Что нужно знать будущему первокласснику?

03.03.2014 
Количество показов: 563
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Известный отечественный психолог Лидия Божович говорила: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и прочего, и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Увы, как это многим знакомо! Еще хуже, если родители идут на поводу учителей и начинают требовать от детей порой невозможного. Не учитывая того, что сами учились в школе с двойки на тройку, прогуливали и не выполняли домашних заданий... И хорошо еще, если эти слова относятся к ученикам более старших классов, потому что к первоклашкам такое отношение немыслимо и недопустимо. Тем более, что сейчас в школу идут и шестилетки, которые, по сути, психологически еще детсадовцы. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Всему научат в школе!

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах большое внимание уделяют детям подготовительных групп – с ними занимаются психологи, логопеды. Несмотря на это, родителям следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над которыми нужно поработать. 
 
Как правило, детские сады не ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать, сказала нам методист одного из детских садов Алевтина Яковлевна. Это – прерогатива школы.
– К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания – причесаться, самостоятельно одеться, раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес, имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток – день, вечер, утро, ночь, днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться. Одним словом, ребенок должен быть готов психологически. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных десяти слов он должен повторить через некоторое время как можно больше, или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Учитель начальных классов 31-й школы Лена Осипова уверена, что первые месяцы школьной жизни – период очень сложный. Лена Геннадиевна, как и многие учителя, придерживается позиции совместной работы над благополучной адаптацией.
– Было бы здорово, если бы родители помогли ребятам на первом этапе знакомства. Это могут быть совместные прогулки, походы в гости и многое другое. Общение вне школы поможет и детям и родителям ближе узнать друг друга, познакомиться с интересами и увлечениями одноклассников.

Пятерок не обещайте

В связи с безотметочной системой на первых порах Лена Осипова советует не настраивать ребенка на получение оценок.
– Дети, собираясь в школу, слышат: «Пойдешь в школу – будешь получать пятерки...» – этими словами мы все и портим. Маленький ученик с первых дней ждет, когда же ему поставят отметку, а ее все нет и нет. Родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне! Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. К примеру: «Что интересного сегодня было в школе? Что ты нового узнал?» Часто родители спрашивают: а что должен уметь и знать ребенок к первому классу? Вопрос риторический. Да, здорово, если ребенок умеет читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес и кругозор, желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое – вот что важно! К сожалению, бывает так – ребенка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, и что остается первокласснику? Только скучать на уроках. Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению, и потом ее очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребенок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания. И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых все быстро получается, без особых усилий. И он попадает в ситуацию школьной неуспешности, а из нее тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога.

Директор школы №5 Антонина Кычкина считает, что если ребенок воспитывается все время в семье, если не посещает специальных мест, где он может научиться общению со сверстниками, то адаптация к школе у такого ребенка может происходить гораздо тяжелее.

– Еще более важный фактор готовности к школе, о котором вообще почему-то редко говорят, это общее духовное развитие ребенка. Под общим развитием я понимаю не набор навыков, умение считать и писать, а богатство внутреннего содержания ребенка. Умение радоваться пролетевшей мимо бабочке, интерес к хомяку в классе, любопытство к тому, что написано в книжке – все это составляющие общего развития ребенка. Это то, что ребенок выносит из семьи, и то, что очень помогает найти свое место в новой школьной жизни. Обеспечить такое развитие своему ребенку несложно – надо с ним много разговаривать, искренне интересоваться его мыслями, чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед. 

Тем не менее, бывает и так, что ребенок оказывается к школе не готовым. Приговор ли это? Конечно, нет. И вот тут очень важен талант учителя. Учитель должен суметь создать условия для плавного, не мучительного вхождения ребенка в школьную жизнь. Научить общаться с товарищами, помочь ребенку найти себя в новой, незнакомой обстановке. Есть и другая сторона – родители. Если родители смогут довериться учителю, если не будет разногласий в мнениях, то ребенку будет значительно легче. Иначе получится как в известной пословице: «Кто в лес, кто по дрова». А страдать будет ребенок. Еще очень важно, чтобы родители были честными с учителями. Если у ребенка есть какие-то проблемы, видные родителям, какие-то определенные сложности, то будет правильно рассказать об этом учителю, чтобы он, понимая эти сложности, помог бы ребенку лучше адаптироваться. Все вопросы решаемы при правильном и плодотворном сотрудничестве родителей и учителя. Как я уже сказала, отсутствие стопроцентной готовности ребенка к школе – не приговор. Это лишь обозначение неких проблемных зон. Разумное поведение родителей, а также чуткость и талант учителя смогут скомпенсировать все сложности и сделать школьную жизнь ребенка радостной и легкой.

На заметку родителям

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности будущих первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены – это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно научится управлять собой, строить свою деятельность.
Валентина Заяц, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ №31:
– Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, если вы научите ребенка читать или писать неправильно, его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания. 

Чем увереннее и спокойнее начнется для ребенка школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у него не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа – это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. 

