От нанотехнологий до международной дипломатии

25.01.2010 
Количество показов: 515
Совсем недавно завершилась XIV ежегодная конференция юных исследователей «Шаг в будущее».
Конференция прошла по 26 направлениям, и в нем приняли участие 1134 школьника, начиная со второго класса.

Даже ученых, повидавших на своем веку немало, удивило разнообразие представленных докладов, их актуальность и практическая направленность. Юные исследователи блистали познаниями, красноречивостью и убедительностью суждений.

Конечно, многие из них, учатся только на «отлично», не тратят время на безделье и на десять лет вперед знают – чем будут заниматься. Обычно о них сверстники снисходительно протягивают: «Ботаники».

Но из личной беседы мы узнали, что это вовсе не так: многие заняты далеко не цветочками, а серьезными математическими и физическими науками, достигают успехов в нанотехнологиях, о которых широкая общественность узнала совсем недавно, да и то, пока, очень отдаленно.

Юный диамантер
Никита Адамов, 7 класс СОШ № 17, лауреат в секции «Технические науки»Никита Адамов, 7 класс СОШ № 17, лауреат в секции «Технические науки»:
- Тема моей работы: «Сравнительный анализ производства бриллиантов на базе ООО «Якутская алмазная компания». Работал я под руководством учителя математики Капиталины Афанасьевны Ефимовой. Второй год работаю над темой. Можно сказать, углубляю свои знания в этой области. В начале изучал свойства бриллиантов, разновидности, затем узнал, как алмаз превращают в бриллиант, как оценивают его качество по системе Раппопорта и сделал сравнительный анализ производства.

99% алмазов добывается в нашей республике и приносит доход якутянам. Поэтому я решил заняться этой темой. Папа помогал, рассказывал об алмазах интересные вещи. Он работает на гранильном заводе, где я проводил свою исследовательскую работу. Учительница помогала в расчетах. Спасибо ей огромное. Знания точных наук, особенно мужчине, нужны. А выступать на конференциях полезно. Человек должен показывать то, что он умеет делать, знает.

Но в будущем хочу заниматься иностранными языками. Начну с изучения культуры и традиций народа, например, англичан. Вот у них есть традиция пить чай в пять часов дня. Все в это время останавливается. Культуру народа надо знать, чтобы в поездках не допустить ошибок. В школе я учусь, а дома я играю в компьютер, книги читаю, само собой разумеется. Летом отдыхаю от города в деревне Хангаласского улуса, куда меня отправляют родители. А по поводу будущей профессии думал, но пока не остановился ни на одной из них.

Юный биолог
Алена Тигонен, 10 класс СОШ № 21, лауреат в секции «Естественные науки»Алена Тигонен, 10 класс СОШ № 21, лауреат в секции «Естественные науки»:
- Я изучаю растения Якутии. Вначале с подругой изучали рябинокизильник Позднякова из семейства Розоцветные. Это эндемичный вид, произрастает только у нас. Потом я стала заниматься отдельно и со своими руководителями: учителем биологии Августой Витальевной Вахрушевой и кандидатом биологических наук, Старшим научным сотрудником Татьяной Сергеевной Коробковой, составили атлас семян древесных и травянистых растений семейства Розоцветные.

Изучала растения в условиях Якутского ботсада. В атлас вошли 44 вида. В будущем планирую выпустить атлас в виде пособия, чтобы им могли пользоваться другие дети, студенты. Работа не сложная. Я этим занимаюсь для расширения кругозора.

Год остался до окончания школы, и теперь я должна определиться с будущей профессией. Мне нравится психология общения, поэтому хожу на курсы, занимаюсь самообразованием. Сейчас хорошистка, но хочу стать отличницей.

Юный изобретатель
Виталий Павлов, 9 класс, СОШ № 33, Лауреат, тема работы «Недорогая интерактивная доска»Виталий Павлов, 9 класс, СОШ № 33, Лауреат, тема работы «Недорогая интерактивная доска»:
- Мой папа – учитель информатики. Наверное, поэтому я взялся за эту тему и люблю программировать, играть тоже. Я – кибер-спортстмен, но пока в командах не играю. Люблю походы на природу с семьей, рыбалку, активный отдых. Думаю, что моя доска всем школам республики принесет большую пользу. Для этой доски сейчас необходимо еще разработать программное обеспечение. Этим мы дальше и займемся.

