Ненавистная «домашка»

23.12.2013 
Количество показов: 572
Подходит к концу вторая четверть учебного года.
Казалось бы, дети уже отошли от летних каникул, втянулись в учебу и домашние задания перестали вызывать у них трепетный ужас. Так, да не так! Это доказывается многочисленными воплями души на Родительском форуме сайта ykt.ru.

Родители уверены: учителя «спихнули» на родителей часть своих обязанностей по обучению, дети часами делают домашние задания, устают, перенапрягаются, что за домашние задания ставят «двойки», а тут же рядом за классную работу – «пятерку», что даже малыши по три часа корпят над учебниками и тетрадками! И вообще – «Путин предлагал отменить «домашки»!

Нередко домашнее задание становится темой для родительских собраний, визита родителей в школу и домашних детских истерик. Многие родители жалуются, что домашнее задание отнимает слишком много времени, а кто-то даже подсчитал, что если ребенок будет выполнять абсолютно все домашние задания, то ему придется, придя из школы, не обедая, сидеть за уроками до самой ночи. Между тем школьнику необходимо отдыхать, полноценно развиваться физически: заниматься в спортивных секциях, просто бегать на улице. И в родительской среде довольно давно ребром встал главный вопрос дня об отмене домашнего задания. Так для чего нужны домашние задания и можно ли обойтись без них? На эти вопросы нам ответила завуч школы №31 Валентина Заяц.

Оценки за домашнюю работу не нужны!

- Бывают ситуации, когда ребята что-то недоделали в классе, остается что-то дописать, дорешать пример или разобрать предложение. Сама по себе домашняя работа направлена на закрепление новой темы, пройденной на уроке. Если я вижу, что ребята тему поняли, хорошо поработали в классе, то я вполне могу себе позволить ничего не задавать на дом. Но хочу отметить, что домашние задания приучают ребенка работать самостоятельно, а не с родителями! И мамы с папами вовсе не обязаны сидеть с ними, решая вместе задачи. Проконтролировать, проверить – да, это нужно.
- А как насчет двоек за невыполненные задания? И какая оценка является показателем? Бывает, что в классном журнале рядышком красуются «двойка» за домашку и «пятерка» за классную работу. Где справедливость? Это же влияет на итоговые четвертные и годовые оценки?
- Однозначно показателем знаний является работа в классе. И я считаю, что выставлять двойки в журнал за домашнюю работу нецелесообразно, и здесь нужно просто поговорить с учителем – возможно, ребенок систематически не делает уроки. 
По САНПиНу в начальных классах ребенок должен выполнять домашние задания час – полтора. Пятые и шестые классы – до двух часов. Ну а старшие классы – до четырех с половиной часов.

Учителя дают знания, и от учителя во многом зависит, насколько ребенок понял тему. Но и родители должны ребенка научить учиться! Особенно если это пятый класс, который вообще является переломным периодом. Ребенок четыре года был маленьким, и вдруг сразу – взрослый. У него четыре года в основном был один учитель, а сейчас все – разные. И предметов больше, и нагрузка увеличилась, и требования не в пример серьезнее. И тут бросать ребенка нельзя. Особенно если за четыре года он привык, что родители всегда были рядом и помогали, а тут сразу самоустранились. Помогите ребенку правильно организовать свой день. 

Репетиторы - не выход

- Возвращаясь к оцениванию домашних заданий, скажу то, что знают все: сейчас появилось много решебников, готовых домашних заданий, да и родители иногда просто делают своему чаду все задания...
- Конечно, это проще, но тут дело в честности. И потом, учитель всегда поймет, сам ребенок делал задания, или ему помогли. Потому что всегда есть самостоятельные и контрольные работы, ответ у доски, когда все становится на свои места. И потом, если ребенок делал домашнее задание и у него что-то не получилось, не сошелся, к примеру, ответ, то у него всегда возникнут вопросы, которые он задаст учителю. У меня есть ученик, который всегда делает домашние задания на «отлично». Но я знаю, что он или откуда-то переписывает, или списывает у одноклассников, потому что у доски он ничего вразумительного ответить не может. А родителям всегда проще обвинить в этом учителя. И они пытаются как-то выйти из ситуации – нанять, к примеру, репетитора...

