Отдавать ли ребенка в профильный класс? Школы Якутска с младших классов готовят ребенка к выбору

19.09.2013 
Количество показов: 1032
В нашем городе есть три гимназии, три лицея, 10 школ с углубленным изучением предметов, где детей с самого начала «натаскивают» по тем или иным предметам и готовят к выбору определенных профессий.
Но есть школы общеобразовательные. Как же там дают ребенку толчок к выбору профессии?

Школы сами выбирают профили

Профориентация школьника – больной вопрос нашего общества. Когда ребенок начинает определяться с выбором профессии и любить определенные предметы? И как школы его ориентируют на тот или иной выбор? Об этом мы поговорили с Людмилой Николаевой, исполняющей обязанности начальника отдела мониторинга и качества образования Управления образования города. Оказалось, что в основном в школах Якутска идет трехступенчатая система профилизации. Для ребенка создается множество кружков, элективов, дополнительных занятий, близких к тем или иным дисциплинам, еще в начальных классах. В средних классах во многих школах идет предпрофильная подготовка, и дети идут, кроме общеобразовательных, в классы с тем или иным уклоном. В старших, 10-11 классах, в школах создаются профильные классы для детей, которые уже определились с тем, какие предметы им хочется изучать более углубленно, и для детей, которые уже определились со своей будущей профессией. «Мы не требуем от школ создавать профильные классы, и они есть не во всех школах Якутска. Но многие из них, основываясь на базовом учебном плане Российской Федерации и республики, создают такие классы. Школы самостоятельны в выборе таких профилей, участие в создании тех или иных профильных классов принимает и управляющий совет», - говорит Людмила Николаева. По ее словам, в основном, в школах делается уклон на социально-гуманитарные, математические, биолого-химические и информационно-технологические направления, но есть и другие профилированные классы, а есть школы и с совершенно иным подходом. Давайте узнаем?

Будущих Бизнесменов учат предпринимательству

В СОШ №21 с 1 по 4 класс внеурочная деятельность предполагает реализацию таких направлений, как краеведение, общественно-полезный труд, патриотическое воспитание, проектная деятельность по изучению основ сельскохозяйственных наук.

С 5 по 9 класс появляются другие курсы, влияющие на профориентированность, а также уже есть гуманитарный и математический классы. Проводится проектная деятельность по основам растениеводства, овощеводства, ландшафтного дизайна, агрономии – ребята группами создают свои проекты. Занимаются в школе и физическим оздоровлением – туризмом и краеведением, очень хорошо развито спортивное ориентирование и основы безопасности жизнедеятельности человека.

В 10-11 уже появляются профильные классы: социально-экономической, филологической, химико-биологической, инженерно-технической направленностей. Филологические классы занимаются языкознанием, искусством анализа художественных текстов, речевым этикетом помимо основных предметов. Учащиеся инженерно-технических классов проходят компьютерную графику, начертательную геометрию, автодело. В социально-экономических классах изучают туризм, основы предпринимательства, что очень нужно в современном мире. В химико-биологическом классе дети учатся основам агрономии и экологии.

Китайский или французский?

СОШ №26 считается школой с углубленным изучением отдельных предметов, это Ресурсный центр ИРОиПК. В начальных классах ведется обучение по программам «Школа России», «Перспектива» и «Планета знаний». Внеурочно проводятся занятия спортивной направленности, образовательных курсов, проектной деятельности, художественно-эстетического воспитания: «Край родной Якутия», «Развиваем мышление», прикладное искусство, занятия по шахматам, шашкам, дети ходят в бассейн «Самородок», есть кукольный театр, творческая мастерская, дети могут учиться разговорному якутскому, армянскому, украинскому языкам и культуре. С 5 по 9 класс происходит предпрофиль по направлениям: математический, гуманитарный, информационно-технологический, музыкально-хоровой, оборонно-спортивный. А в 10-11 классах уже происходит профильное образование учеников, где в гуманитарном классе дети усиленно изучают английский и второй язык, выбирая между китайским и французским языками. Математический класс делает уклон на математику и физику, информационно-технологический – математику и информатику, художественно-эстетический – предметы искусства.

