Частная школа: бизнес или альтернативное образование?

Частная школа: бизнес или альтернативное образование?
Пока страна буквально взбудоражена грядущими реформами в образовании, частные платные школы Якутска продолжают потихоньку заниматься своим делом – учить детей.
Школ всего четыре, обучается в них 1% от числа всех учеников нашего города. Что такое частная школа? Гарантирует ли она образование по стандартам? Не разоряет ли учеба в ней родителей? И, может быть, частная платная школа – это прототип государственной школы будущего? Обо всем этом ниже.

Образование в законе

Антонина Григорьева, заместитель начальника управления образованием города якутска:
- Закон об образовании, принятый еще в 1992 году, допускает существование частных образовательных учреждений. Новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» прописывает статус частной школы.

- Нужны ли Якутску частные школы и сады? Есть ли в них потребность, и у кого?
- Некоторые из них начали работать очень давно и работают до сих пор, значит – потребность в них есть.

- Как можно оценить качество современного образования?
- В тех школах, где ученику помогают раскрыть его способности, где он может самостоятельно ставить и достигать конкретные цели, дают качественное образование. И их немало в городе.

- Достаточно ли развит негосударственный сектор в городском образовании?
- Негосударственные организации в Якутске особенно активно развиваются в сфере дошкольного образования в силу потребностей нашего города. Имеются четыре негосударственные школы, получившие лицензии и государственную аккредитацию, но говорить о массовом развитии рано.

- По-вашему, в чем особенность деятельности негосударственных учреждений?
- Это компактные учреждения, в них есть возможность осуществлять индивидуальный подход, в отличие от массовых общеобразовательных школ и детсадов, которые работают с перегрузкой.

- Управление образованием курирует частные учреждения?
- Нет, мы не являемся их учредителями и курировать их деятельность не можем, но должны реагировать на жалобы и грубые нарушения прав ребёнка.

- Много нарушений?
- На моей памяти серьезных претензий к ним не было.

От общего – к частному

Прежде чем пристально присмотреться к платным школам, давайте взглянем на обычную общеобразовательную школу глазами сотрудника управления образованием:
- Поскольку Якутск последние годы переживает пик внутриреспубликанской миграции, буквально все школы города переполнены. Новое здание СОШ N№5 было рассчитано на 350 детей в одну смену, по факту там учится 1110 детей в две смены! И у них нет другого выхода. 350 в одну смену – был бы идеальный вариант для них, но увы. И такая картина в большинстве школ города.

- Можно ли говорить о нехватке школ в городе?
- Да, и не можно, а нужно. В идеальном варианте должно быть 25 детей на каждый класс. Но у нас так не получается. Сегодня основной перебор испытывают начальная и основная школы. Причем, с учетом того, что миграция происходит в основном из улусов республики, не хватает школ с якутским языком обучения.

- Может быть, стоит несколько школ перепрофилировать в школы с якутским языком обучения?
- Нет, не думаю. Нашему городу нужны новые современные здания, такие как у Якутской национальной гимназии, Городской классической гимназии. Родители хотят обучать детей в таких условиях.

- Могут ли платные школы стать альтернативой обычным и «разгрузить» их?
- Бесплатное образование гарантировано Конституцией РФ. Частные школы имеют своих потребителей.

- Догонит ли обычная школа частную в плане качества образования благодаря новым законам?
- Среди муниципальных общеобразовательных школ достаточно много имеют хорошие результаты качества обучения. Перегрузка школ, к счастью, не является здесь препятствием. Считаю, что отличие частной школы от муниципальной в дополнительных услугах. В последнее время дополнительные услуги оказывают и в муниципальных школах: готовят детей к поступлению в вузы или осуществляют подготовку дошкольников и т.д. Это вне учебных программ.