- А это не выход?
- Не выход! Могу со всей ответственностью заявить: лишь единицам требуется репетитор, чтобы нагнать школьную программу. Потому что уж на троечку сможет учиться любой. И учитель должны объяснить родителям, что, оплачивая занятия с репетитором, они оплачивают лень своего ребенка. Он должен работать в классе и закреплять знания, выполняя домашние задания. Понятно, что жизнь у ученика нелегкая – по пять-шесть часов в школе, и еще два-три часа на выполнение домашних заданий, а если еще есть спортивные секции, музыкальная или художественная школа?
Если честно, всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий как среди учителей, так и среди родителей. Я же убеждена в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.

- Каким образом?
- Во-первых, не стоит думать, что учители перекладывают часть своей работы на плечи родителей. Тут нужно понять одно: один ребенок может выполнить эту работу за час, а другому и трех часов будет недостаточно. Это зависит от того, медлительный он или быстрый, долго думает или все схватывает на лету. У него должно быть свое, домашнее расписание выполнения уроков. К примеру: в понедельник по расписанию математика, русский язык, английский или физика. А вот во вторник – физкультура, рисование, музыка и труды, то есть предметы полегче. В среду – русский язык и математика, в четверг – снова физика и английский. Родители должны помочь своему ребенку правильно распределить выполнение заданий. То есть не выполнять всю домашнюю работу в один день, не затягивать до последнего – тогда действительно и четырех часов не хватит! А распределить по дням. А учитель может в этом помочь – к примеру, на родительском собрании дать советы, как это проще сделать.

- Говорили, что в начальных классах задания на дом давать не будут. Но во многих школах наблюдается совсем иная картина...
- Начну с того, что первые полгода первоклашкам и не должны ничего задавать на дом! Разве что работа с картинками: подобрать по группам, заштриховать, разукрасить. Для них этого вполне достаточно. Но родители сами требуют! Для них это – не работа, им читать-писать подавай. У нас система ФГОС, и в старших классах ребята сами могут выбирать, какое домашнее задание они будут выполнять. На выбор. Допустим, прошли тему по русскому языку, и учитель спрашивает: «Ребята, какое задание нужно выполнить, чтобы закрепить тему?» И ученики отвечают: сделать синтаксический разбор текста, или списать, отмечая орфограммы, или сделать морфологический разбор. Вот выбирайте и выполняйте!

Энциклопедия вместо репетитора

Оценки – вещь субъективная. В разных школах, даже в одной школе разные учителя один и тот же ответ оценят неодинаково. Надо создать систему, при которой дети стремятся получать знания, а не оценки. Ведь ребёнок, который при решении задачи думает только о том, хорошую или плохую отметку он получит, и тот, который просто пытается найти решение, будут иметь разный успех.
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Нужно научить ребенка учиться. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов и их сложностью, неумением анализировать, плохой речью и слабой памятью, рассеянным вниманием, нежеланием заставить себя заниматься. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. И не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток! Не стоит сравнивать его умения с умениями других детей, не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание. Поверьте, это сослужит им плохую службу.

Отменят ли «домашку»?

И вряд ли стоит надеяться на то, что домашние задания в школах отменят, несмотря на прозвучавшую в сентябре воодушевившую всех старшеклассников инициативу Владимира Путина. В последнем-предпоследнем классах будущие абитуриенты и так уже озабочены грядущим поступлением в вузы, поэтому усердно занимаются самостоятельно после школы, посещают дополнительные занятия у репетиторов. Вкупе со стандартными «домашками», задаваемыми в школе, нагрузка получается порой запредельная: дети ходят в школу, как вампиры, с красными глазами и синими кругами под ними. Поэтому понятно, что отмена или существенное сокращение домашних заданий не ухудшит образовательный процесс в старших классах, но разгрузит детей и позволит им не губить свое здоровье – стресса им хватит на первых курсах. Стоит отметить, что опыт западных стран, на который ссылаются предлагающие отмену «домашки», вовсе не показателен. В таких странах, как Германия, Франция или Великобритания, освобождение от заданного на дом имеют не старшеклассники, а наоборот, — младшеклассники, да и то при условии продленного дня. А в Штатах эта идея и вовсе не нашла поддержки, хотя также выдвигалась в свое время.

Количество показов: 572
Выпуск:  № 104 (2221) от 20 декабря 2013 г.
Комментарии