Умные – налево, так себе – направо?

25.03.2014 
Количество показов: 660
Сегодня редко встретишь детей, которые, придя в первый класс, расстаются только на выпускном вечере. Время от времени детей «рассортировывают» по «сильным» и «слабым» классам. Некоторые родители жалуются: школа клеймит наших детей!
Для родителей уже правилом хорошего тона считается, чтобы их ребенок учился если не в гимназии или лицее, то хотя бы в классе с углубленным изучением предметов. Теперь меряются не только толщиной кошельков и социальным статусом, но и тем, какое образование дают своим чадам. Чаще всего мнение ребенка не учитывается. А хорошо ли это для самого ученика? 

Завуч школы № 31 Елена Мичурина: «Это разделение некорректно»

Употреблять такие определения, как «сильные» и «слабые» дети, некорректно. Это все условно. Есть дети, настроенные на учебу, а есть те, кому учиться по каким-то причинам трудно и неинтересно. К какой категории относится каждый конкретный ученик, помогают определить психологические опросы, наблюдения учителя. И, конечно же, контрольные работы, тесты и так далее. Практически в каждой школе в среднем и старшем звене открываются классы повышенного уровня: гимназические, лицейские или классы с углубленным изучением тех или иных предметов. И классы это всего лишь способ для дальнейшего продвижение ребенка в той области, которое ему интересно. Главное, чтобы интересы совпадали с возможностью, и наоборот.
В такие классы должны отбирать именно желающих учиться школьников, ведь нагрузка сразу возрастает. Следовательно, дети должны иметь и хорошие умственные способности, и большую работоспособность, чтобы справляться с усложненной программой обучения. А те, кому все это не по силам, учатся в обычных общеобразовательных классах. Но это не значит, что классы эти плохие.

Понятно, что родителям, чьих детей определили именно в общеобразовательные классы, может быть обидно: мол, мой ребенок не хуже других, а его дураком посчитали. Но при этом они забывают, что во многом именно от них зависит, насколько он развит: широк ли его кругозор, хорошо ли развита способность воспринимать новые знания.

Но мы всегда идем навстречу и родителям, и ребенку. Главное, чтобы сам ученик понимал, что ему это нужно и хотел учиться. Проводим дополнительные собеседования, выслушиваем рекомендации классных руководителей, мнения учителей-предметников. И если его знания и способности в школе действительно недооценили, справедливость восторжествует.

Распределение по классам происходит в апреле-мае. Если говорить о параметрах, по которым делят детей по классам, то в среднем звене это, в первую очередь, учебные показатели. Плюс учитывается портфолио ученика – своеобразное личное дело школьника за все годы его учебы, его умения, навыки, участие в олимпиадах, конкурсах, в общественной жизни школы. Кроме того, учитываются рекомендации психолога: он диагностирует усидчивость ребенка, способность концентрировать внимание, память. Что касается старших классов, то новый закон об образовании немного стирает эти критерии. Два экзамена – русский и математика – в девятом классе не показывают, в каких предметах ученик более успешен. Поэтому будет браться средний балл по аттестату и итоги экзаменов, заявление родителей – и все.

Учитель биологии Тамара Николаевна: «Я – за разделение!»

Когда детей делят при поступлении в школу – это, конечно, не отражает умственные способности ребенка, а скорее, уровень их развития. Потом, при переходе в среднее звено, учеников опять перетасовывают: часть из них попадает в гимназические классы, лицейные. Правомерна ли такая «сортировка»? На мой взгляд – да. Как биолог, я могу ответственно утверждать: все люди разные, и равенство умственных способностей нереально. Так и не надо отдавать ребенка с нарушением развития в школу с углубленным изучением точных наук, или в физико-математический класс, иначе он очень скоро почувствует себя там ущербным. В то время как в обычной школе ему будет легче. Да и учителям так удобнее работать.

Конечно, действительно хорошие, сильные учителя в принципе не хотят работать со слабыми детьми. Это же тоска зеленая! И еще в слабом классе за урок успевают пройти меньше. Следовательно, эффективность учебного процесса ниже, а сильный ребенок в такой атмосфере чахнет, «балду гоняет», а учится при этом лучше всех.

Так что если проблема и существует, по-моему мнению, это не проблема слабых учеников, которых «отсеяли», а трагедия умных детей, которые не могут нормально учиться из-за нескольких неуспевающих детей в классе. Наверное, мне возразят психологи: им обычно кажется, что сортировать детей – это значит травмировать их. Закрывать для них, так сказать, новые горизонты. На такие доводы я предлагаю психологу самому поработать в классе, где один по складам читает, а другой прочитал учебник за пару дней. На самом деле я, конечно, понимаю: можно работать и в таком классе. Но при этом от учителя потребуются героические усилия, а в результате пострадают оба ученика – и сильный, и слабый. Так что еще раз повторяю: я – за деление! Тогда одаренные получат по максимуму, нормальные – норму, а остальные – сколько смогут. Вопрос только в том, что в итоге часто получается так: в классе с углубленным изучением какого-либо предмета учатся и действительно сильные дети, и «учительские», и «нужные» детки. А вопрос связей и толщины родительского кошелька никто не отменял.

Школьный психолог Валентина Якушева: «Талант ребенка или родительские амбиции?»

Нужно понимать: в любом классе – от сильного до коррекционного – есть свои отличники, середнячки и отстающие. Как детей ни отбирай, они со временем обязательно разделятся таким образом. А ситуации бывают разные. На деле причины перевода ребенка в класс послабее могут быть и неубедительные: он плохо себя ведет, хотя учится хорошо, а учителю просто не хочется работать со сложным учеником. Так что если вас «отсеяли», нужно, во-первых, обсудить ситуацию с учителем, выяснить, что требуется для перевода в более сильный класс: какие предметы и до какого уровня подтянуть. 

Ответьте себе честно на главный вопрос: вы настаиваете именно на гимназическом классе потому, что ваш ребенок талантлив? Или потому, что тешите собственные амбиции?

Повод для перевода в «обычный» класс может быть только один: ребенок не справляется с углубленной программой, ему сложно, он начинает комплексовать по поводу своей неуспешности. Ему просто некомфортно в таких условиях. И тут родителям стоит задуматься, отбросить свои амбиции ради психологического здоровья своего ребенка и «вернуть» его в те условия, которые для него привычны.

Если вы поняли, что ребенок действительно «не тянет» усложненную программу, нельзя его упрекать. Главное, чтобы у него не сложилось впечатление, что его отбраковали. И не самоустраняйтесь от учебного процесса: участвуйте в жизни школы и класса, вступайте в родительские комитеты. Изнутри вам будет легче понять обстановку, которая окружает вашего ребенка.

Случаются при делении классов и спорные ситуации: куда, например, отправить середнячка? И тут нужно ориентироваться на темперамент ребенка. Активного и общительного лучше отправить учиться к «сильным» ребятам. Пусть тянется за ними, подстегивая интеллект амбициями. А ребенку с вялым темпераментом будет сложно прижиться в атмосфере соперничества. Эмоциональный прессинг, который обычно царит в гимназических и лицейских классах, может негативно отразиться на его нервной системе. И на результатах учебы тоже.

Количество показов: 660
Выпуск:  № 31 (2256) от 21 марта 2014 г.
Комментарии