Подзатыльник – альтернатива репетитору?

19.09.2014 
Количество показов: 1055
В наше время родителям приходится платить дважды. Так происходит чаще всего: сначала мы платим за всевозможные гаджеты-айфоны, планшеты и ноутбуки, оплачиваем грабительские тарифы за Интернет, а потом – услуги репетиторов.
Не всегда и не везде, но такое встречается: ребята вместо того, чтобы постигать премудрости логарифмов и косинусов, правила великого могучего, занимаются чем угодно, только не тем, ради чего приходят в школу. А ближе к окончанию четверти, а то и завершению года родители (а не дети!) хватаются за голову: срочно нужно восполнять пробелы в головах детишек. И возникает вопрос: что делать?

Зачем нужно репетиторство?

Многие родители вполне резонно задаются вопросом: а зачем нанимать репетитора? Зачем тогда школа, если в положенные часы часть школьников способна осилить материал, а вот другая – нет? Есть ребята, которые действительно медленнее соображают просто по своему складу ума, и им сложнее успевать схватывать на лету материал и запоминать его. И родители нанимают репетиторов. Но тут возникает логичный вопрос: а зачем тогда ребенку ходить в школу, если у родителей хватает средств оплачивать услуги преподавателей на дому?

Алина Бубякина, учитель начальных классов СОШ №31 г. Якутска:

-  А как же насчет социализации ребенка?  Ведь школа – это не только базовые знания, но и подготовка ребенка к жизни в обществе, маленький микромир, где ребенок учится контактировать с людьми как взрослыми, так и ровесниками, преодолевать трудности, налаживать взаимодействие, учится сопереживать, помогать, сочувствовать.

- Но если все-таки родители настаивают: мы нанимаем опытных репетиторов, а учитель приходит проводить контрольные работы, к примеру, или ребенок в школу приходит только на контрольные занятия или экзамены?
- Есть такое понятие, как «домашнее обучение». Но! Должна быть справка, что ребенок действительно по медицинским показаниям, не может посещать школу. Комиссии по контролю за состоянием ребенка проводятся регулярно. Но домашнее обучение, к примеру, в начальных классах – восемь академических часов. А вот дальше – дело родителей: нанимать ли репетиторов для дополнительных занятий.

- А если все-таки родители настаивают на том, чтобы здоровый ребенок не посещал школу и учился на дому?
- В моей практике, да и в нашей школе, таких сумасшедших родителей не встречалось. 
А вообще, сейчас репетиторство носит в основном обучающий характер, нацелено на более глубокое и всестороннее изучение предмета, а не просто заучивание и повторение того, что по какой-то причине «прошло мимо» на уроке.

- Когда же действительно ученику необходим репетитор? И можно ли обойтись без него?
- Репетитора можно нанимать в любом возрасте – это личное дело каждого родителя. Задача хорошего репетитора не сводится к простому совместному выполнению домашнего задания, он должен уметь не только указать и исправить ошибки, но и проработать их вместе с учеником, предупредив их повторное возникновение. Настоящий репетитор преподает так, чтобы увлечь своим предметом, сделать непонятное понятным, неинтересное – интересным, он должен сам быть интересен. 
Конечно, обойтись без репетиторства можно, к тому же это не повальная тенденция: большинство учеников все-таки прекрасно справляется без них, своими силами, родители помогают, если нужно – организовываются дополнительные занятия.

- Подзатыльники дома помогут наверстать упущенное?
- Ну, скажете тоже. Какие подзатыльники? Нужно искать другие методы убеждения, не такие кардинальные. Если родители и учитель видят, что ребенок просто ленится и у него есть возможность самому усвоить материал, просто много времени тратит, к примеру, на компьютер, игры во дворе, телевизор, Интернет, то нужно включить родительское убеждение и методы воздействия. В каждой семье – свои. Возможно, кто-то считает подзатыльник альтернативой репетиторству. Но есть ребята, которым действительно сложно успевать за остальными – не из-за лени, а особенностей характера или мышления.

- Как проверить результат занятий с репетитором?
- Ну, это очень просто. И это не только улучшение показателей за домашнюю работу, но, что самое главное, самостоятельной работы в классе и организации учебы в целом, самодисциплина.

Валентина ЗАЯЦ, завуч СОШ №31 Г. Якутска:
- Если уж возникла необходимость, то мы рекомендуем использовать репетиторство с 10-11 класса как индивидуальный способ подготовки, повышающий эффективность сдачи ЕГЭ, а также компенсирующий пробелы и недостатки школьного образовательного курса. Это важно как для подготовки к ЕГЭ, поступлению в вуз, так и для занятий по любому предмету. Неудивительно, что на данный момент наиболее востребованными в нашей стране являются репетиторы по математике, русскому языку и иностранному языку.

Тысяча за два урока

Разброс цен на услуги разный. Можно найти и самый «бюджетный» вариант, если запастись терпением и поискать. Но средняя цена на репетиторство (по объявлениям) – 500 рублей в час. Причем было бы неплохо поинтересоваться – академичесий час (45 минут) имеется в виду, или астрономический (60 минут)?  15 дополнительных минут занятий никому еще не мешали. Педагоги с опытом при условии, что у них найдется время на вашего ребенка, могут взять дороже, а «по знакомству» - немного скинуть. 
Чем больше информации родители соберут о преподавателе перед тем, как принять решение о начале занятий, тем лучше. «Погуляйте» по разным специализированным сайтам, сделайте запрос в «поисковике», наконец, подробно побеседуйте с преподавателями хотя бы по телефону, и станет гораздо легче сделать выбор. Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь выбор в любом случае за вами.


Репетиторство из-под палки

С увеличением объема знаний учитель часто не справляется в должной мере в отведенные ему академические часы, а уж тем более не в силах обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Ангелина, учитель физики одной из городских школ, признает: средний уровень заработной платы многих школьных учителей, особенно предметников, не является стимулом к полноценному преподаванию с их стороны, заставляя работать по принципу «от звонка до звонка».
- То есть: что успел – то рассказал, а остальное переходит на самостоятельное домашнее изучение? 
- Примерно так. Более того: большое количество детей в классах также является препятствием для полного усвоения и понимания предмета изучения, ученики отвлекаются друг на друга, нередко просто не могут или не хотят сконцентрироваться на учебе. Те же телефоны и планшеты, сколько не говоришь: на уроках выключайте – ноль реакции. Звук выключают и сидят – кто в Интернете, кто ватсапится.  К тому же способности и нацеленность на результат у всех разные. Поэтому кто-то из ребят успевает все, а кое-кто  вообще ничего.

- Говорят, что иногда родители вынуждены прибегать к услугам репетиторов не добровольно, а принудительно, когда без видимых на то причин учителя просто вынуждают нанимать репетитора для ребенка, предлагая свои собственные платные услуги либо другого знакомого учителя. Некий такой «круговорот репетиторов в природе».
-  Если положение не безнадежно, учитель не будет настаивать на своих или чьих-либо услугах. Хотя за всех говорить не могу – возможно, такое практикуется. Это уже вопросы этики. Но в любом случае: ученику от этого хуже не будет. При таком варианте школьник, конечно, быстро «подтянет» предмет и улучшит свои оценки, согласно прейскуранту, а родители смогут больше не беспокоиться по поводу домашних заданий.


Количество показов: 1055
Выпуск:  № 105 (2330) от 19 сентября 2014 г.
Комментарии