ШКОЛЬНАЯ ФОРМА СТАНЕТ НОРМОЙ, но 1 сентября ученики могут пойти без нее

27.05.2013 
Количество показов: 705
В 1992 году традиционная одинаковая форма в российских школах была официально отменена государственными органами управления.
Запрет был снят, и в школу ученики начали ходить в чем угодно. Причем, далеко не всегда руководствовались чувством меры. Это и заставило государство всерьез задуматься о введении определенного вида одежды для всех учащихся. Но возникает много вопросов. Нужна ли она, когда ученики не желают носить школьную форму? Какой она будет и как отразится на успеваемости учащихся, на семейном бюджете? Обязательна ли или носит рекомендательный характер? И, наконец, с введением формы нарушаются ли права учащихся?

Форма в России станет нормой

«Стандарты единой школьной формы пропишут в Федеральном законе», - заявила на днях заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. По словам депутата, «регионы оказались не готовы принять полномочия». Изначально предполагалось, что в субъектах РФ будут приняты свои фасоны школьной формы в зависимости от традиций и климатических условий. Чиновница подчеркнула, что будет сохранена вариативность. «Для мальчика это могут быть брюки, рубашка, а сверху – жилет или пиджак. Для девочек – разного фасона юбка или брюки, жилет, пиджак или блуза на выбор. Возможно, все это заменит сарафан», – отметила она.

Школьники спасут легпром

В ходе организованного "Общероссийским народным фронтом" круглого стола "Школьная форма: сделано в России" было заявлено, что "российская форма должна производиться россиянами для россиян и из российских материалов", а ее введение в школах послужит быстрому развитию текстильной отрасли. По подсчетам экспертов, объем "госзаказа" на школьную форму составит порядка 36 миллиардов рублей в год, исходя из того, что в России тринадцать миллионов школьников, которым потребуются комплекты формы по цене порядка 3000 рублей. Пока все ассигнования отрасли составляют меньше 1 миллиарда рублей. Вопрос: сколько лет её будут шить-перешивать, ведь с трудом верится в то, что качественную и удобную одежду, какую сейчас нам обещают фабриканты, можно пошить за три месяца на тринадцать миллионов школьников? 
 
Форма без национальных мотивов

Также общественность интересуют вопросы введения этнических элементов. «Все девочки - халадаай, все мальчики - хаптаан. Независимо от национальности носителя. Пусть так в школу ходят, у меня претензий не будет», - так написал один из гостей в Дневниках на сайте Ykt.ru во время обсуждения темы о школьной форме и разместил фотографию. В Коми, например, уже есть отдельные образовательные учреждения, где введена школьная форма с едиными элементами, в том числе и с национальными. По мнению главы республики, такая одежда позволит популяризировать традиции предков и творчески подойти к необходимости развития национальной самоидентификации. 

Введение школьной формы - компетенция образовательных учреждений, решение педагогов и родителей, навязывать решение государство не вправе, однако напоминает - одежда учеников не должна провоцировать национальные конфликты, а потенциальное введение национальных элементов в школьную форму их только разожжет, поэтому национальные и религиозные мотивы могут присутствовать в форме соответствующих образовательных учреждений.

Модный приговор «начинающим гопникам»

В апреле известный модельер Вячеслав Зайцев представил первый вариант будущей обязательной формы для учеников начальных классов. Форма для девочек включает плиссированную юбку, брюки, сарафан в клетку, сорочки и различные кардиганы. Школьная форма для мальчиков состоит из брюк, сорочек и водолазок, поверх которых предполагается надевать жилеты и кофты. Вся коллекция выполнена в серых и синих цветах с розовой и белой отделкой. Коллекцию Зайцева поддержали более 30 процентов Интернет-пользователей. Но каково будет ходить каждый день в трикотаже? Выдержит ли она две стирки в неделю? По мнению родителей, в такой форме «много вязанного», а значит, быстро растянется. Папы считают, что «пацанам вообще не пойдёт такое» - им бы попрактичнее. И вообще, «зачем эти шапочки нужны? В помещении их снимать нужно, с ними создается впечатление начинающих гопников».

Дети: наши права ущемляют!

Из «Закона об образовании РФ»  следует, что вопросы введения и не введения школьной формы не освещены законом  и данный вопрос администрация школы должна решать самостоятельно, но есть одна оговорка: это не должно нарушать права  ребенка. Но давайте сначала разберемся - что такое права ребенка?

В большинстве случаев школа не нарушает прав ребенка, однако в некоторых вопросах, как считают ученики, она все же ущемляет их. Какие же права ущемляет школьная форма, по мнению учеников: свободу выбора, свободу самовыражения, право на индивидуальность, свободу личности, свободу слова и мысли, право на бесплатное образование, неординарность и человеческое достоинство. Они боятся быть похожими на всех и придирчивы к фасону, ткани, цвету, крою, качеству. Одна знакомая родительница рассказала мне, что ее дочь отказывается ходить в школу, если форма будет неудобной и некрасивой. Оно понятно. Но если эта девочка придет в учебное заведение с фиолетовыми волосами в мини-юбке, едва прикрывающей интимные места, то не позорит ли она этим свою школу?

