Последнее детище владыки Зосимы

29.10.2012 
Количество показов: 348
Есть в нашем городе удивительное учреждение - Православная Свято-Иннокентьевская гимназия Якутской и Ленской епархии.
Чем оно удивительно? Тем, что здесь не гонятся исключительно за высокими образовательными показателями. Нет, это не значит, что здесь плохо учат. Учат на уровне. Просто сама гимназия и учителя, преподающие в ней, преследуют, кроме всего прочего, главную цель: формирование высокой духовной культуры личности учеников на основе усвоения содержания общеобразовательных программ. Некий симбиоз православного воспитания детей в соответствии с российскими традициями гимназического образования и православной педагогической культурой России.

Дети как дети, школа как школа...

Когда я шла на интервью к директору гимназии отцу Мелетию, мне казалось, что я встречу в коридорах школы спокойных, послушных детишек, которые стоят у стеночки, не бегают, не суетятся, не дерутся... Одним словом, мне казалось, что я должна увидеть полную противоположность школе обычной. Как же, это же православная гимназия! Однако я ошиблась. На первый взгляд, все как в обычной школе. Раздевалка, полная детских вещей, некоторые из которых просто лежали на стойке; в воздухе витают вкусные ароматы из столовой, ходят уборщицы, подтирающие полы, а дети... На первом этаже меня буквально оглушила какофония, которая извлекалась несколькими детскими руками из бедного, дрожащего пианино: мальчишки и девчонки в школьной форме с упоением долбили по клавишам в несколько рук, практически не обращая внимания на взрослого, пытающегося их утихомирить.

На второй этаж, где находилась учительская, я пробиралась уже с опаской: мало ли, вдруг еще с ног собьют? В общем, я успокоилась: вполне нормальные дети, бегают, прыгают. Да и все, как в обычной школе: классные комнаты, вполне мирского вида учителя, загоняющие взъерошенных после перемены учеников в классы. Вот только в коридорах на стенах висят иконы, мужчины – в большинстве в длинных темных одеяниях, а женщины – в платочках на головах. И еще – необычный запах, и какая-то особая атмосфера. Ну, чем пахнет в обычной школе? Хлоркой, дезинфекцией, столовой и еще чем-то специфическим, что характерно для учреждения, где скапливается ежедневно много народу. А в этой школе пахнет не то благовониями, не то еще чем-то, что я определить не смогла.

Отец Мелетий: «В гимназию принимаем не каждого ребенка»

В самой обыкновенной учительской мы беседуем с отцом Мелетием. На столе – стопка проверочных работ со страничками, испещренными красными чернилами; методические пособия и учебники, тетради, и еще куча разной полезной мелочи, которую можно найти на столе у любого учителя.

Отец Мелетий рассказывает:
- Наша гимназия открылась 2 марта 2010 года. Могу сказать, что это – последнее детище владыки Зосимы. Причем наличие гимназии было предусмотрено еще при проектировании всего здания духовной семинарии. Обучают у нас по общепринятой школьной программе ФГОС, то есть преподают все предметы, которым обучают в общеобразовательной школе: русский язык, окружающий мир, математика, технология. Со второго класса – английский язык. А также у нас преподают предметы краевого значения: есть такой предмет, как национальная культура народов севера республики и школьный компонент – Закон Божий и церковнославянский язык.

- Я слышала, что дети у вас проводят весь день...
- Да, действительно, у нас группа продленного дня, то есть ребятишки приходят к нам в 8.30 утра и находятся до шести вечера. И после основных занятий у ребят идут занятия по дополнительным предметам: вышивание, дзюдо, ведется патриотическое обучение, есть свой церковный хор. К тому же, в группе продленного дня ребенок не только получает дополнительные знания, но и готовит все письменные домашние задания. Питание трехразовое.

- Все это – за определенную оплату?
- У нас существуют ежемесячные родительские взносы - две с половиной тысячи рублей в месяц. В основном, все средства уходят на организацию полноценного питания, а также оплату технического персонала по содержанию школы в чистоте.