Мотивируйте правильно

По словам психолога Светланы Заболотней, психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления – в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Однако готовность к школе имеет ряд и других параметров.
– Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают мотивацию внешнюю и внутреннюю. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: хочу. Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет. Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями. Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми, в данном случае с учителем, так и со сверстниками. Очень важна и речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

– Чем может помочь психолог в подготовке ребенка?
– Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребенка к школе, может помочь развить мышление, внимание, память, воображение до уровня, необходимого для того, чтобы приступить к занятиям в школе, скорректировать речевую, мотивационную, коммуникативную и волевую сферы, максимально избавить ребенка от тревоги, неизбежно возникающей перед глобальными изменениями в жизни. Очень важно знать, что за учительница будет у ребенка: готова ли она понять, что у него есть определенные трудности и что он что-то не делает не из-за лени или плохого поведения, а именно из-за этих трудностей. Готова ли она какое-то время не спрашивать ребенка, да и вообще отнестись к нему крайне деликатно. Не менее важна позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать ребенка, научиться сопереживать с ним тяжелые моменты. Если родители это смогут, если смогут удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко. Я на полном серьезе считаю: прежде всего необходимо говорить о психологической готовности родителей к тому, что ребенок пойдет в школу. 

«Забракованных» детей не будет!

А могут ли ребенка в школу не пустить? Тут существует два аспекта: психологическая неготовность и физиологическая. Ребенку могут вынести один из этих вердиктов медики или психологи. А могут ли ребенка при наличии одного из них не взять в первый класс? Нет. Решение, отдавать ребенка в семь лет в школу или нет, принимают родители, а не школа. 

Как нам пояснила заведующая детским отделением АСО 1 ГБУ РС (Я) «Медицинский центр г. Якутска» Изабелла Дьячковская, основная задача специалистов медосмотре в детском саду или поликлинике – определить, готов ли ребенок в этом году пойти в школу, насколько он созрел психологически, выдержит ли физически тот ритм и те обязанности, которые предполагает школьная жизнь.
– Поход в школу – большой стресс для ребенка, каким бы хорошим ни было учреждение. Меняется режим дня, нагрузки вообще другие. В садике, на основании общего осмотра, оформляется карточка с рекомендациями и ребенку дается медико-педагогическое заключение: готов он к школе или не готов. Если врачи находят какие-то функциональные отклонения, к примеру, нарушения осанки, плоскостопие или очаги хронической инфекции, то ребенку предлагается соответствующее лечение. Обычно к началу учебного года ответственные родители успевают скорректировать неполадки со здоровьем своего ребенка. 

А вот как прокомментировала этот момент замдиректора по УВР школы №31 Валентина Заяц:
– Мы принимаем детей в 1 класс с шести с половиной до восьми лет. После восьми мы брать ребенка не имеем права по закону! И тут уж наступает ответственность родителей по поводу невыполнения родительских обязанностей, и есть определенные статьи в Законе об образовании.

– А если ребенок не готов психологически, или у него слабое здоровье и он часто болеет?
– Начнем с психологической незрелости. Бывает, что ребенок вроде и читает, и считает, а вот стать первоклассником не готов. Могу сказать, что для корректировки поведения и психологической подготовки к школе есть специальные платные курсы в некоторых школах. К примеру, совершенно шикарные курсы уже давно существуют при педагогическом институте. Ребятишки там и танцуют, и поют, общаются со сверстниками, и видят, как это здорово – все делать вместе и делать весело. Здесь ребенка достаточно ввести в коллектив себе подобных, чтобы он научился управлять собой, принимать окружающих, и детей, и взрослых. Достаточно двух-трех месяцев. Конечно, лучше отвести ребенка на такие курсы заранее, чтобы к 1 сентября малыш был готов стать первоклашкой. Уже сейчас они начали работать. Но если ребенок не ходил на такие курсы – не беда: с ним будут индивидуально заниматься школьные психологи.

А вот что касается слабого здоровья, тот тут тоже есть варианты. Во-первых, если ребенок часто болеет, лечится в стационарах, у него хроническое заболевание, можно отложить поход в школу еще на годик. За это время ребенка необходимо подлечить, он окрепнет и пойдет в школу в восемь лет, и ничего в этом страшного нет. Второе. Не хочется родителям терять год – приходите, приводите ребенка в первый класс и принесите медицинскую справку о том, что ему показано домашнее обучение. Учителя будут приходить к вам домой, и за этот год и время не будет упущено, и здоровье можно укрепить. Самое главное для родителей – запомнить: если на момент поступления в школу ребенку исполнилось восемь лет, его в первый класс не возьмут. И вопрос этот придется решать через Управление образования.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
● уметь четко произносить все звуки речи;
● уметь интонационно выделять звук в словах;
● уметь выделять заданный звук в потоке речи;
● уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
● уметь произносить слова по слогам;
● уметь составлять предложения из 3-5 слов;
● уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
● уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
● уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
● уметь составлять несколько предложений о предмете;
● различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
● уметь наизусть читать любимые стихотворения;
● уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементы математического представления:
● знать цифры от 0 до 9;
● уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и так далее;
● уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
● знать знаки +, – , =, ;
● уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7>4, 6=6);
● уметь соотносить цифру и число предметов;
● уметь сравнивать две группы предметов;
● уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
● уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
● знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
● уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
● уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
● уметь различать по внешнему виду растения (например, ель, сосна, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
● уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, заяц; корова, коза);
● уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
● иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава);
● знать названия 12 месяцев года;
● знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:
● в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
● полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
● знать правила поведения в общественных местах и на улице.


Количество показов: 563
Выпуск:  № 22 (2247) от 28 февраля 2014 г.
Комментарии