Родители: должна быть дисциплина!

Большинство родителей считают, что в школах следует вводить форму одежды. По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей и ее «дисциплинирующий» фактор. Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом. Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить и «потеря  индивидуальности». Также родители указывают на фактор «затратности» денег, сил и времени. Создается впечатление, что до этого они покупали ребенку все дешевое с близлежащей лавки. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы.
Был задан вопрос относительно того, какой видят школьную форму родители? Опрос выяснил, что большинство считает, что школьная форма должна быть функциональной, чтобы в ней можно было и за партой сидеть, и в футбол погонять, и в классики поиграть. Части опрошенных не важно, какой будет школьная форма, лишь бы она была недорогой и комфортной. 
Права ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка, как человеческой личности.
Права ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.
О правах детей, как и правах человека, речь идет в акте «власть-личность». Если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему пользоваться этим.
Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказание, и защиту от рабства и подневольного состояния.
Если ребенок/человек имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры истребования права:  «Иметь право – значит мочь, притязать». В ином случае право становится пустой декларацией.

В Якутии с формой определились

В апреле в Якутске состоялся круглый стол на тему единой школьной формы. В школах проведены конкурсы на лучшую эмблему и голосование за лучший фасон. Например, в школе № 23 большинство старшеклассников (66%) проголосовало за форму синего цвета. Родители и учителя пошли навстречу пожеланиям учащихся и утвердили положение о школьной форме, выбрали группу ответственных лиц и уже сейчас подают заявки на пошив. Учителя города рекомендуют родителям покупать форму в магазинах ООО «Забава» и ООО «Непоседа» - так, по их мнению, меньше хлопот. Но меньше ли? Уж не лоббирование ли это чьих-то интересов?

Георгий Афонский, директор школы № 23:
- Интересы ребенка поставлены во главу угла. Приобретая форму у одного продавца, мы меньше рискуем купить одежду, отличающуюся по тону или крою. Так будет просматриваться единый стиль с первого класса по последний. И потом, покупать оптом легче, дешевле и выгоднее. К самой идее введения школьной формы я отношусь положительно. Я вам больше скажу - на заседании круглого стола я был одним из инициаторов разработки Положения о школьной форме в нашей республике. Давайте рассмотрим ситуацию со стороны взрослого человека. По правилам внутреннего трудового распорядка он же приходит на работу в офисной одежде. Школьная форма – это тоже вид делового дресс-кода, который вводится руководством школы, и ребенок тоже должен его соблюдать. В этом я вижу одни положительные моменты: форма дисциплинирует, сплачивает коллектив, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма. К тому же, она исключает конкуренцию между учениками в одежде, устраняя визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые-бедные». На учебный процесс одинаковая одежда также влияет благотворно. Когда дети одеты в единую форму, у них развивается меньше всевозможных комплексов.

Хотите быть умным – носите форму

С высоты буквы закона вопрос школьной формы решен. Почти. Все упирается в детали. Федеральный закон расставит все точки над «I». На августовских педсоветах будет создана рабочая группа, которая проработает все детали возможной поправки о школьной форме в закон "Об образовании". 

