Как живут школы городских окраин?

12.12.2011 
Количество показов: 420
Как живут школы городских окраин?
Согласно реформе образования, учителей страны перевели на «качественно-количественную» оплату труда – НСОТ (нормативная система оплаты труда), что в какой-то мере позволило подтянуть зарплату преподавателей и мотивировало к работе на результат. Закон четко отрегулировал нагрузку учителя городской школы – 25 детей в классе и 18 часов в неделю, и при перенасыщении городских школ учениками зарплаты учителей получились неплохими. В сельских школах ввели другие нормативы по наполняемости классов согласно объективным причинам, и там учителя также получили возможность зарабатывать себе на хлеб больше, чем раньше. Казалось бы вот оно! Государство решило проблему учительства, но в Якутске насчитывается пять школ - № 19, 18, 6, 25 и 32, где реформа не помогла решить основных проблем.

Урок за полтора рубля

На прошлой неделе в школе № 19 мкр. Птицефабрика представители партии «Единая Россия» встретились с директорами и преподавательским составом вышеуказанных школ под руководством председателя совета директоров школ г. Якутска Георгия Афонского (руководит городской школой № 23). Предполагалось поднять и сформулировать для решения вопрос по изменению нормативов для окраинных школ, но проблем оказалось гораздо больше. Директоры и учителя, один за другим сухо сыпали фактами и жалобами, раскрывая проблему низких зарплат со всех сторон, объективно и без эмоций.

Школа на Птицефабрике – типовое добротное здание, здесь можно было уместить учеников не меньше, чем в городе, и платить учителям достойно, но – увы. Некоторое время назад здесь обучались в среднем 400 детей, а сейчас – не более трехсот, а комплектация кадрами должна быть на общегородском уровне. Заранее известно, что наполнить школу в дальнейшем будет некем – все больше родителей возят своих детей на учебу в город, полагая, что в «городских» школах учат лучше. Поэтому до 5 класса здесь еще соблюдается норматив – 25, но в среднем и старшем звене учеников остается все меньше. В 10 классе 10 учеников, урок стоит, соответственно, 15 рублей. Как заработать учителю? Поэтому в этой школе учитель физкультуры получает на руки лишь 7 тысяч за 18 часов работы – это базовая ставка, и выше нее «прыгнуть» невозможно.

- Здание еще хорошее, а вот материально-техническая база оставляет желать лучшего – сетует директор школы N№19 Лидия Шарапова. В центральных городских школах с этим помогают родители, где-то что-то улучшают, у нас – никак. При этом родители не выбирают нашу школу, хотя педагоги все хорошие, с высокой квалификацией. И получают они с 1-й категорией и выслугой за 28 часов работы всего 14 тысяч по цене 1,5 рубля за ученико-час. Для зарплаты от 33 тысяч рублей, учитель должен работать в неделю 40 часов и иметь два классных руководства – колоссальная нагрузка! Мужчина в школе всего один – трудовик с зарплатой 7-10 тысяч, работает по совместительству рабочим школы. А что делать?

Действительно – что делать учителю окраинной школы, от которого мало зависит наполняемость класса? Более-менее решить проблему можно было бы снижением норматива до уровня сельской школы, не меняя статуса.

Пришлось всех уволить

- Нам пришлось существенно сократить коллектив, чтобы обеспечить более-менее нормальную зарплату оставшимся, – подхватывает директор школы № 18 Галина Аммосова. – Наша школа располагается в нетиповом здании. По САНПИНам в наши так называемые классы можно разместить лишь 14 детей, но тогда, являясь городской школой, мы не сможем обеспечить норматив в 25 учеников и нормальную зарплату. У нас нет ни спортзала, ни какого-либо досуга в нашем районе, даже обычных спортплощадок! Кто захочет водить своих детей в такую школу? И ведь не наша в этом вина. Меня судили за то, что в нашей школе нет забора. Я за свою зарплату должна его поставить? Меня как директора не устраивает нормативно-бюджетное финансирование. За три года нашей школе не выделили никакой мебели! На всю школу всего одна интерактивная доска, и мы даже боимся на нее дышать, чтобы сберечь. А парты? Стулья? С родителей тоже денег не собрать, а работать надо, и работать эффективно. К примеру, сбор средств на охрану, на косметический ремонт, который практикуется в городских школах при недостатке финансирования, – это все должно быть зафиксировано в бюджете школы. В этом году выделенных на ремонт школы средств хватило только на ремонт кровли.

