Перед выбором: частная или обычная школа?

03.02.2014 
Количество показов: 849
Многие из нас хорошо помнят то время, когда все образование было бесплатным, при этом наше государство могло обеспечить тот уровень образования, который не уступал зарубежному.
Но времена изменились, и все больше намечается тенденция к тому, чтобы родителям пришлось вкладывать финансовые средства в обучение своих детей.
Политика государства такова, что оно стремится поддерживать высокий уровень образованности населения – для того чтобы быть конкурентоспособными в будущем, но при этом проводятся реформы, направленные на то, чтобы учебные заведения умели зарабатывать сами. Ну и частные школы никто не отменял. Программы везде стандартные, а вот подход разный – многие родители «за» частные школы хотя бы потому, что в классе сидит не 35, а 15 ребятишек. Родители полагают: следовательно, и преподавание более качественное, и ребенок развивается быстрее и лучше, и знания усваиваются успешнее.

Особенности частной школы

Главное, на что упирают родители – это индивидуальный подход. Такой подход организовать в частной школе намного проще хотя бы из-за того, что количество учеников может быть в несколько раз меньше, чем в обычной государственной школе. К тому же преподаватели в частной школе учитывают особенности каждого ребенка. Считается, что никто не будет подстраиваться под каждого ученика в государственной школе, если он слишком медлительный и не успевает за остальными или спешит, совершая при этом кучу ошибок. Еще в обычной школе дети разные, и для того чтобы найти подход к каждому из них, просто физически не хватит времени. Есть проблемы? Чаще всего придется их решать самостоятельно. В частной школе учитель имеет больше возможности для индивидуальной работы с учеником, а при возникновении различных сложностей родители могут решить их при помощи психолога.

Многие родители (и не без оснований!) уверены в том, что некоторым детям обучение в частной школе просто-таки показано. Это дети со слабым здоровьем – они ведь изначально нуждаются в особом к себе подходе, который вряд ли сможет обеспечить государственная школа. Сложновато, как считают мамы и папы, зацикленные на «исключительности» своего ребенка, будет в обычной школе и одаренным детям. Частная школа поможет не только не «закопать», но и развить способности.

Куда отдать – решают родители

Последнее слово в вопросе, куда отдать своего ребенка учиться, остается за родителями. Но стоит к процессу выбора отнестись со всей серьезностью: необходимо четко понимать, что именно вы хотите получить от обучения в данной школе, узнать условия обучения, квалификацию сотрудников. Также уточнить по поводу режима дня, это может быть пансион, полу-пансион или обычная школа. И еще один момент – стоимость обучения. При посещении школы желательно пообщаться не только с директором, но и с преподавателями, а если есть такая возможность, то и поговорить с детьми, обучающимися в данном учебном заведении, и их родителями. И немаловажным фактором при выборе учебного заведения является мнение вашего ребенка, ведь, в конце концов, учиться там будет он, а не вы.

Скоро начнется запись в первый класс, и многие ответственные родители уже озаботились этим. Есть дети, которые уже в детском саду выделяются из общей массы, не по годам развиты, умеют бегло читать и писать. Возникает вопрос: а не затеряется ли ребенок в обычной общеобразовательной школе, куда приходят ребятишки, не умеющие этого? Не лучше ли отдать ребенка в частную школу или, как гласит новый Закон об образовании, учить его на дому самостоятельно, сдавая в школе лишь контрольные срезы? На эти и другие вопросы «ЭС» ответила директор школы №5 Антонина Кычкина.

- Выбор, в какую школу отдать ребенка, частную или обычную, все-таки зависит от родителей. Но что касается индивидуального, или домашнего, обучения, могу сказать так. Конечно, в законе прописан этот пункт, но следует учесть вот что. Во-первых, сам механизм еще не отработан, возможно, к новому учебному году это и произойдет. Тут вот что важно. Если родители решили учить ребенка дома сами или прибегнув к помощи репетиторов, то они должны написать заявление в Управление образования и ребенка в обязательном порядке открепляют от школы. Второе, что касается индивидуального образования в целом. К примеру, у нас в школе есть полный пакет индивидуальной программы обучения, но преимущественно для старшеклассников. Здесь отработано все, в том числе и учебный план. Но если в первом классе учитель видит, что ребенок действительно, как говорится, «далеко ушел» по развитию от одноклассников, и с ним стоит заниматься отдельно, то любая школа, любой учитель сможет с этим справиться. 