- Как школа использует вырученные средства?
- Каждое учреждение решает это самостоятельно. Это может быть и развитие целевой программы, и поддержка одаренных детей, лучших учителей, поощрение активных семей. Очень многие школы используют заработанные средства на стипендии детям-отличникам, на олимпиадное движение и т.д. Кроме того, стипендии и гранты могут выплачиваться за счет попечителей. В любом случае прямо или косвенно деньги будут потрачены на детей. С согласия родителей – на ремонт школы и оснащение кабинетов.

- Вы только что говорили о загруженности школ, а теперь - о дополнительных услугах. справятся ли?
- В большинстве своем справляются.

Платная школа выходит дешевле!

Лилия Захарова, мама пятиклассника:
- В начальных классах старший сын ходил в обычную городскую школу. Домашние задания давали, словно студентам-заочникам проработки, и нам хватало забот, мы занимались с сыном каждый вечер, бросив свои дела. При всем этом в школе, казалось, знаний не дают совершенно – все на дом. Один раз заболел – все пропустил. Наверстать невозможно, никто отдельно заниматься не будет. Когда поняли, что сами мы с образованием сына не справляемся, стали искать репетиторов. И не только мы. Репетиторы начальных классов, оказывается, нарасхват. Семейного бюджета хватало только на несколько часов занятий в неделю по трем основным предметам, выходило в неделю порядка 1200 рублей, плюс увеличение количества занятий на каникулах. Плюс дополнительные платные занятия английским языком. Ни о каких кружках и секциях речи уже не шло – все время уходило на обычный «образовательный стандарт» силами репетиторов. Кроме того, учебники закупили на 4 тысячи, другие учебные пособия, за каждое полугодие в общей сложности с нас собирали на подарки и мероприятия по 3-4 тысячи рублей, плюс сборы, то на новый стол учителю, то на стеклопакеты, то на свет над доской, то на охрану. Каждый ремонт – 1-2 тысячи. Устали платить. Оборудовали городскую школу с ног до головы, а знаний не получили. Сына в итоге оставили на второй год как неуспевающего или предложили уйти в другую школу.

Тогда мы на семейном совете решили перевести его в платную частную школу. Один раз оплатили весь учебный курс (из расчета 5,5 тысяч в месяц) и голова больше ни о чем не болит, никаких поборов, никаких дополнительных плат. Все дети занимаются пять дней в неделю, по субботам приглашают отстающих. Наш сын среди отстающих не числится. Удивительно, да? Ему на образование хватает пяти дней, все успевает, все усваивает. Появилось свободное время для посещения спортивных секций. Ребенок изменился на глазах! С удовольствием утром бежит в школу, с удовольствием посещает мероприятия, с удовольствием и самостоятельно выполняет домашние задания! Во время перемен с ними играют, чтобы не бегали просто так, по праздникам проводят мероприятия, мало того – несут ответственность, а не просто учат! И теперь мы в выходные проводим больше времени с сыном как родители, а не как надзиратели за выполнением уроков.

- Дорого ли учить ребенка?
- Дорого? Да мы еще дешево отделались! Я не то чтобы виню современную школу, я прекрасно вижу сложившуюся ситуацию в ней: классы переполнены, учителя перегружены отчетами и дополнительными заданиями. Не их вина, что они не успевают. Но я не хочу, чтобы образование моих детей зависело от подобных обстоятельств.

Первый лицей

Директор Андрей Васильев:
- Наше образовательное учреждение создано в 1992 году, принимаем на обучение детей с 5 класса. На сегодня у нас обучается в среднем 150 детей. В принципе, как таковых проблем, которые бы не позволяли вести образовательный процесс, нет. Работаем достаточно стабильно. Обучаем по образовательному стандарту с гуманитарным уклоном. Кроме увеличения часов по русскому и литературе, иностранным языкам и истории, в выпускных классах – 9-м, 10-м и 11-м - даем предметы академического характера – философию, психологию. Обычно эти предметы в других учебных заведениях не являются доминирующими, мы их выносим на передний план для общего развития личности. В основном у нас хорошая подготовка для дальнейшего обучения по экономическим и юридическим специальностям.

