Как поладить с учителем?

05.10.2010 
Количество показов: 305
Не секрет, что иногда родители школьника, будь то ученик начальных классов или подросток, не могут найти общего языка с учителем, классным руководителем.
На почве выяснений, кто же, собственно, виноват, может возникнуть конфликт. Давайте же рассмотрим, как на самом деле избежать такой ситуации или исправить уже существующую. Ведь в любом случае обе стороны стоят на защите интересов самого ребенка, и об этом нужно помнить в первую очередь.

Конфликт ли это?

Любой конфликт - это столкновение интересов. Если возник конфликт между учителем и родителем, то согласно теории возникновения конфликтных ситуаций, интересы у них должны быть диаметрально противоположны. Давайте рассмотрим, так ли это?

Родителю интересно, чтобы ребенок был успешен в учебе, самостоятелен, меньше требовал внимания, чтобы был самодостаточной личностью. Интерес учителя по сути такой же. Учитель хочет, чтобы в классе сидели интересующиеся обучением дети, чтобы они стремились получать больше знаний, делать свою работу с интересом.

Не только беспроблемный, но и успешный ребенок – вот это и есть общий интерес учителя и родителя. Поэтому будет вполне логично, если вместо раздувания конфликта начнется активное обсуждение: что же можно сделать для того, чтобы ребенок сделал очередной шаг к своей успешности.

Между тем зачастую обе стороны не нацелены на сотрудничество. Почему? Одна из причин, например, банальна, но в духе современности – острый дефицит времени. Фраза учителя «без родителей не приходи» – сигнал к тому, что проблема назрела и встреча уже необходима. Родитель понимает, что его уже официально вызвали, а значит, будут предъявлять претензию. Соответственно, и встреча будет уже не пятиминутной, как обычно, а займет гораздо больше времени. И он идет на эту встречу негативно настроенным. Учитель тоже создает себе стереотипную картину общения с родителем. Понимая, что время встречи ограничено, так как предстоит разговор еще и с другими родителями, прогнозирует беседу в форме односторонней трансляции информации о поведении или успеваемости ученика.

Шаги к успеху

Для того, чтобы добиться удовлетворения обоюдных интересов, учитель и родитель на своей встрече должны стать союзниками. Не выяснять, кто виноват, а лишь что делать и как делать.

Задача учителя в этих переговорах – собрать как можно больше информации о ресурсах, скрытых потенциальных возможностях ребенка. Это легко сделать, если налажен контакт с родителем. При этом учитель не должен корить родителей за то, что НЕ сделано в свое время. Напротив, нужно хвалить любое продвижение в воспитании ребенка.

Задача родителя – принять ситуацию, но не оценивать ее. Как это сделать? Ведь непросто сказать себе: «Да, это случилось». «Да, это происходит с моим ребенком». Но сказать так не значит капитулировать перед проблемой, это значит превратить проблему в задачу, а любая задача имеет свое решение.

Шаг первый. Чтобы не реагировать слишком эмоционально, задайте себе вопрос не о настоящем (Кто виноват? За что? и т.п.), а о будущем – «Каких изменений в ребенке я жду?» и ответить себе, формулируя будущее положительно и позитивно. Например: «Я хочу, чтобы мой ребенок не прогуливал школу» - это НЕПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА. Правильно будет сказать себе: «Мой ребенок будет посещать все уроки».

Шаг второй. Определите собственные ресурсы. Для этого ответьте на вопрос «Что я могу сделать, чтобы разрешить эту ситуацию, чем могу помочь ребенку в этом?». «Ничего не могу сделать, ничем не могу помочь» - нет такого ответа.

Шаг третий. Выявите ресурсы ребенка, для этого понаблюдайте за ним. В чем ребенок успешен? Что у него получается лучше? Не бывает такого, что ребенок «не годен» абсолютно ни к чему. Да, может быть, он по математике учится на двойки, но зато отлично играет в футбол. Поняв, где именно находится «зона успеха» вашего ребенка, вы сможете постепенно расширять ее.

Шаг четвертый. Ориентируйте ребенка – хвалите любые улучшения. Если с «двоек» ребенок перешел на «тройки» – это тоже успех, это лучше, чем было, и нужно поощрять для того, чтобы ребенок знал, куда двигаться дальше.

Шаг пятый. Не торопитесь. Ребенок – не компьютер, в который можно заложить программу. Живому человеку нужно поэтапно
адаптироваться, привыкнуть к мысли, что он может что-то хорошо делать, привыкнуть к ситуации успеха. Иногда в прошлом неуспешный, например, в учебе ребенок неадекватно реагирует на похвалу. Не раздражайтесь: ему нужно привыкнуть и к похвале.

Шаг шестой. Не хвалите только за что-то. Иногда ребенка надо хвалить просто так, когда он еще ничего не сделал. «Ты – молодец, потому что я тебя люблю».

Шаг седьмой. Используйте психологические приемы решения проблем. Например, чтобы подходить к решению задач рационально, представьте себе, что в точности такая же ситуация произошла с вашим знакомым, и дайте ему советы. Таким образом вы дистанцируетесь от проблемы, и обычно при этом появляется очень много советов.

Следующий шаг – выбрать из этих советов наиболее оптимальный. То есть, это ваши идеи, которые пришли вне эмоций.

А что же дети?

Мы выяснили, что все, что ни делается, должно делаться в интересах ребенка. Встреча и разговор родителя и учителя должны происходить в отсутствие ребенка. Ведь пока обе стороны найдут общий язык, может случиться что-нибудь неприятное и неприемлемое для восприятия ребенка. И учитель, и родители должны являться и являются авторитетом для ребенка. Не должен ребенок видеть, как родитель стоит с понурой головой или высказывает учителю свои претензии, да еще в повышенном тоне. В присутствии ребенка учитель-профессионал будет только хвалить и его, и родителей, даже пусть за малозначимые успехи.

Родители тоже должны помнить, что ни в коем случае ни при ребенке, ни в его отсутствие они не должны принижать достоинства учителя. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок был УСПЕШНЫМ, пусть он ходит на занятия если не с чувством любви, то с чувством уважения к своему учителю. Согласитесь, ведь на уроке учителя, которого ребенок уважает, он и вести себя, и чувствовать будет совершенно по-другому.

Любовь Колодкина,
психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и
коррекции детей и подростков
Количество показов: 305
Выпуск:  Выпуск № 74 от 01.10.2010 г.
Комментарии