С точки зрения социально-психологической – почему дети не хотят носить форму - возможно, дело в неправильной трактовке родителями использования оной. Убедить ученика ее носить очень даже просто. Во-первых, в наше время даже в школьной форме можно выглядеть модно и стильно. Обратите внимание своего ребенка на то, что в костюме он будет выглядеть взрослее, ведь все дети хотят поскорее стать взрослыми. Во-вторых, выбирать этот предмет гардероба нужно обязательно с ребенком. В-третьих, это должна быть удобная вещь, которая будет нравиться самому ученику. Вообще школьная форма позволяет больше сконцентрироваться на знаниях, а не на том, во что и как кто одет. Хотите вырастить опрятного, богатого на знания и само дисциплинированного человека? Отнеситесь благосклонно к идее введения школьной формы. Тем более, что она становится обязательной. За приход без формы со школы, конечно же, не выгонят, но, как объявили на родительском собрании, за дверь выставить могут с последующей записью в дневнике. На успеваемости школьников, я думаю, введение школьной формы не отразится. По крайней мере, для прилежного ученика. Лентяя же, по моему мнению, форма настроит на учебный лад. Как говорит моя хорошая знакомая, тоже, кстати, Отличник образования, учитель учителей и многодетная мама: «Порядок везде – порядок в голове». По семейному бюджету, я считаю, сильно не ударит – любая детская одежда делового стиля будет стоить равноценно. Что касается ущемленности прав ребенка, то, думаю, что лучше пусть ребенок сейчас - в школе - учится дрес-коду, чем потом, при приеме на работу, когда ему откажут, например, из-за ногтей, окрашенных в кислотно-зеленый цвет или джинсов с висячей мотней посередине, размером с полкуля картошки.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о школьной форме в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения.
1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»,Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и уставом образовательного учреждения.
1.2. Правовой основой для требований, предъявляемых к школьной форме являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.2. 2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий(изделиям),
контактирующим с кожей человека» и технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).
1.3. Школьная форма дисциплинирует, сплачивает коллектив, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
•Форма исключает (ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые-бедные»
•Форма позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и
не отразится отрицательно на их здоровье.
1.4. Настоящим Положением определяются примерные требования к школьной форме.
Требования к школьной форме:
2. Примерные требования к школьной форме
2.1. Стиль школьной формы - деловой.
2.2. Школьная форма подразделяется на повседневную и спортивную.
2.3. Повседневная форма:
Для обучающихся 1-4 классов установленного образца, заказываемая
коллективно.
Для обучающихся 5-11 классов выбираемая из предлагаемых школой
вариантов.
Мальчики, юноши- пиджак, брюки, мужская сорочка (рубашка), туфли.
Рубашки разных цветов, однотонные. Пиджак, брюки и рубашка неярких
тонов. Жилет, пуловер (свитер) однотонный без рисунков и без надписей;
Девочки, девушки - пиджак и юбка (брюки), блузка. Блузки разных
цветов, однотонные. Пиджак и юбка (брюки) неярких тонов, однотонные,
клетчатые в мелкую полоску. Жилет, пуловер (свитер) однотонный без
рисунков и без надписей. Возможен вариант, когда класс (параллель)
заказывает одинаковую форму в рамках вышеперечисленных требований.
2.4. Во время праздников все надевают белые блузки (рубашки).
2.5. Спортивная форма.
Спортивная форма включает футболку и спортивные трусы (шорты, спортивные брюки) или
спортивный костюм. Кеды (спортивные тапки или кроссовки). Форма должна соответствовать
погоде и месту проведения физкультурных занятий.
2.6. Обучающиеся должны иметь сменную обувь для занятий в школе и вне ее.
2.7. Школьная форма соответствует гигиеническим требованиям к детской одежде,
контактирующей с кожей человека.
2.8. К деловому стилю одежды не относятся следующие варианты:
2.8.1.Одежды и обуви:
•Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);
•Джинсы
•Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.)
•Прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачным вставками;
•Декольтированные платья и блузки (открыт У-образный вырез груди, заметно нижнее белье);
•Вечерние туалеты;
•Платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);
•Слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
•Одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
•Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;
•Спортивная обувь (в том числе экстремальных видов спорта и развлечений);
•Обувь в стиле «кантри» (казаки);
•Массивная обувь на толстой платформе;
•Вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих
тканей и т.п.);
•Туфли на чрезмерно высоком каблуке;
•Высокие сапоги-ботфорты в сочетании с деловым костюмом.
2.8.2. Волос:
•Экстравагантные стрижки;
•Окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
2.8.3. Маникюра:
•Маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.)
•Маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы);
•Вечерние варианты макияжа и использованием ярких, насыщенных цветов.
2.8.4. Украшений:
•Массивные серьги, броши, кулоны, кольца;
•Пирсинг;
•Аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные
вещества и противоправное поведение.
3. Права и обязанности обучающихся
Обучающиеся имеют право
3.1. участвовать в обсуждении, разработке, принятии вариантов школьной формы;
3.2. выбирать школьную форму из предложенных (одобренных органом государственно-общественного управления) вариантов;
3.3. самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары к школьному костюму;
3.4. участвовать в принятии решения о выборе единого стиля или цветовой гаммы для классного коллектива или образовательного
учреждения;
3.5. вносить предложения по отражению в школьной форме региональных или школьных особенностей, знаков различия (эмблема,
аксессуары и т.п.);
3.6. носить в холодное время года джемперы, свитеры и пуловеры неярких цветов.
Обучающиеся обязаны;
3.7. содержать форму в чистоте;
3.8. в дни проведения торжественных линеек, праздников одевать белые блузки, рубашки;
3.9. носить школьную форму ежедневно.
4. Права и обязанности родителей:
Родители (законные представители) имеют право
4.1. участвовать в обсуждении, разработке, принятии вариантов школьной формы;
4.2. обращаться с предложениями по внесению изменений в настоящее Положение;
4.3. организовать коллективное приобретение (пошив) школьной формы.
Родителя обязаны
4.4. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу;
4.5. приобрести школьную форму до начала учебного года, и по мере необходимости.
Количество показов: 705
Выпуск:  № 35 от 10.05.2013 г.
Комментарии