- Имеется ли государственная поддержка?
- С прошлого года мы финансируемся за счет средств Минобразования, до этого – из средств городского управления образованием. Нам компенсируют зарплаты преподавателей, которые ведут предметы стандартного учебного плана. Родителями же оплачиваются предметы внутри лицейской компетенции и часы углубленного изучения гуманитарных дисциплин.

- Говорят, ваша школа – единственная из частных, которая имеет свое здание.
- Ничего подобного! Здание мы арендуем, это республиканская собственность. Причем, арендуем на общих основаниях. Как любое коммерческое предприятие, как, скажем, тот же магазин. Никаких льгот нет: по закону не полагается. Решение таких вопросов в компетенции федерального правительства.

- Если не секрет, в какую сумму обходится аренда?
- 800 тысяч в месяц аренда плюс 400 тысяч - оплата услуг ЖКХ. Эти деньги вносят родители.

- Соблюдаете ли вы образовательный стандарт?
- Достаточно жестко, не отходим ни на йоту. Есть такое понятие, как лицензирование образовательной деятельности – мы выполняем государственный образовательный стандарт. Это на входе. На выходе – аккредитация, то есть проверка его выполнения, проверяются лицензионные нормативы. На выходе наши дети имеют больше знаний, чем по госстандарту, получают разностороннее образование.

- Чем еще ваше заведение отличается от обычной школы?
- У нас академическая система обучения – по семестрам. Осенние и весенние каникулы такие же, как в школе. А вот зимние сдвигаются, в это время у нас сессия. Каждое полугодие наши дети сдают зачеты и экзамены.

- Сколько стоит обучение в лицее?
- В среднем 20-25 тысяч рублей за семестр, чем ниже класс, тем дешевле. Кроме того, мы даем льготы по успеваемости. Круглые отличники имеют льготу в 40% оплаты обучения, тем, кто заканчивает семестр без троек, – льгота 20%. За полный год пребывания в лицее скидка 5%, за посещение факультативов – еще 5%. Мы заинтересованы, чтобы по субботам наши ученики занимались на факультативах – учились сценическому мастерству, танцам, хоровому пению, второму иностранному языку.

- Помогают ваши «пряники»?
- 50% наших учеников получают льготы по оплате как отличники и хорошисты.

- Сколько детей занимается в одном классе?
- От 18 до 25.

- Имеется ли тенденция к расширению ваших услуг? Есть ли ажиотаж при поступлении?
- Ажиотажа нет, но стабильность присутствует. Скорее, идет тенденция к снижению спроса на наши услуги, если смотреть в общем по всем годам. Самый большой набор у нас был в 2001 году, лет пять назад среднесписочный состав учащихся был 250 человек, сейчас 150, в последние три года – плюс-минус 5 человек.

- На ваш взгляд, каковы причины?
- Ну, во-первых, сказался кризис. Во-вторых, у современных родителей пока не развита большая ответственность за то, чтобы их дети получили качественное образование. Кроме того, образование в нашей стране не дает возможности обеспечить себя материально, материальные возможности ученика в дальнейшем определяет во многом не качество образования, а совсем другие обстоятельства. Негосударственное образование в нашей стране обречено на выживание, как, впрочем, и в любой другой стране мира. Хорошее образование – дело дорогостоящее. Качественный преподаватель стоит своих денег, это буквально штучный товар. И не все родители имеют возможность его «приобрести». Поэтому большинство учреждений подобного типа существует за счет спонсоров, меценатов. За счет денег родителей и госфинансирования выжить невозможно. Для примера: оплата родителей составляет 3 млн. рублей в среднем за полгода, но только аренда и коммунальные платежи съедают в два раза больше – порядка 6 млн. в семестр. На полученные от родителей средства мы способны оплатить только половину аренды. И если бы у нас не было спонсора, лицей бы закрылся уже на следующий год.