- Каких детей вы принимаете в гимназию, есть ли у вас конкурс? Ведь классов всего четыре, и учится у вас в школе порядка восьмидесяти человек, значит, всего 20 ребят в классе. Ведутся дополнительные занятия, дети весь день под присмотром, их кормят... При таких условиях к вам родители в очередь должны выстраиваться...
- К нам действительно приходит много людей. Но конкурса как такового нет, просто дети проходят тестирование, то есть они должны уметь читать и считать, а еще с ними занимается психолог, который определяет психологическую зрелость и подготовленность ребенка к школе. А с родителями проводится собеседование: почему они хотят отдать ребенка именно в православную гимназию, по каким причинам, чтутся ли в семье православные традиции, прихожанами каких храмов они являются. И если мы видим, что родители действительно хотят, чтобы ребенок развивался в православных традициях и православном образовании, то мы, естественно, такого ребенка берем.

- То есть берете не каждого?
- Не каждого. Но принимаем детей в любой класс с первого по четвертый, если есть свободные места, а ребенок и родители соответствуют нашим нормам. Конечно, желательно, чтобы ребенок был из православной семьи, поскольку если мы будем учить его одному, а дома он будет видеть совершенно противоположное, у него может произойти раздвоение личности, серьезный внутренний конфликт, в первую очередь, с самим собой, с семьей, а это чревато серьезными последствиями в будущем. Эту мысль мы и стараемся довести в первую очередь до родителей.

Духовность и самодисциплина – прежде всего

- У нас есть ряд отличий от обычной школы. Есть свои традиции. К примеру, каждую неделю совершается Божественная литургия, где дети принимают участие в исповеди, причащаются, также перед трапезой дети хором читают молитву.

- Скажите, а каким должен прийти к своему выпускному ученик? Вот приходит к вам первоклассник - как чистый лист, как пластилин, лепи из него, что хочешь. К чему он должен прийти за четыре года обучения в православной гимназии, что должен уметь, что должен понимать?
- Мы преследуем воспитательную цель. Дело в том, что все-таки ребенок, помимо образовательной программы, должен везде: и в школе, и дома, и на улице - придерживаться тех традиций, нравственных и духовных, которые заложены в обществе. Причем не столько в обычном обществе, а в православном. Поэтому мы стараемся и работаем над этим. И еще, будучи совсем маленьким, ребенок уже начинает понимать, что если он что-то творит, а рядом нет взрослых, то его все равно видит Бог. И он несколько раз подумает, прежде чем сделать что-то нехорошее: а как же я поведу себя на исповеди, что скажу батюшке, как оправдаюсь перед Богом? Ребенок должен осознавать, что есть дела, противные Богу. Осознавать и понимать. И исповедь, которая проходит у нас еженедельно, заставляет ребенка задуматься над этим, научить его к внутренней самодисциплине в первую очередь, самоконтролю.

- Сложно ли будет детям, когда они уйдут от вас в обычную школу?
- Безусловно. Трудности будут возникать в общении со сверстниками. Первое время всем им придется побыть в новом коллективе белой вороной. Но все пройдет со временем. Просто, кому-то будет чуть легче, кому-то придется пройти сложный адаптационный период – все это зависит от самого ребенка, склада его характера, эмоциональности, умению общаться. Но принципы поведения, которые сформировались у ребенка здесь, в начальной гимназии, у него останутся.

- Есть ли у гимназии планы на будущее? К примеру, расшириться и стать полноценной гимназией?
- Да, мы все-таки надеемся, что в скором времени у нас будет свое здание. Земля уже выделена – в районе Никольского храма. Когда гимназия будет построена, ребенок будет учиться не четыре года, а все 11 лет. Эскизный проект есть, и мы ищем людей, которые помогли бы и в создании окончательного проекта, и в строительстве. Будут вноситься определенные изменения, но традиции и дух, который мы сейчас создаем, останутся прежними.

А что это значит? Что Православная Свято-Иннокентьевская гимназия Якутской и Ленской епархии будет и впредь преследовать основную цель: воспитывать в детях стремление к адаптации к жизни в обществе, создание для них основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Причем неважно, будут в будущем ребята выбирать духовную линию обучения или поступать в другой вуз. Воспитание в них почтения к родителям и старшим, милосердия, трудолюбия, гражданской ответственности, бережного отношения к окружающей природе, любви к Родине и формирование здорового образа жизни. Вот те основные критерии, по которым работает, учит и воспитывает якутская православная гимназия.
Количество показов: 348
Выпуск:  № 84 от 26.10.2012 г.
Комментарии