Сергей Мазуренко: "ЕГЭ вскрыл огромные пробелы"

27.08.2011 
Количество показов: 285
В августе руководители Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки приняли участие в традиционных августовских совещаниях работников образования.
Министр образования Андрей Фурсенко посетил Приморье и Хабаровский край, другие представители министерства отправились на Камчатку и Сахалин. В Якутске с визитом побывал заместитель министра образования РФ Сергей Мазуренко.

Известный экономист Василий Леонтьев говорил, что образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. То есть именно благодаря качественному образованию должен повыситься уровень жизни не только нынешнего поколения, но и будущих. А что нужно сделать для того, чтобы это произошло не в следующем веке, а в ближайшие десятилетия? На этот вопрос хорошо ответил президент России Дмитрий Медведев: «Для этого мы должны расширить самостоятельность школ, причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств». Но это не единственное. Сюда же должны войти такие программы, как повышение статуса профессии «учитель», достойная заработная плата, привлечение и закрепление молодых кадров. Об этом и многом другом говорили на минувшей неделе, 20 августа, на пленарном заседании августовского совещания.

Афанасий Владимиров: «В законах есть противоречия!»

В президиум вошли президент республики Егор Борисов, государственный советник Михаил Николаев, председатель правительства Галина Данчикова, замминистра образования и науки РФ Сергей Мазуренко, зампред Ил Тумэн Александр Жирков, зампред правительства Феодосия Габышева и министр образования Афанасий Владимиров.

В своем докладе Афанасий Владимиров особо остановился на противоречиях в законодательстве об образовании. Остановился он и на государственной программе «Развитие образования на 2012-2016 г.г.», на ее целях и задачах, которые заключаются, в основном, в обеспечении доступности качественного образования. И тут возникает множество задач, которые необходимо решить. Это и модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития, и совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подрастающего поколения, и развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. И не менее важное – обеспечение прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями на современное качественное образование, отдых и оздоровление. Министр сказал также об основных принципах государственной политики, правового регулирования отношений и принципах экономической деятельности в сфере образования, а также об экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования республики.

Сергей Мазуренко: «СВФУ с ректором крупно повезло»

Что касается Сергея Мазуренко, то он, в первую очередь, отметил, что доволен результатами августовского совещания педагогов, проработкой внесенных предложений в закон «Об образовании в Российской Федерации» и поделился впечатлениями о системе образования в Якутии.

Напомним, что незадолго до этого он встретился с главой республики и пообещал организовать контакт с департаментами Министерства образования и науки РФ, оказать помощь в составлении заявок для участия в федеральных программах. Сергей Николаевич отметил и положительную динамику в системе образования, и четкий план действий руководства республики.

- Я посмотрел, какая работа проводится в университете. Проезжая по городу, увидел, какое строительство развернуто. Конечно, остаются нерешенными множество вопросов, но в то же время мне абсолютно понятно, что руководство республики хорошо понимает, в каком направлении двигаться. Сегодняшнее совещание было проведено не для галочки, было видно, что вопросы прорабатывались. Закон об образовании, если говорить честно, один из основополагающих законов нашей жизни, потому что с этим связано абсолютно все: жизнь семей, судьба детей, будущее нашей страны, экономики. Прозвучали очень динамичные выступления, поступали конструктивные предложения, и мне очень приятно, что на уровне республики разработана такая программа – когда вручали жилищные сертификаты учителям, министр образования мне объяснял, из каких районов эти ребята приехали. И какие ребята! Во-первых, мне очень понравилось, что в вашей системе образования нет матриархата, и в улусах много молодых учителей-мужчин. Во-вторых, таким молодым людям еще Москва позавидует! Аккуратные, чистые, отутюженные, а внешний вид ведь тоже говорит о многом.

Кстати, я убедился, что вы науку развиваете, как говорится, широким фронтом, и это вовсе не касается высоких технологий, связанных с космическим пространством или с внедрением крутых нанотехнологий. Так что во всем, что зависит от меня и в качестве председателя наблюдательного совета СВФУ, и как от заместителя министра образования и науки России, я постараюсь помочь. И еще – вашему университету крупно повезло с ректором.

Егор Борисов: «Образованный народ – высокий статус страны»

Наиболее отличившимся учителям были присвоены звания «Заслуженный учитель РФ» и «Заслуженный работник образования РС(Я)», а образовательным учреждениям, победителям республиканских инновационных образовательных проектов и программ вручили гранты президента республики. Сам Егор Борисов поблагодарил Сергея Мазуренко за участие в августовском совещании и подчеркнул, что руководство республики постарается сохранить развитие системы образования, начиная от закрепления кадров и заканчивая повышением статуса и авторитета учителей.

- Наша республика всегда находилась в центре внимания Министерства образования РФ, многие вопросы, которые мы перед ним ставили, принимались, и самое главное, что тот опыт, который у нас имеется, знания, эксперименты и перспективы не только берутся во внимание, изучаются, но иногда положительные моменты внедряются на территории России. Каждый раз мы чувствуем поддержку. Нынешнее августовское совещание, в отличие от предыдущих, прошло через призму обсуждения законодательства об образовании РФ. Это очень важно, поскольку через законы работают все важнейшие механизмы для движения вперед.

Мы обращаем большое внимание на проблему закрепления кадров и повышения статуса учителя в обществе, включая материальные и финансовые вопросы. И сегодня мы говорим о том, что без образованного, культурного человека, человека духовно сильного республика развиваться не сможет. Поэтому этот вопрос в поле нашего зрения находится постоянно, этим должны заниматься не только учителя, не только органы государственной власти, но и само общество, люди, население. Чтобы все понимали степень ответственности, насколько она высока.

Егор Афанасьевич обратился к собравшимся в зале представителям образовательной системы республики со следующими словами:
- Вы ближе к общественности, и я думаю, что сегодня совместное движение к повышению уровня образования станет залогом развития республики. Чем образованнее народ – тем выше статус страны, и это должно стать аксиомой. В этом зале собралась передовая часть учительства, и я чувствую, что теперь есть надежда уверенно смотреть в будущее – экономическое, политическое, финансовое. Главное, чтобы люди все правильно понимали и правильно действовали.

Зарплата учителя – 30 тысяч?

Во время пресс-конференции Егор Борисов и Сергей Мазуренко ответили на ряд вопросов журналистов. Прозвучали темы ЕГЭ, повышения заработной платы, модернизации сельских школ, об учебных пособиях на родном языке. По поводу повышения зарплаты стало ясно, что повышаться она будет по-разному, с учетом требований новой системы оплаты труда – это может быть и 20, и 40% по отношению к конкретному человеку. С этого года она должна приблизиться к среднему республиканскому показателю и составит примерно 30 тысяч рублей. Цена вопроса – примерно полмиллиарда рублей. Причем, как выяснилось, в плюс не будет засчитываться ни выслуга лет, ни звания, ни опыт. То есть молодой, перспективный и с активной новаторской позицией учитель может получать больше, чем преподаватель, который на ниве образования отработал не один десяток лет. Налицо желание подстегнуть не только молодежь, но и старые кадры: не просто отсиживать положенные часы и давать уроки, которые за много лет уже вызубрены назубок, а идти вперед, пытаться находить новые тенденции, развиваться самим и повышать уровень обучения у детей, повышать квалификацию и по-настоящему учить и быть учителем.

На вопрос о кризисе образования и о низких показателях за последние годы Сергей Мазуренко ответил:
- Я могу сказать, что сложный период 90-х годов уже прошел, и сейчас ситуация выправляется. И не сама по себе, а потому что руководство государства вместе с региональными властями уделяет этому вопросу большое внимание. И здесь ответственность распределена – есть федеральные и региональные власти. Школьное образование в силу законодательства – это, в первую очередь, прерогатива региона, но в то же время это симбиоз. К примеру, регион повысил зарплаты учителям, а федеральные власти ему эти затраты компенсируют, выделяя соответствующие субсидии, которые могут пойти на строительство школ, развитие инфраструктуры. Поэтому уровень образования все равно понемногу повышается. Есть положительные тенденции – я говорю не только о вузах Москвы, но и о показателях Якутии – молодежь снова стала проявлять интерес к техническим специальностям, естественным направлениям, а не только к экономике и юриспруденции, как это было в прошлые годы. Необходима связь науки, образования с потребностями региона, чтобы специалисты готовились не абстрактно, неизвестно для кого, а для своего региона.

По поводу ЕГЭ. Его будут развивать, система единого экзамена будет со временем совершенствоваться. Вопрос альтернативного традиционного экзамена в последнее время активно обсуждается.

- ЕГЭ сейчас не может быть панацеей, - сказал Сергей Мазуренко. – Но вот то, что он вскрыл огромные пробелы в образовании, совершенно очевидно. Поэтому, возможно, где-то можно ввести дополнительный экзамен, собеседование. Вообще здесь нельзя дать однозначный ответ.
Количество показов: 285
Выпуск:  Выпуск № 65 от 26.08.2011 г.
Комментарии