- Вы платите своим преподавателям больше, чем в обычной школе?
- Примерно также, ненамного больше, но у них нет такой загруженности, как в государственной школе. Мы предоставляем более комфортные условия преподавания, обучения, индивидуальный подход.

- А что на выходе?
- На выходе мы даем обычный аттестат, и в этом вся проблема. Современные родители не понимают, зачем платить деньги за обычный аттестат, если его дают и в обычной школе, причем бесплатно. Но образование нужно ведь не для аттестата, а для знаний.

- Что скажете по поводу реформы образования?
- ЕГЭ все образование унифицировал. При поступлении оцениваются баллы, а не знания. Поэтому современная школа направлена на то, чтобы учить не думать, а отгадывать, вся подготовка сводится к этому. Сейчас вводят четыре обязательных предмета, и это не науки. Школа не дает научных знаний. Какая цель преследуется? Возможность сэкономить на образовании. А за знания все равно приходится платить.

Частная начальная

Директор Тамара Карамзина:
- Мы открылись 1 сентября прошлого года, пока названия своего не имеем.

- Можно ли назвать ваше дело бизнесом?
- Учебное заведение содержать нелегко. Аренда и ЖКХ – 330 тысяч рублей! Это все на плечи родителей. Стоимость обучения – от 9500 до 10200 в месяц вместе с питанием. Собираем по минимуму. Без питания выходит 8 тысяч в месяц. За это мы полностью обеспечиваем канцелярскими товарами, учебными пособиями, платим налоги. Мы производили расчеты: себестоимость нашего обучения - 15820 без учета затрат на ремонты и пособия.

- Есть ли спрос на ваши услуги?
- Есть, и он будет расти. У нас школа полного дня – с 8.00 до 18.00. Это очень удобно для родителей. Детям психологически комфортно. Принимаем детей с пяти лет и учим до 4 класса включительно. В классах по 6-12 детей, внимания хватает всем, есть бассейн, кружок хореографии, ритмика, вокал, центр технического творчества. Хотим открыть детскую площадку на заднем дворе.

- Назовите основные трудности в работе?
- Трудности только с помещением. Мы арендуем его у бизнесмена. По ЖКХ муниципалитет обещал дотацию в размере 12 тысяч в месяц, но мы ее еще не получали.

- Если нерентабельно, нельзя ли повысить цену на ваши услуги?
- Для большинства наших клиентов эта сумма максимальная и предельная.

- Разве имеет смысл заниматься бизнесом, если он не приносит прибыли?
- Частные негосударственные учреждения у нас набирают популярность. Думаю, за ними будущее. Работаем для того, чтобы занять свою нишу. Прибыль мы могли бы получать, если бы у нас было свое здание или мы имели бы какие-то льготы по аренде. Но пока этого нет, я на эти цели выделила в плане 3-5 лет, иначе буду в убытках. Тут надо быть фанатиком своего дела, чтобы продержаться.

- Присутствует ли такой аспект, что родители «за свои деньги» хотят слишком многого?
- Нереального никто не требует. Большинство родителей вообще не интересуются своими детьми. И это большой минус. Сейчас получается, что мы им сами «навязываемся».

- Кто ваши преподаватели?
- У нас есть летний лингвистический лагерь, туда приглашаются выпускники вузов, работающие учителя. Вот там мы к ним и присматриваемся, как справляются, выбираем, делаем им предложение. Наибольший процент наших кадров – молодые и перспективные педагоги, которые проходят практику. Они открыты всему новому, более продвинутые, владеют образовательными инновациями. Мне как руководителю это на руку.

- Сколько детей у вас учится?
- Когда начинали осенью, был перенабор – 90 человек. В середине года приходят-уходят.