Из частной в массовую

Если даже государственные учебные заведения стараются поставить на коммерческие рельсы, то, что уж говорить о частных школах, количество которых за последние годы стало больше. Да и недоверие родителей к подобным школам становится меньше с каждым годом, а потому и количество детей в классе уже не 10-12 человек, а раза в два больше. И потом, некоторые школы доводят ребят только до среднего звена, класса до седьмого, и потом им приходится идти в школу обычную. И если учесть тот «индивидуальный подход», когда ребенок мог во время урока спокойно ходить по классу, выходить из него, сидеть за партой или расположиться где удобнее, легко вступать в дебаты и споры с учителем, доказывая и отстаивая свое мнение – придя в обычную школу с так называемыми «рамками», чего страшатся родители одаренных продвинутых детей, в ту самую «серую массу», которой так избегают – ребенок сразу оказывается в непривычной обстановке и у него начинаются проблемы. В первую очередь психологические, утверждает Антонина Кычкина.

- У ребенка происходит конфликт с самим собой. Очень сложно адаптируются дети, которые по каким-либо причинам после частной школы приходят в общеобразовательную, массовую. Частная школа – это не только индивидуальный подход. Это еще и меньшая социализация, потому что детей-то в большинстве случаев в классе немного. И привычка ощущать повышенное внимание к своей персоне тоже играет свою роль. Все-таки я считаю, что ребенок быстрее продвигается, когда общается с разными детьми и с большим количеством. Но в жизни любого ребенка, вернее, его родителей, наступает тот момент, когда они понимают, что пришла пора их сыну или дочери идти в массовую школу. А вот ребенку этот переход дается очень тяжело. Он, как правило, начинает уступать в качестве и общении со сверстниками.
Из этой ситуации можно выйти с минимальными потерями, говорит Антонина Анатольевна. Если ребенок младшеклассник и у него возникают проблемы в учебе и речи – то ему на помощь, кроме психолога, придут логопеды. А так, конечно, в основном с ребятами и родителями работают психологи. 

«В лицеях рамок больше!»

Многие родители уверены в том, что в общеобразовательной школе детей вгоняют в рамки. 45 минут урок, строем в столовую, шагом в спортзал, всех усредняют – одна школьная форма чего стоит! Однако Антонина Кычкина уверяет: в лицеях и гимназиях гораздо больше рамок, потому что эти учебные заведения нацелены на интеллектуальный рост и успехи в учебе. Тут важен упор на эффективный результат, иначе бы ребенка сюда не отдали. Но родители, в погоне за успехами ребенка, забывают об одной очень важной вещи: у ребенка должно быть детство. Не только книжки и учебники с утра до вечера, но и возможность просто погонять с друзьями мяч, поваляться в снегу, побаловаться, посмотреть любимые мультики, поиграть в игры. И плохо, когда из-за огромной учебной нагрузки у него просто не остается времени пожить для себя. 

«Три кита» начальной школы

Начальная школа, по убеждению учителя, должна научить ребенка трем главным вещам. Во-первых, сформировать общие учебные умения и навыки. Во-вторых, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия и у него было развито воображение. И в третьих, воспитать коммуникативную функцию – ребенок должен научиться общаться. Если все эти три качества будут сформированы – он с легкостью пойдет дальше.
Не упустить «момент восхищения»

В начальной школе ребятишки с первого класса должны пробовать себя в разных видах деятельности, уверена Антонина Кычкина. Поэтому по школьному стандарту в обучении присутствует такое понятие, как «внеурочная» деятельность, оплачиваемая государством. Иначе говоря, кружки. Ребенок должен искать, ошибаться и идти дальше, пока не найдет свое. Вот он попел немного, понял, что ему медведь на ухо наступил или ему просто не нравится – пошел лепить. Полепил из пластилина или глины – пошел прыгать через козла или висеть на брусьях. Оттуда – танцевать бальные танцы или кататься на коньках, играть на баяне, плавать в бассейне, считать цифры, выпиливать лобзиком или шить куклам платья. И обязательно, в какой-то момент, что-то его зацепит, да так, что потом останется навсегда в его жизни. Антонина Анатольевна называет это «момент восхищения». 

- Нет неталантливых детей. Просто каждый ребенок появляется на земле со своей миссией, и он должен найти себя. И в этом предназначение каждой школы, частной или государственной, неважно – найти в ребенке природный задаток, то семечко, которое впоследствии должно дать хорошие всходы, прорастить его и дать ему вырасти, холить и лелеять. И родители тоже должны принимать в этом активное участие. И когда это будет сделано, из таких детей и получатся впоследствии великие спортсмены, музыканты, математики и гуманитарии. Как только у ребенка загорелись глаза, как только он восхитился – этот момент и педагог, и родители должны схватить, уцепиться за него. И если таких моментов в период обучения в начальной школе будет больше – тем больше талантливых детей мы вырастим.

Количество показов: 849
Выпуск:  № 10 (2235) от 31 января 2014 г.
Комментарии