Уместен ли в школе кинотеатр?

26.02.2013 
Количество показов: 300
Федеральное Министерство культуры недавно опубликовало список 100 фильмов, рекомендованных для изучения в школе.
Над списком работали такие высокие органы, как ВГИК, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт истории искусств, Союз кинематографистов РФ и другие. В список входят фильмы разных режиссеров разного времени, самый ранний датирован 1924 годом, поздний – 1994. Как их смотреть якутским детям?


Вообще, идея создать такой банк фильмов принадлежит Никите Михалкову, председателю Союза кинематографистов РФ, его поддержал министр культуры Владимир Мединский. В сентябре на сайте Культура.рф проходило открытое интернет-голосование по фильмам, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах. Любой желающий мог в течение двух недель предложить три отечественных и три зарубежных фильма. Поясняется, что в скором будущем будет подготовлен список зарубежных фильмов. Минкультуры рассчитывает на то, что фильмы будут показывать учащимся с младших классов до выпускного. По мнению Мединского, подобный курс мог бы стать вторым любимым уроком в школе после физкультуры, а вести его могли бы профильные учителя: урок по "Войне и миру" может провести учитель литературы, а по "Александру Невскому" - учитель истории. Минкультуры планирует, что показ фильмов будет вестись как факультатив. Теперь список передали Министерству образования и науки РФ, и ему предстоит решать, как его втиснуть в школы.

«Допотопный» список

В целом, список вызывает только положительные эмоции. Он включает разные жанры: историческое кино, музыкальные фильмы, трагедии, трагикомедии, кинороманы, киноэпопеи, приключения, мелодрамы, сказки, документальные картины, мультфильмы, фильмы о войне, комедии, драмы. Из известных настоящему поколению школьников можно назвать «Чук и Гек» Ивана Лукинского, сказку «Морозко» Александра Роу, мультфильм «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и многое другое. Многие фильмы – классика отечественного кино, каждый советский человек должен был видеть их и, причем, не раз. А будут ли эти фильмы смотреть дети, выросшие на «Гарри Поттере» и «Сумерках»? Названные в списке фильмы не отличаются крутыми спецэффектами, снимались не на новомодную технику, да и многие из них черно-белые, что нравится не каждому современному ребенку. Но именно эти произведения воспитывали у многих поколений россиян чувство патриотизма, справедливости, чести, гордости, да хоть юмора! Но какие чувства у подрастающего ребенка может вызвать бывший скандалом в советское время фильм «Маленькая Вера» с постельными сценами? И для школьников каких классов он ориентирован? Также удивляет, что самый новый фильм в списке 1994 года. Неужели достойных фильмов позже этого времени не выходило? Они были бы ближе новому поколению людей. И как долго именно этот список будет держаться? Вопрос, как родительское мнение будет учтено в связи с предстоящими образовательными новинками, тоже не решен на федеральном уровне.

Список должны составлять психологи!

Считает Любовь Борисова, член якутского Киноклуба, который проводит встречи с любителями кино, устраивает показы кино и обсуждения:
- Фильмы, предложенные в списке, конечно, хороши, хотя я не все их смотрела. Но другое дело, имеют ли они воспитательный характер, и всё ли можно давать детям. Например, «Маленькая Вера» в школьной образовательной программе - шутите? Видимо, это кто-то «троллил», а фильм действительно попал в список. Я так поняла, что список составлялся путем голосования в Интернете. А «Чучело»? Для подростков в переходном возрасте это даже вредно - может спровоцировать депрессию или даже суицид. Кошмар... По-моему, такие списки должны составляться не путем голосования в Интернете и даже не киноведами, а детскими психологами и педагогами. А так, конечно, идея хорошая: давать часть образовательной программы с помощью кино. Мир стремительно развивается, а с ним и наше сознание. Современные дети с пеленок умеют разбираться в технике: телефонах, планшетах, ноутбуках... Мне кажется, эволюция человечества продолжается и проявляется она в изменении восприятия и обработки информации. Сейчас преобладает клиповое мышление, и формат медиа оптимален для усвоения учебного материала. Поэтому тщательно отобранные киноматериалы были бы весьма полезны для школьников. Из якутских фильмов затрудняюсь выделить что-либо одно в качестве учебного пособия. Сейчас наверно рано еще говорить о том, что классика, а что – нет.
«Аватары» старого времени

Считается, что самое драгоценное, что есть у современного человека, – это время. Оно есть и у наших детей, перегруженных кроме школьных уроков различными секциями, кружками и прочим. И кроме часов, которые отводятся на занятия, теперь добавятся еще 100 фильмов, каждый из которых, как правило, занимает полтора часа, а то и больше. А ведь кроме их просмотра нужно еще и обсуждение. С какой целью они вообще показываются школьникам? Как говорит Мединский: «Нам со стороны Минкультуры хотелось бы, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство развивалось. Надо объяснить, почему этот фильм был «Аватаром» своего времени».

Кто будет объяснять?

Если это точно будет факультатив, то встает вопрос – кто будет его проводить? Минкультуры говорит, что его могут проводить и учителя предметов, смежных с родом фильма. Вроде исторические фильмы консультирует учитель истории, а фильмы, экранизирующие литературные произведения, учитель русского языка и литературы. А что делать с той же «Маленькой Верой»? Обязать психолога проводить беседу? На самом деле, это хорошее предложение – использовать учителям кинофильмы как дополнительную помощь в усвоении учеником темы. Но ведь Министерство хочет, чтобы обсуждалась история кинематографа. И, наверное, нужны какие-то единые утвержденные планы, методические указания, курсы повышения квалификации для учителей, которые будут вести данный предмет. Или готовые специалисты? Если это будет как отдельный предмет, направленный не на воспитание личности, а на изучение кинематографа, то перед нашей республикой встает вопрос – где найти столько специалистов, разбирающихся не только в кино, но и в педагогике? Отправят ли столько выпускников учебных заведений, связанных с кино, для обучения наших детей? Как предположили в Управлении образования Окружной администрации города, чисто теоретически это могли бы быть выпускники АГИИК или филиала Санкт Петербургского университета кино и телевидения, но им не выдается квалификация педагога. То есть таких специалистов в Якутии не готовят.

Надежда Тимофеева, учитель русского языка и литературы:
- Нас в университете готовят стать учителями на основе художественной и учебной литературы, а не по кинофильмам. Но, как мы готовим уроки с использованием слайдов на проекторе, мы вполне могли бы использовать и отрывки из кинофильмов, ведь экранизация не в полном объеме передает все, что может сказать литература. Я думаю, что если этот факультатив введут, то нам будет сложно учить детей, грубо говоря, по книге, а затем показывать им фильм, где многие моменты исковерканы.

Готов ли Якутск?

К такому нововведению нужно готовиться заранее. Кроме кадров необходима техника, средства. И нам стало интересно, как готовы школы города к показу фильмов? Мы обратились к Татьяне Любимовой, начальнику школьного отдела Управления образования города:
- Если такую практику введут по всей России, то можно сказать, что абсолютно все школы Якутска готовы показывать фильмы в своих стенах, они оснащены видеопроекторами, компьютерами, и чисто теоретически возможность для показа кино у нас есть. Но на данный момент, я думаю, что было бы лучше порекомендовать эти фильмы для просмотра дома, и на него можно обратить внимание родителям. Это, скорее, семейное воспитание. Но в школах можно было бы проводить классные часы с их обсуждением и приурочивать просмотры фильмов к знаменательным событиям, мероприятиям. Но здесь обязательно кроме просмотров нужно обсуждение, ведь это жизненные фильмы, кино тоже учит и воспитывает детей. Вообще, выбор факультативов – по усмотрению школы.

Проект списка "100 фильмов"
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961 
2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959
9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969
21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938
23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964
35. Звезда – А.Иванов, 1949
36. Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиро, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923
48. Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913
56. Мечта – М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948
58. Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма – И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953
96. Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978
98. Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963

Количество показов: 300
Выпуск:  № 9 от 08.02.2013 г.
Комментарии