Уникальная школа будущего. Учиться без парт? Легко!

13.03.2013 
Количество показов: 986
Частная авторская школа Говоровой-Будищевой занимает два кабинета в здании 7-ой общеобразовательной.
Заходим в кабинет первого класса, где проходит урок рисования. В кабинете тишина, все работают, но при этом кто-то сидит за партой, кто-то стоит за «трибуной», кто-то - за большим круглым столом, а кто-то и вовсе может полежать на диванчике. Такая здесь система обучения, направленная на демократию и способности ученика.

Новый закон «Об образовании» гласит, что частные школы будут финансироваться из бюджета наравне с государственными. Всего в нашем городе их немного, но мы выбрали для материала именно частную школу Говоровой-Будищевой, которая успешно работает уже десятый год. 

Школа считается пилотной, здесь учатся с первого по седьмой класс. В классе по 12-14 детей, всего около 90 учеников, 8 учителей. Содержится на взносах родителей, ГУНО выделяет помещение в здании 7 школы.

Демократическая система обучения

Мы были наслышаны об особой системе работы с учениками в этой школе и попросили о ней рассказать директора Агафью Говорову, которая уже 56-ой год работает в системе начального образования:
- Мы используем технологию КСО ДЕМСОС – «демократическая система обучения по способностям» по дидактике академика Виталия Дьяченко. Работаем по индивидуальным способностям каждого ученика. Вот, например, в первом классе ведь только до 20 считают, а пришел ребенок, который уже до ста считать умеет, – он будет заниматься по другой программе. Или ребенок пришел уже читающим, и ему не интересно весь урок проходить ту же букву «А» – с ним занимаются по-своему, отрабатываем с ним технику чтения, пересказ. К каждому ребенку у нас свой подход. Учитель заранее готовит маршрутные листы, и ребенок проходит упражнения, сдает нам зачеты и шагает дальше. Образовательный стандарт мы, конечно, проходим.

- Большинство школ сидит на трех формах: индивидуальный, парный и групповой способы, а у нас кроме этих есть четвертый способ – КСО – коллективная система обучения. Ребенок идет на диалогическое общение. Есть коллективная работа в парах сменного состава – дети помогают друг другу. Обычные школы уже который век сидят на трех формах. Я учу каждого учителя работать по четвертой форме обучения.

- Таким образом, наверное, многие перегоняют своих сверстников?
- Были случаи, что за два-три года оканчивали начальные классы. Вот в третьем классе, например, четверо-пятеро ребят уже в марте пройдут всю программу и будут учиться по программе четвертого класса.

- Чем еще ваша школа отличается от общеобразовательных?
- Некоторые учатся по адаптивной программе – есть слабослышащие дети, слабовидящие. Родители в договоре отмечают, на что нужно сделать уклон, какие особенности у ребенка, и мы стараемся выполнить их требования. В этом отличие нашей школы от обычных.

- Какие еще у вас были интересные ученики, требующие особой работы?
- Например, у нас есть мальчик-узбек Мухаммед, он закончил у себя третий класс, но в прошлом году не знал русского языка, и мы посадили его в первый класс, он занимался по каждому предмету по разным программам. И он у нас двигается, теперь в четвертом классе. Были китайцы, их родители работали на рынке, им лет 15-16, учились с первоклассниками, затем они так заговорили на русском! Молодцы, очень трудолюбивые! По математике, например, они не отставали, мы обучали по их способностям. Вьетнамка училась, совершенно не знала языка. Сейчас учится в МГУ. Таким детям очень подходит наша система.

- В каких еще школах работают по этой системе?
- Это Майинская гимназия, спортивная школа, Тюнгюлюнская школа, Училище олимпийского резерва – спортсмен часто выезжает на соревнования, возвращается, и вдруг - совершенно новая тема. И с ним работают по этой системе. В Майинской гимназии, например, почему дети на 90-100 баллов сдают ЕГЭ? Они уже прошли программу за 11 класс и сейчас занимаются университетской программой. Скоро по России будет новая дидактика. И четыре формы будут вклиниваться в систему образования. Армения, Казахстан, Татарстан занимаются такими способами обучения.

Полная свобода действий?

