний, но и определенный уровень развития познавательных психических процессов, внимания, восприятия, мышления. Сейчас по этому поводу переживают родители будущих первоклассников, тех ребятишек, которые ходят в подготовительную группу в детском саду. Еще больше – тех детей, которые по разным причинам в детский садик не попали. Хотя считается, что в подготовительную-то группу должны брать всех – подошла очередь или не подошла.

Как нам рассказали в Управлении образования г. Якутска, дошкольное образование – это первая ступень общего образования. Существует своя программа, и согласно новому Закону об образовании, вступившему в силу в сентябре этого года, так происходит весь процесс. Усваивать школьную программу в садике – такой цели нет! Занятия физкультурой, музыкой, буквы, цифры, математическое развитие (счет первого десятка туда и обратно), знакомство с окружающим миром, речевое и звуковое развитие (звуки и слоги) – вот, можно сказать, тот базовый минимум знаний, который могут предоставить в детском саду.
Стоит отметить, что в детских садах (причем не во всех) всегда существовал перечень дополнительных образовательных услуг. Где-то за это нужно выложить денежку, а где-то и нет, но, в любом случае, кружковая деятельность осуществляется с согласия родителей. Заставить ребенка посещать занятия по рисованию, хореографии, иностранному языку и так далее и за это платить деньги никто не имеет права. 

А если ребенок с улуса?

Другое дело, если ребенок приехал из улуса и его не сумели устроить в детский садик. Один момент, если дома есть кто-то с педагогическим образованием – азбуке научит и с цифрами познакомит. А если нет? Кажется, что уже давно минуло то время, когда дети приходили в первый класс, и только там начинали складывать звуки в слоги. Сейчас детки и буквы знают, и читают бегло. Для таких ребятишек есть группы крат­ковременного пребывания в детском муниципальном саду – за три с половиной часа в день ребенок получит тот необходимый минимум, с которым придет в школу. Ну, или родители отдадут его, скажем, во Дворец Детства, в частный детский сад или в платную группу, объявления о наборе в которую с осени вывешивают на входных дверях детских садов, газетах и интернете.

Стоит или нет?

Звоню по одному из указанных телефонов. Позиционируют себя как «Детский центр «...» - качественная подготовка к школе». В услуги входит развитие мелкой моторики, чтение, письмо, пропись, окружающий мир, рисование. Занятие – 500 рублей в час, три раза в неделю - 12 тысяч в месяц. Час дробится: скажем, 20 минут математика, небольшой передых, еще 20 минут изучают азбуку и так далее. Еще один звонок – занятия в субботу и воскресенье, полтора часа, 800 рублей. Заглянула в родительский форум – висит топ. 

Радермахера: «В саду висит объявление с приглашением в пединститут на подготовку. Размышляю».
Мама: «Я собираюсь отдать в 17 школу, хотя по прописке мы туда не идем. Сказали, в каждую субботу по 3-4 урока, сначала по 25 мин якутский язык, математика, окружающий мир, русский язык, занятия с психологом. С 13.00 до 15.30. По отзывам родителей, очень хорошо готовят и читать, и писать, и считать. Главное, детям нравится, в месяц 3 тысячи, с октября по апрель идут занятия, в январе каникулы».
Оля: «В пединституте хорошая подготовка - у меня сын, сейчас первоклассник, ходил туда. Правда, дорого».

Веснушка: «Мы не водили на подготовку к школе – считаю, что это пустая трата денег и способ заработать на занятых или ленивых родителях. Ничему особенному там не учат. Всему можно научить дома, самостоятельно, в том числе и подготовить ребенка психологически, просто чаще разговаривать с ним: о том, что ребенка тревожит, о том, чего он боится, чего ждет от школы, рассказывать о своих школьных годах. Ребенок у нас в сад практически не ходил (из-за болезни), но с адаптацией в школе проблем не было, учится на "отлично", с общением все замечательно».

Сколько родителей – столько и мнений. В общем-то, родителям тех детей, кто ходит в садик, вряд ли стоит беспокоиться. Необходимый базовый уровень детки получат. Ну, разве что, ради собственной значимости: мол, мой ребенок уже и по-английски говорит, и складывает-вычитает в пределах ста, и сказки на ночь сам себе читает. Есть у меня знакомая, которая просто замучила ребенка: и танцы, и изо, и легкая атлетика, еще и в Детский центр ходит учится читать-считать, и при этом садик тоже посещает. А ей всего шесть лет. Замученная, бледненькая, с потухшим взглядом. Зато мама считает себя суперсовременной и ответственной за будущее дочери. «Я ее еще на английский записала! Будет в иняз поступать!». У матери глаза горят торжествующе, дочка – в ужасе... Боже, ей же всего шесть лет – она хочет покопаться в песочнице, поиграть в куклы, поскладывать пазлы да просто мультики посмотреть, в конце концов! А у нее режим дня – строже, чем в армии...

Удобно или не нужно?

Можно подумать, что учителям удобнее, если дети подготовлены. С другой стороны, наверное, тяжело работать, если у детей разный уровень подготовленности? Об этом я спросила у учителя начальных классов СОШ №31 г. Якутска Алины Егоровны.

«В конечном итоге все зависит от ребенка. Бывает, что приходит ребенок в класс, и читает, и решает, и пишет. А второй – нет. Первый к концу первого года обучения начинает «скатываться», а второй его быстро нагоняет. В чем причина? В том, что одного начали всему учить раньше – водили по частным урокам, много занимались дома. Вот он и расслабился, думая, что все знает. А второй начал все изучать вовремя, шел ровно. Другой разговор, если ребенок не ходил в детский сад и не знает ни букв, ни цифр. Мы-то его научим, но вот у ребенка психологическая адаптация, социализация будет проходить тяжело. Он же видит: все вокруг читают, считают, а он не знает ничего. В любом случае, начинаем их учить согласно программе: буквы, звуки, слоги, вне зависимости от того, знает это ребенок или нет. 
 
Не только писать и считать!

Школьный психолог Татьяна Винокурова предупреждает: для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее, примерно за год. И тут недостаточно только знания алфавита и счета. 

- В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них примерно за год до поступления в школу. Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил. Поддерживайте авторитет учителя, даже если вы не во всем согласны с ним. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей. Сохраняйте ребенку место и время для игры. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости.

Количество показов: 400
Выпуск:  № 82 (2199) от 18 октября 2013 г.
Комментарии