Эксперимент провели не там

В приспособленном здании школы на ДСК обучаются 362 ребенка. Здесь нет ни спортзала, ни даже столовой. Нет и необходимой наполняемости классов. В начальных классах еще набираются 23-24 ребенка, но чем старше, тем выше запросы родителей, и вот уже дети снова рассованы по более «успешным» центральным городским школам, и к пятому классу здесь остается всего 16-17 учеников. Ведущий учитель математики получает зарплату 16 тысяч. От него требуют высшего уровня работы, научно-практических конференций, и делается это все на голом энтузиазме. Но такого энтузиазма нет у молодых специалистов, зарабатывающих здесь не более 12 тысяч. При этом директор уверена, что учат здесь не хуже, чем в других школах, а может даже и лучше, так как при меньшей наполняемости детям достается больше внимания. Но чем заманить их сюда? Условий нет.

- В свое время я сама выступала по поводу НСОТ, но никого не убедила. Эксперимент по введению такой системы оплаты проводился в больших школах, где он действительно оказался выгодным. А ввели эту систему для всех, включая наши маленькие полупустые школы. Считаю, что теперь, когда проблема известна и обозначена, чиновники от образования должны нас защитить. То же – с обеспечением. Сейчас нам оплачивают почти только ЖКХ, но этого явно недостаточно.

Кто писал эти нормативы?

Со своими проблемами выступила и Маргарита Куличкина, директор Мархинской школы № 32. Здесь, казалось бы, неплохо – и детей достаточно – 400 человек, и нормативы сельские удалось отстоять – 20 человек на класс с оплатой 2 рубля 70 копеек, и по оснащению не о чем жалеть. Но проблемы имеются, и связаны они с новыми СанПиНами.

- Школы наши, как ни крути, двухсменные. И если соблюдать норматив до запятой, вторая смена станет заканчивать учебу в восьмом часу вечера. Может быть, где-то в Москве это нормально, но у нас световой день короткий, – сокрушается Маргарита Николаевна. - Куда я отправлю второклассника в темноте по морозу? Ведь мы несем ответственность за каждого ребенка. Приходится выкручиваться, но очень не хочется нарушать. Значит – следует привести нормативы обучения и отдыха детей к приемлемому графику, а то ведь учителя также допоздна сидят, они не уходят с последним звонком, а живут многие в городе.

Ну, а по зарплате что говорить. Повысили-то повысили, но чтобы получать зарплату хотя бы 30 тысяч учитель берет на себя огромную нагрузку. Для достижения наибольшего качества обучения достойно платить 30 тысяч за норматив 18 часов, а не 40 часов. Также в наших школах невыгодно дополнительное образование – за два дополнительных часа работы в неделю учителю добавляется в месяц не более 300 рублей. Кто согласится на это? Но это, конечно, так, ворчание. Спасибо, что сегодня у нас есть хотя бы такая зарплата.

Кто о чем, а мы о бане

От коллектива 27 школы, что на 17 квартале, выступила директор Наталья Необутова.

- Нашей школе очень тяжело, не только в плане зарплат и помещения. Наши проблемы кроются глубже. Если бы вы знали контингент нашего района! Нам обязательно нужны и социальные педагоги, и психологи, и им нужна достойная зарплата. Наш социальный педагог имеет зарплату 10 тысяч, с вычетами – 8 на руки, совмещая со ставкой психолога – 15 тысяч. Работает с утра до вечера и еще по выходным. А нам бы 3-4 специалиста с нашими-то детьми.

Довольно часто приходится вызывать милицию, которая не торопится ехать в школу, разбираться с малолетками. У школы элементарно нет денег на «тревожную кнопку»! Нас замучали с проверками, дают предписания заключить договор с ЧОП. Знаете, сколько просит частный ЧОП? Страшно сказать. Но пусть даже мы изыщем средства и станем платить охраннику 25 тысяч. Для сравнения приведу другие цифры. За 22 часа в неделю молодому учителю платят 13 тысяч! У нас библиотекари «ушли» в культуру, у них другие надбавки – где и из какого фонда их взять?