Александр Сергеевич, отец Виталия и по совместительству учитель информатики СОШ № 33:
- Эту интерактивную доску может сделать любой желающий. Стоит она 2 тысячи рублей. А в магазинах готовая доска стоит 60-70 тысяч. Чувствуете разницу? Мы создали конкуренцию для торговцев готовыми досками, и это им не нравится, успели почувствовать. Дело в том, что для того, чтобы любой экран превратить в интерактивную доску необходимо сделать устройство. Его то и придумал Виталий. Сейчас в нашей школе уже пользуются изобретенным им прибором. Но аналог находится дома. Мы не делаем из доски секрета, собираемся поместить разработку на сайт. Школы не такие богатые, чтобы приобретать дорогое оборудование, пусть пользуются нашим изобретением – недорогим. Также такой прибор можно пустить в массовое производство, это реально.

Анастасия Владимировна Скобелева, классный руководитель Виталия:
- У нас предпрофильный технический класс. 29 учащихся, из них 24 мальчика. Разные дети, но все очень хорошие, умные, очень творческие. Виталий – постоянный участник олимпиад разного уровня по политехническим наукам, отличник. Сейчас он стал лауреатом и, если получит приглашение, поедет в Москву защищать свою разработку. Во многих школах имеются по две-три интерактивные доски, больше школы не могут себе позволить. Почему бы и не воспользоваться работой нашего ученика? Это же превосходно.

Юный астроном
Григорьев Георгий, ученик 11 класс СОШ № 5., лауреат, тема работы «Исследование движения системы тел и ее центра масс»Григорьев Георгий, ученик 11 класс СОШ № 5., лауреат, тема работы «Исследование движения системы тел и ее центра масс»:
- Моя тема не изучается в школьном курсе физики. Тем она и была мне интересна. Но, когда познакомился ближе, узнал, что знание центра масс необходимо при строительстве объектов, выполнения многих других задач. То есть моя работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Тема была новой для меня, было сложно решать вузовские задачи, но я научился, в ходе своего исследования. Работал я под руководством Александра Васильевича Платонова, учителя физики и математики нашей школы. Он очень интересно и увлекательно рассказывает о физических явлениях, фактах, умеет понятно объяснять. Он и увлек меня этой темой.

Вообще в конференции участвую второй год. Раньше занимался литературой, историей. Больше интересовался этим. Наверное, перерос этот гуманитарный уровень, сейчас меня больше привлекают планеты, интересует информатика. Пока профессию не выбрал. Дома поддерживают меня родители. Папа - технарь и говорит, что это очень хорошо, что я занимаюсь техническими предметами.

Юные химики
Марина Ханхараева и Эдуард Корнилов, учащиеся 11 класса Якутского городского лицея, лауреаты по теме «Исследование влияний наноразмерного оксида алюминия».
То, что дети могут заниматься такими разработками, сложно даже представить. Конечно, тема нанотехнологий становится модной, да и в этом лицее обучаются дети с высоким IQ. Но, согласитесь, не каждый даже взрослый ученый человек сможет этим заняться, а многим, простым смертным, будет сложно и выговорить название работы учащихся, представить, что это есть на самом деле.

Марина Ханхараева, учащаяся 11 класса Якутского городского лицея, лауреат по теме «Исследование влияний наноразмерного оксида алюминия»Марина:
- Большинство деталей, используемых в экстремальных условиях, к примеру, на космических аппаратах, изготавливают из ПТФ, другое название: фторопласт, тефлоны. Они состоят из политетрофторэтилена. ПТФ имеет микротрещины. Вот их и необходимо заполнить нашим наполнителем из наноразмерного оксида алюминия, чтобы улучшить свойства материала.














Эдуард Корнилов, учащийся 11 класса Якутского городского лицея, лауреат по теме «Исследование влияний наноразмерного оксида алюминия»Эдик:
- Наноразмерный оксид алюминия улучшает качества различных материалов. Например, деталей машины – подшипников, герметиков. В условиях холодного климата использование этого наполнителя увеличивает сроки службы деталей, делает их очень износостойкими. При этом повышаются стойкость к деформациям, материалы становятся прочными. Это мы проверяли на специальных машинах в Институте проблем нефти и газа.

Работаем под руководством кандидата технических наук Петровой Павлины Николаевны и нашего учителя химии Сутаковой Эльзы Михайловны уже второй год. Тема очень объемная, сложная, и вопросы остались.

Мы заканчиваем 11 класс, готовимся к поступлению. Нашу тему, наверное, продолжат другие школьники. Я собираюсь заниматься языковедением, дипломатией. Такому специалисту, в первую очередь, необходимо многое знать, развивать речь, умение общаться, рассуждать. В этом мне и помогло выступление на конференции «Шаг в будущее.
Количество показов: 515
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 5 (1818) от 22.01.2010 г.
Комментарии