Профориентацию дают допзанятия

Есть школы, в которых профориентация происходит за счет дополнительных занятий с начальных классов и до старших. И родителям стоит проследить за тем, чтобы ребенок занимался в каких-нибудь из них, ведь, как оказывается, их в школах – обилие. Например, в Маганской школе с начальных классов в детях развивают логику и мышление, они учатся игре в шахматы, кроме этого, ученики осваивают основы религиозной этики и светской культуры, краеведение и многое другое. В 5-9 классах учат разговорный якутский язык, экологию родного края. В 10-11 классах проводятся элективные курсы по физике, обществознанию, истории и английскому языку. В СОШ №24 им. Климакова предпрофильное образование дают благодаря разным элективным курсам и кружкам. В основном, в школе усиливают гуманитарную и естественно-математическую подготовку. Ученики с 1 по 3 класс участвуют в круглых столах, проводят научные исследования, ходят на секции и кружки. С 4 класса дети ходят на кружки по литературному чтению, иностранным языкам, основам безопасности жизнедеятельности – детей учат поведению в экстремальных ситуациях. Также проводится эстетический цикл занятий: ИЗО, музыка, технология, физическая культура, для четвероклассников проводят основы светской этики – детей обучают правилам поведения в обществе, обучают культуре. В 5-9 классах происходит предподготовка, проводится больше занятий по черчению, орфографии и другим предметам. В 10-11 классах дети проходят технологию, культуру народов республики, информатику. Есть элективные курсы по русской речи, интересен курс «Успешное письмо» на английском языке, «Уравнения с параметрами», решение задач по физике, органической химии. Дети сами выбирают эти курсы и ходят по своему желанию.

Шаги в науку с младших классов

В СОШ №10 в начальных классах стараются показать ребенку все сферы жизни, которыми он может заинтересоваться, проводится множество факультативов: «В стране Читалии», «Я – пешеход», «Я – гражданин России», «Я – исследователь», спортивные кружки, мастерская, лавка мастеров, занимательная математика, «Шаги в науку», занятия по основам религиозной культуры и светской этики, психологии. Позже появляются и другие факультативы, один из интересных – разговорный английский язык, «Избранные вопросы физики». В 10-11 классах дети поступают в профильные классы: социально-гуманитарный, информационно-технологический.

Как попасть в профильный класс?

Такая работа проводится в школах города по профильной ориентации школьника уже с самых младших классов. Мы видим, что, заинтересовавшись в маленьком возрасте, например, изучением языков, ребенок может в старших классах целенаправленно пойти в гуманитарный класс, где его будут усиленно натаскивать по тем дисциплинам, которые помогут ему поступить в вуз по той же специализации. Но нас заинтересовала работа именно с профильными классами, которые, как правило, создаются для учеников старших классов, более определившихся с выбором профессии. Как их создают?

Елена Мичурина, заместитель директора СОШ №31:
- Как и во многих школах, у нас проводится ранняя профориентация школьников благодаря тем или иным кружкам, факультативам. С пятого класса дети углубленно изучают математику, вводим раннюю информатику, расширенную физику. Деление на профильные классы у нас происходит в 8 классе и затем в 10. Ребята поступают в эти классы на основе тестирования, психологической диагностики по выявлению сфер интересов, по рекомендации классного руководителя, учителей-предметников, портфолио. На основе всех этих результатов педсовет заполняет профильные классы сильными и заинтересованными учениками. В нашей школе первый профильный класс появился в 1988 году, и он был удачным, все ученики нашего биолого-химического класса поступили в ЯГУ на Биолого-географический факультет. Мы активно в то время сотрудничали с кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии. Сейчас у нас четыре профильных класса: физико-математический, гуманитарный, филологический, биолого-химический. Практика показывает, что выпускники подтверждают свой профиль, например, 89% прошлогодних выпускников физико-математического класса поступили в ВУЗы по этому профилю. По мониторингу поступаемости, чаще всего наши выпускники выбирают технические специальности, а также гуманитарные – выбирают профессию юриста. Следует отметить, что профильные классы создаются по заказам родителей, ориентируясь на требования времени. Так, в практике нашей школы были психолого-педагогический класс, социально-правовой, социально-гуманитарный, физкультурно-правовой и другие.

Такая интересная работа происходит в школах Якутска по профориентации наших детей. И в стенах школы они могут получить стимул к выбору той или иной профессии и изучать углубленно свои любимые предметы.

Количество показов: 1032
Выпуск:  № 69 (2186) от 6 сентября 2013 г.
Комментарии