- А правда, что дети могут чуть ли не лежа заниматься?
- Дети у нас могут на уроке свободно ходить. У ребенка должна быть свободная динамичная поза. Есть дети, у которых позвоночник болит, – если ребенок захотел, устал, он может стоя учиться. Закончил – может пойти пообщаться, объяснить другому. В классе несколько учителей. На урок мы можем даже втроем зайти и учить.

- А как у вас тогда с дисциплиной?
- С дисциплиной проблем нет. Они же заняты! Они учебную мотивацию взяли на себя! Им же выполнить надо все! Им ведь работать, писать, сдавать надо, оценку получить. Каждому интересно учиться, каждый на своем уровне усердно занимается. А по поводу мешать другим ученикам: вот дали вы ребенку тему, которую он вообще не понимает, и ему она не по силам и не подходит – тогда он пойдет мешать другим. А у нас все учатся по своим силам, и каждый занят.

- Сколько свободы!
- Вот, например, я сегодня хочу отдохнуть, мне тяжело – можно отдохнуть. Попробуй в общеобразовательной школе скажи такое. Конечно, можно. Так и должно быть! Вот неврологический ребенок, когда погода меняется, совсем никакой, и ему нужно отдохнуть. Он получает задание, придет и завтра сдаст. У меня был мальчик, он был больной, но очень одаренный. Он занимался на дому, приходил сдавать зачеты, мог придти на любой урок один-два раза в неделю, но ему по состоянию нужно домашнее обучение. Вот такой должен быть выбор.

Частных школ больше, оплата – меньше

- Частные школы могут внедрять абсолютно любые свои идеи?
- Мы от программы не отстаем, потому что это государственный документ, стандарт. А как организовать форму обучения – это наше дело. Мы проходим аккредитацию, получаем лицензию, защищаемся на уровне управления образования Окружной администрации, министерства образования.

- Что думаете по поводу нового закона «Об образовании»?
- Я его так приветствую, так рада, потому что у нас будет поддержка, субсидия. Нам будут выделять деньги на зарплату, на питание, на учебники, чего раньше не было. Когда я открывала школу, я даже первые годы не получала зарплату. Будут возможности приглашать еще больше самых профессиональных педагогов. У нас много идей. Хотим уроки хомуса проводить.

- То есть, понизится ли оплата за обучение?
- Да, меньше будет, конечно! Если было 6 тысяч, то теперь будет, допустим, пять тысяч. Мы можем куда-то выезжать. Музеи, театры мы всегда посещаем, но каждый раз собираем деньги. А далее будет бесплатно.

- Думаете, увеличится теперь количество частных школ?
- В ближайшее время так и будет! Закон это позволяет! Мы с учителями сидим и изучаем все статьи. Я очень рада, что доработала до такого момента, что вышел такой закон. А там адаптированная программа, инклюзивная программа, есть экстернат, ребенок может через компьютер учиться. Маленькие частные школы должны быть.

- Сложно ли открыть частную школу?
- Очень сложно. Почему? Потому что со зданием связано. Я, например, не могу платить полторы тысячи за квадратный метр. Вот частная школа «Личность» оплачивает сотнями тысяч только за здание. А так, нужно, конечно, обязательно нужно соответствовать требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности. Если бы я была молодая, то взяла бы кредит. 

Молодым – дорогу!

- Кто, думаете, будет открывать новые школы?
- Я бы ставку сделала на молодых. У них есть образование, они и менеджеры, и педагоги. Некоторые мои бывшие ученики не идут в школу, хотя получили разные ступени образования, потому что им навязывают требования. А если будет свобода, в какой форме подавать знания, каждый бы пошел. Закон об образовании дает частным школам возможность развития и молодым людям возможность раскрыться, воплотить свои идеи в реальность. У них ведь более современные взгляды могут быть, чем у меня. Почему бы языки не внедрять? Например, тот же армянский или киргизский язык? Школа должна быть динамичной. Школа должна работать на ребенка.

- А какие проблемы есть у вашей школы?
- Нет здания. Больше никаких проблем. Если будет субсидия – это будет прелесть! Больше будем кормить детей, больше возможностей.


Количество показов: 986
Выпуск:  № 13 от 22.02.2013 г.
Комментарии