Ладно, кружков у нас много, нам есть чем обеспечить досуг детей, а вот бани нет! Казалось бы, почему школа должна заботиться о бане? Помывка в бане раз в неделю на человека стоит 300-400 рублей, туда обратно съездить, на семью – тысяча в неделю минимум. Не всякая семья на квартале может себе это позволить! В школе свирепствует педикулез, а здесь обучается 620 детей, между прочим!

Финансовой поддержки от родителей мы за весь год собрали 13 тысяч, никакого ремонта не вышло. Приемка школы проводилась уже во время учебного года.

Найдете нас по запаху

От имени школы № 25, что на «Елочке», выступила учитель физики. Самая большая проблема здесь – проблема здания для 390 детей, которых с каждым годом остается все меньше и меньше. Каким образом школа удержит учеников для обеспечения достойных зарплат учителям, когда туалет у школы уличный, «ароматы» фекалий распространяются не только по школе, но и на всю округу! Школа разваливается – уже закрыли кабинет русского языка – там провалился пол, в других кабинетах валится потолок. Может и к лучшему, что нет ни буфета, ни столовой – кто бы мог съесть что-то в таких условиях? К сожалению, вопрос нового здания школы остается открытым.

Коллектив преподавателей в школе хороший, сами же выпускники готовы вернуться сюда работать, но быстро передумывают. Молодой специалист-психолог здесь будет получать 8 тысяч, а вообще ученико-час стоит 1 рубль 59 копеек. Максимально в классах 17-20 учеников. За 22 часа работы и классное руководство здесь можно получить 17 тысяч. Учителя берутся за любые предметы, чтобы выжить.

- Родители детей думают, что нам подняли зарплаты, что мы богатые, но это не так. Мы здесь в школе несем огромную социальную ответственность, не имея даже достойных условий для работы! Также существует проблема позднего окончания уроков, очень сложно уехать вечером. Мы готовы ставить вопрос не только о хорошем здании и транспортной схеме, но и о спиртных напитках и пиве, которыми наши дети скрашивают свой досуг. А что можем сделать мы, учителя? Престиж учителя сильно упал, его раньше уважали, теперь ни во что не ставят. Вот так мы и работаем. В прошлом году за 18 нормативных часов я получала 9,5 тысяч рублей, а у меня два диплома. Ситуацию необходимо в корне менять.

Спасибо, что выслушали

Директора и учителя школ согласны с тем, что где-то стало лучше благодаря нововведениям, что можно смириться и с нормативами и оплатой по ним, если эти нормативы «подогнать» до уровня реальности.

- Не наша вина, что в нашем классе мало детей, хотя мы городские школы. Сделайте нам нормативы хотя бы на 20 учеников в классе, а мы уж подтянемся, потерпим. Сделайте зарплаты молодым специалистам такие, чтобы они не уходили после первого же года работы. Стройте школы! Дайте нам достойные условия работы, а детям – условия для развития. Дайте нам возможность достойно платить учителям, не сокращая необходимые ставки социальных педагогов и психологов. Пять школ, оставшихся за бортом, – это немало. Помогите нам! И спасибо, что выслушали.

В итоге встречи было решено при поддержке Городского отделения партии «Единая Россия» вынести на рассмотрение республиканских властей изменения в нормативах по наполнению классов, а также возможность выплаты 50% надбавки от должностного оклада молодым специалистам в первые три года работы. Также инициативная группа должна подготовить соответствующие предложения для включения в городскую программу «Столичное образование».

Между тем по государственной целевой программе «Развитие образования на 2012-2016 годы» в ближайшие годы в Якутске построят новые школы № 18, 24 и 35. Как пообещал Юрий Вадимович Заболев, вопрос о строительстве 25 школы должен быть решен в ближайшие пару лет.

Искренне надеемся на скорое решение проблем.
Количество показов: 420
Выпуск:  № 95 от 09.12.2011 г.
Комментарии