Авторская школа

Директор Агафья Говорова:
- Сама я педагог с 54-летним стажем, из них 20 лет работаю по авторской методике, с которой ознакомилась еще в 1989 году. Основной принцип этой методики – демократическая система обучения по способностям, на зону ближайшего развития ребенка. В свое время продвигала данную методику в районных школах, в коррекционной 34-й школе, в 33-й школе вела разновозрастные классы, отслеживаю дальнейший путь выпускников. Городским школам трудно перейти на новейшие технологии, методики, ведь для этого придется менять, перестраивать всю систему. В итоге вышла на пенсию и открыла свою школу. Детей принимаем любых, есть среди наших учеников и инвалиды, и особенные дети, и самые обычные, чаще всего приводят гиперактивных, с которыми не могут справиться в обычной школе. Ребенка исследует психолог на предмет выявления способностей, уровень развития, и ему готовится индивидуальная программа, во главе которой стоит его «Я». То есть ребенок должен сам понять свою учебную мотивацию. Отличие от обычной городской школы – в методике. У нас используется четыре формы обучения. В классах у них динамическая поза, движение. Есть те, кому удобно заниматься, стоя за специальными стойками, - кто не может долго сидеть, например. Дети, обученные по нашей методике, хорошо владеют языками.

- Придерживаетесь ли государственных стандартов?
- Программу даем по стандартам, а дальше уже зависит от способностей ребенка, есть те, кто получает больше, чем обычно, если у них хорошо развиты способности к этому.

- Сколько детей обучается у вас, по сколько в классе?
- Принимаем детей с первого класса, учим до 6-го включительно. Всего у нас 85 детей, в одной группе по 12-14. После нас уходят, в основном, в гуманитарный, технический лицеи.

- Есть ли спрос на ваши услуги?
- Да, спрос достаточно большой, но, увы, мы вынуждены многим отказывать, так как недостаточно места, классов, помещений. Своего помещения нет, арендуем в 7-й школе.

- Арендные платежи высокие?
- Мы арендуем у муниципалитета, если сравнивать с другими помещениями, аренда невысокая, и стоимость ЖКХ терпимая. Можем пользовать актовым и спортивным залами школы, в свою очередь, им тоже помогаем.

- Сколько стоит месяц обучения?
- 5 500 рублей. Сюда входят и учебные пособия, и питание, и оплата труда учителей.

- Госдотации получаете?
- Должны будем получать субсидии на зарплату учителей. Пока что все оплачиваем за свой счет – зарплату, соцпакет.

- Выгодный ли бизнес – частная школа?
- Нет, это не бизнес. Голый энтузиазм. Копейки считаем.

- Какие учителя у вас работают?
- Единомышленники, те, кто желает работать по новым технологиям. Наше учебное заведение полностью открыто. Учителя участвуют в конференциях, повышают квалификацию, дети участвуют во всех мероприятиях, олимпиадах. Кроме того, развито дополнительное образование – танцы, хор, ИЗО, ритмика. 60% наших детей посещают городские спортивные секции.

- Платная школа – это престиж?
- Я бы так не сказала. Я видела престижные школы в Москве, в 2004 году обучение в них стоило 3 тысячи долларов в месяц.

- А есть ли понятие «элитные знания»?
- Такое за деньги не покупается, это бывает только у одаренных детей, и при этом они имеют возможность получить эти знания. Когда ученик выходит из школы, он владеет несколькими языками в совершенстве, техническими науками и гармоничен как личность. Нет, купить это невозможно.

- Родители ваших учеников, в основном, кто?
- Наверное, интеллигенция. Воспитанные, образованные люди. У нас учатся дети предпринимателей, учителей, врачей, юристов, были и дети министров.

- Расслоение между ними бывает?
- В обществе наших детей расслоения нет. Детям просто некогда об этом думать, они постоянно заняты делом.
Количество показов: 848
Выпуск:  Выпуск № 15 от 04.03.2011 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter